Правовой статус Национального банка Украины

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

В правовой и экономической литературе сформулировалось определение так называемого «банка банков», который можно назвать Центральным (или национальным) банком страны. Считается, что Центральный банк должен быть:

  1. Единым эмиссионным центром, который имеет монопольное право денежной эмиссии на территории страны, которая сохраняет и учитывает национальные золотовалютные резервы.
  2. Банком правительства, обязанным поддерживать государственные экономические программы, осуществлять кредитование дефицита государственного бюджета, размещать государственные ценные бумаги.
  3. Органом стабилизации национальной денежной системы.
  4. Кредитором коммерческих банков при отсутствии у них средств.
  5. Органом банковского надзора, поддерживающим необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе.

Всем этим признакам соответствует Национальный банк Украины, который представляет интересы государства в центральных банках других стран, международных банках и финансово-кредитных организациях.

Национальный банк Украины был создан на базе Украинского республиканского банка Госбанка СССР в соответствия с Постановлением Верховной Рады Украинской ССР от 20 марта 1991 г. «О порядке введения в действие Закона Украинской ССР «О банках и банковской деятельности». 7 октября 1991 г. Постановлением Президиума Верховной Рады Украины «Об уставе Национального банка Украины» был утвержден устав НБУ.

Международной банковской практикой разработан и проверен ряд базовых факторов, определяющих условия деятельности центрального банка, к которым принадлежат: система действующих законов, степень независимости центрального банка от органов государственной исполнительной власти и его взаимодействие с банковской системой и кредитными учреждениями страны. Эти факторы требовали своего закрепления в нормативно-правовых актах, которые устанавливали правовой статус НБУ и урегулировали его взаимоотношения с органами государственной власти, определяли его место в системе органов государственной власти и создали реальные правовые гарантии независимости банка при осуществлении его функций.

Конституция Украины определила главные аспекты деятельности Национального банка как центрального звена и руководящего органа денежно-кредитной и валютной системы страны, закрепив его автономный статус в структуре власти. Наличие властных полномочий является одним из важнейших признаков Национального банка Украины, который свидетельствует о праве центробанка устанавливать формально-обязательные правила поведения и добиваться их осуществления с помощью предусмотренных законами средств влияния. Национальный банк Украины является центром банковской системы и выступает вместе с тем в двух ипостасях – как орган государства, который выполняет функцию обеспечения стабильности национальной валюты и выступает как своеобразный центр самоуправления банковской системы.

Принятый в 1999 г. Закон Украины «О Национальном банке Украины» заложил новые подходы относительно организационной структуры и правового статуса органов управление центрального банка Украины. В соответствии с Конституцией Украины и указанным законом руководящими органами центробанка государства являются Председатель НБУ, Совет НБУ и Правление НБУ.

Национальный банк организуется и функционирует соответственно общим правовым принципам, которые присущи большинству государственных органов. Согласно с ст. 22 Закона Украины «О Национальном банке Украины» к системе НБУ относятся: центральный аппарат, филиалы (территориальные управления), расчетная палата, Банкнотно-монетний двор, фабрика банкнотной бумаги, Государственная сокровищница Украины, Центральное хранилище, специализированные предприятия, банковские учебные заведения и прочие структурные единицы и подразделы, необходимые для обеспечения деятельности Национального банка.

НБУ является самостоятельным юридическим лицом, независимым от правительства и подотчетным Верховной Раде Украины (ст. 6, 7 Закона «О банках и банковской деятельности»). Он является государственным учреждением, так как его уставный фонд сформирован за счет средств государства (ст. 9).

Согласно ст. 10 Закону «О банках и банковской деятельности» руководящим органом Нацбанка есть Правление, которое формируется из 11 человек (Председатель Правления, его заместители и члены Правления). Председатель Правления НБУ назначается Верховной Радой Украины сроком на 4 года по представлению Председателя Верховной Рады Украины, Заместители Председателя Правления и прочие члены Правления назначаются Президиумом Верховной Рады Украины по представлению Председателя Правления НБУ.

