Правовое регулирование внедрения ГМО: проблемы и пути их решения

on 10 Апрель 2011.

Быстрое развитие биотехнологий и расширения круга сфер, где их используют, приводит к тому, что законодательная база не успевает за данным прогрессом. Те мероприятия, которые принимает наше государство, как например, вступившие в силу в марте Критерии оценки рисков потенциального влияния генетически модифицированных организмов на окружающую природную среду, хотя и является позитивным моментом, но все же не решает все проблемы.

Целью данной работы является выявление основных проблем, которые существуют в регулирование данной сферы и предложить целесообразные, эффективные пути их разрешения.

Основы биотехнологии были заложены человеком в древности и связанные с использованием микроорганизмов в хлебопечении, виноделии, пивоварении, приготовлении кисломолочных продуктов, солении, копчении продуктов и т.д. Древнейшим биотехнологическим процессом является брожение. Об этом свидетельствует описание технологии приготовления пива, зафиксированное на дощечке, обнаруженной в 1981 году при раскопках Вавилона, датируемое примерно шестым тысячелетием до нашей эры. В третьем тысячелетии до нашей эры древние шумеры изготовляли до двух десятков сортов пива. Не менее древними биотехнологическими процессами является хлебопечение и получение кисломолочных продуктов. Пятьсот лет до нашей эры в Китае впервые плесень соевых бобов применяли как антибиотик для обезболивания.

Во второй половине ХХ века вследствие стремительного развития фундаментальных научных исследований возникло новое направление в науке - биотехнология, позволяющая создавать и перестраивать экологические системы, конструировать их из элементов, по заранее заданным необходимым наборам свойств. Научный фундамент биотехнологии был заложен в работах основателя современной микробиологии, французского ученого Луи Пастера, который в 1857 году не только определил, что все процессы брожения являются результатом жизнедеятельности микроорганизмов, но и впервые предложил в 1861 году промышленные методы предотвращения порчи вина (пастеризацию). В 1865 году Грегор Мендель, которого считают отцом современной генетики, обнародовал результаты исследований по наследственности признаков при скрещивании бобовых растений. Он открыл неизвестные в то время частицы - гены, передающие признаки от поколения к поколению и сформулировал основные правила наследственности, позднее получили название законов Менделя. Стремительное развитие генная инженерия получила в США именно там впервые были произведены генетически модифицированные продукты для коммерческого использования, а так же впервые было клонировано животное. Современное состояние научных исследований и развития биотехнологии свидетельствует о том, что за последнее столетие человечество достигло значительных успехов на пути познания основ бытия всего живого на Земле и процесса эволюции. Однако нерешенность вопроса о полезности ГМО ставит весь успех под сомнение.

Термин «генетически модифицированный организм» законодательно определен Директивой ЕС 2001/18/ЕС от 16 декабря 2002 о намеренном выпуске в окружающую среду генетически модифицированных организмов. Согласно ч. 2 ст. 2 настоящей Директивы генетически модифицированным организмом является любой организм, кроме человека, в котором генетический материал был изменен таким образом, который невозможен в естественных условиях в процессе спаривания и / или естественной рекомбинации. Директива четко определяет, что люди не рассматриваются как организмы, и перечисляет технологии, использование которых позволяет получить генетически модифицированные организмы. В биобезопасности к Конвенции обиологическое разнообразие используется термин «живой модифицированный организм»(ЖМО). Статьей 3 протокола к данной Конвенции ЖМО определены, как любой живой организм, обладающий новой комбинацией генеческого материала, полученной благодаря использованию современной биотехнологии, а «живой организм» – как любое биологическое образование, способно к передаче или репликации генетического материала, включая стерильные организмы, вирусы и вироиды. В законе Украины «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов» эти оба понятия объединены и определены как: «генетически модифицированный организм, живой измененный организм (ГМО) – любой организм, в котором генетический материал изменен.

Необходимо отметить, что сегодня в Украине не существует единого государственного органа, который бы занимался вопросами ГМО. Соответственно в Законе о биобезопасности полномочия по контролю и регулирования распылены между пятью органами исполнительной власти: Кабинатом Министров, Министерством образования и науки, Министерством охраны окружающей среды, Министерством охраны здоровья и Министерством аграрной политики. Помимо того, что не существует единого органа, стоит отметить определенную громоздкость, которая выражается в том, что если ГМО содержится в продукте, который может быть одновременно и источником продовольственных продуктов и кормов, то регистрация требуется и в Министерстве здравоохранения и в Министерстве аграрной политики. Вследствие чего, первоочередной мерой является создание одного органа, который специализировался на ГМО.

Общеизвестно, что в Украине используется генная инженерия для производства продовольственных продуктов и кормов, иначе в нашем государстве не поднимался бы вопрос о ГМО, однако, с другой стороны, у нас не зарегистрировано не одного ГМО, что явно свидетельствует о том, что не создан эффективный механизм регистрации и контроля ГМО, вследствие чего следует усилить государственный контроль над данной сферой и увеличить ответственность предпринимателей за несанкционированное использование данной продукции.

Статья 15 Закона Украины «