Председатель Правления руководит работой Правления НБУ, а также:

  • рассматривает состояние денежного обращения и разрабатывает предложения относительно основных направлений государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно утверждаются Верховной Радой Украины;
  • принимает решение об уровне резервных требований, экономических нормативов деятельности коммерческих банков и процентных ставок за кредиты, предоставляемые коммерческим банкам;
  • утверждает нормативные документы по вопросам, касающимся компетенции Национального Банка Украины (ст. 16);
  • ведет экономические разработки в области денежного обращения и банковского дела, методики бухгалтерского учета и отчетности;
  • проводит другую деятельность, связанную с выполнением своих функций в соответствии с уставом.

Решения Правления НБУ принимаются простым большинством голосов и оформляются Постановлением.

Основная функция центрального банка государства – обеспечение стабильности национальной денежной единицы. В Украине эта норма закреплена в ст. 99 Конституции Украины и в Законе Украины «О Национальном банке Украины», в ст. 6 которого отмечается, что соответственно Конституции основной функцией Национального банка является обеспечение стабильности денежной единицы Украины. При выполнении своей основной функции Национальный банк оказывает содействие соблюдению стабильности банковской системы, а также, в границах своих полномочий, – ценовой стабильности.

В соответствия с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» НБУ, как эмиссионный центр страны, владеет монопольным правом на выпуск дензнаков в оборот, а также выпуск национальных дензнаков по решению Верховной Рады Украины, определение их номинала, отличительных признаков и системы защиты.

НБУ регулирует количество денег, которые находятся в обороте. Регулируя выпуск банкнот, он осуществляет контроль за процессом создания новых денег, то есть за динамикой и стоимостью кредитов в народном хозяйстве.

Как банк банков Нацбанк:

  • осуществляет регистрацию коммерческих банков и лицензирование операций, которые они выполняют;
  • устанавливает экономические нормативы, регулирующих деятельность коммерческих банков;
  • ведет счета банков-корреспондентов;
  • осуществляет расчетно-кассовое обслуживание коммерческих банков;
  • выдает кредиты коммерческим банкам (на срок по договоренности, под залог векселей и ценных бумаг);
  • хранит обязательные резервы коммерческих банков;
  • осуществляет надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков.

Как банкир правительства, НБУ осуществляет через банковскую систему кассовое выполнение государственного бюджета; покупает и продает ценные бумаги, выпускаемые государством; выступает гарантом кредитов, получаемых правительством. Но он не отвечает по обязательством государства, как и государство не отвечает по его обязательством, кроме тех случаев, если стороны взяли на себя такую ответственность. НБУ запрещается финансирование дефицита государственного бюджета, в случае необходимости он может предоставлять по решению Верховной Рады Украины кредит Министерству финансов на общих условиях под действующую базовую процентную ставку.

Как орган регулирования экономики методами денежно-кредитной политики, НБУ разрабатывает основные ее направления, которые ежегодно утверждаются Верховной Радой Украины.

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в сфере денежного обращения и кредитных отношений, которые проводит государство с целью урегулирования экономического роста, сдерживания инфляции, обеспечения занятости и сбалансирования платежного баланса. Основным объектом (индикатором) денежно-кредитного регулирования со стороны НБУ выступает совокупная (наличная и безналичная) денежная масса в экономике.

Поскольку деньги на современном этапе развития экономики носят кредитный характер, то есть денежная масса создается в основном в процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование структуры и объема денежного оборота НБУ осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определяет условие кредитно-депозитной эмиссии при помощи соответствующих методов и инструментов (учетная, кредитная политика и политика обязательных резервов и политика открытого рынка).

Все эти инструменты направлены на урегулирование кредитного потенциала, как в отдельности взятого коммерческого банка, так и банковской системы в целом.

Кредитный потенциал, то есть способность банка выдавать кредиты (а значит создавать новые деньги) уменьшается, если НБУ:

  • продает ценные бумаги на открытом рынке;
  • увеличивает нормы обязательного резервирования;
  • повышает учетную процентную ставку;
  • сокращает объем кредитов, которые предоставляются коммерческим банкам.

Такую денежно-кредитную политику принято называть политикой «дорогих денег» или рестрикционной политикой. Именно такая политика проводится в данное время в Украине и главной ее целью является сокращение темпов инфляции путем ограничения предложения денег.

Отдельное место в обеспечении стабильного функционирования банковской системы в целому отводится банковскому надзору. Банковский надзор может базироваться на нормах специального банковского законодательства, приспособленного к рыночным условиям. Центральный банк является проводником монетарной политики, и именно эта его функция, в первую очередь, требует наличия сильной и приспособленной к рыночным условиям банковской системы. Таким образом, задачи банковского надзора тесно связаны и определяются задачами и функциями центрального банка как органа, который определяет и осуществляет денежно-кредитную политику в государстве. Кроме того, банковский надзор обеспечивает соблюдение стандартов и нормативов субъектами, которые контролируются банковскими законами и положениями.

Одной из основных функций центробанка является направление банковского надзора на поддержку надежности и эффективности отдельных банков, чтобы обеспечить стабильность и нормальное функционирование всей системы. Службы банковского надзора осуществляют надзорные функции, направленные на оценку и сдерживание многочисленных рисков при осуществлении коммерческими банками банковских операций для недопущения их убыточности, неликвидности и банкротства.

К международным стандартам в сфере проведения банковского надзора следует отнести Ключевые принципы эффективного банковского надзора, которые были опубликованы в августы 1987 г. Базельским Комитетом по банковскому надзору и которые стало основным источником рекомендаций для разработки национальных банковских законодательств стран, которые формировали национальные банковские системы или реформировали их, исходя из мировых стандартов организации банковского дела.

Специальным органом в системе НБУ, на который возложено обеспечение проведения всестороннего и постоянного банковского надзора, является Генеральный департамент банковского надзора, а также департаменты инспектирования и мониторинга банков; регистрации и лицензирования банков; реорганизации и ликвидации банков. Директора указанных департаментов подчиняются директору Генерального департамента банковского надзора.

Операции по банковскому надзору выполняют также отделы банковского надзора за деятельностью коммерческих банков, созданные в региональных отделениях НБУ. В состав отдела входят три сектора: сектор регистрации и лицензирования; сектор анализа и контроля экономических нормативов; сектор инспектирования. Основной задачей отдела является осуществление контроля и надзора за соблюдением банками действующего законодательства Украины и нормативных актов НБУ и обеспечение функционирования банковских учреждений на основе принципов безопасной и стабильной деятельности.

Генеральный департамент по вопросам банковского надзора сотрудничает с Комиссией по вопросам надзора и регулирования деятельности банков. В частности, в 2002 г. с целью совершенствования банковского надзора, оптимизации распределения функций и обязанностей между центральным аппаратом и территориальными управлениями Национального банка Украины относительно надзора за банками Комиссией НБУ по вопросам надзора и регулирование деятельности банков было принято решение от 29 января 2002 г. № 29 о распределении банков на группы в зависимости от размера чистых активов.

С января 2001 г. надзорная деятельность НБУ охватывает все банки, их подразделения на территории Украины и за границей, учреждения иностранных банков в Украине, а также другие юридические и физические лица в части осуществления банковской деятельности (ч. 2 ст. 67 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»). Кроме того, НБУ имеет право проводить проверку лиц, которые охватываются его надзорной деятельностью. При осуществлении проверки центральный банк имеет право требовать от этих лиц представления любой информации, необходимой для осуществления проверки. Инспектированные лица обязаны подавать НБУ затребованную информацию в определенный им срок.

Объектом проверки Национального банка Украины может быть также лицо, относительно которого есть достоверная информация об осуществлении ею банковской деятельности без банковской лицензии.

В Украине внедрена смешанная форма банковского надзора, которая предусматривает сосредоточение функций надзора в рамках центрального банка в тесном взаимодействии с органами внутреннего и внешнего аудита. При осуществления банковского надзора Национальный банк Украины может пользоваться услугами других учреждений. Как и в странах континентальной Европы, в Украине осуществление банковского надзора осуществляется с применением дистанционного контроля и инспектирования на местах.

Итак, целью банковского надзора является:

  • внедрение, поддержка и развитие широкого круга финансовых услуг в интересах функционирования банковской системы и экономики государства в целом;
  • обеспечение эффективной и надежной работы банков, их возможности удовлетворять потребности, требования и претензии своих клиентов;
  • обеспечение соответствия деятельности банковской системы денежно-кредитной политике центробанка, учитывая тот фактор, что регулирование может противоречить цели их деятельности;
  • обеспечение соблюдения законов, нормативно-правовых актов Национального банка Украины, которыми установлены правила, предусматривающие соответствующий уровень профессионализма и компетентности ведения банковского дела.

НБУ предоставляет новообразованным банкам лицензии на осуществление банковских операций в случае соблюдения ими следующих условий (п. 3 Положение НБУ “О порядке лицензирования банков в Украине” №377 от 27.03.1996 г.):

  • наличие профессионально пригодных первых руководящих лиц;
  • наличие подразделения, призванного выполнять соответствующие банковские операции;
  • наличие соответствующих внутренних документов банка, регламентирующих осуществление банком лицензируемой деятельности;
  • обеспечение необходимым банковским оснащением, компьютерной техникой, программными продуктами и средствами связи;
  • соответствие помещения банка требованиям НБУ.

Действующий банк в случае расширения деятельности, кроме перечисленных условий, должен придерживаться целого ряда других (п. 4 Положение НБУ “О порядке лицензирования банков в Украине” № 377 от 27.03.1996 г.), среди которых:

  • уставный фонд банка должен быть зарегистрирован и фактически уплачен в размере, установленном в законодательном порядке (для активных кредитных операций – в размере, эквивалентном 1 млн. евро);
  • соответствие резервного и страхового фондов требованиям действующего законодательства;
  • соблюдение банком экономических нормативов и стабильная безубыточная деятельность на протяжении полугодия;
  • состояние кредитного портфеля не должно угрожать интересам его кредиторов и вкладчиков;
  • положительный вывод внешнего аудитора;
  • отсутствие нарушений банком действующего законодательства и нормативных актов НБУ.

Наряду с предоставлением лицензий Национальный банк может их и отозвать. Делается это по представлению регионального управления НБУ в случае:

  • выявления недостоверных данных, на основании которых была предоставлена лицензия;
  • задержки начала осуществления деятельности, на которую предоставлена лицензия, большее чем на один год из момента предоставления лицензии;
  • возникновения положения, которое угрожает интересам кредиторов и вкладчиков банка;
  • выявления нарушений банком требований банковского и антимонопольного законодательства и нормативных актов НБУ;
  • наличия убыточной деятельности банка на протяжении 3-х месяцев подряд;
  • систематического нарушения экономических нормативов, которые установлены НБУ на протяжении 3-х месяцев подряд или 6-ти месяцев на протяжении года;
  • осуществления операций, для осуществления которых лицензия не предоставлялась;
  • предоставления недостоверной информации и отчетности или несвоевременного их предоставления;
  • невыполнения в установленный срок требований НБУ относительно деятельности банка и условий, на основании которых была представленная лицензия.

Кроме отзыва лицензии на осуществление отдельных операций или всех банковских операций, НБУ может применять к коммерческим банкам такие санкции:

  • повышение норм обязательных резервов;
  • взыскание в бесспорном порядке штрафа в размере неправомерно полученного дохода;
  • устранение руководства коммерческого банка от управления;
  • назначение временной администрации для управления коммерческим банком;
  • реорганизация или ликвидация коммерческого банка.

Основаниями для применения указанных санкций к коммерческим банкам могут быть:

  • нарушение действующего законодательства;
  • нарушение экономических нормативов, регулирующих их деятельность:
  • нарушение порядка, сроков и технологии выполнения банковских операций;
  • допущение несанкционированной эмиссии;
  • невыполнение нормативных актов НБУ;
  • непредоставление отчетности или предоставление недостоверной отчетности;
  • убыточная деятельность или деятельность, которая угрожает интересам вкладчиков и кредиторов банка, препятствует антимонопольным действиям или праву клиента свободно выбирать банк.

Целиком очевидно, что все основные функции, которые выполняет Национальный банк Украины, практически реализуются посредством его взаимоотношений с банками второго уровня (коммерческими банками).

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна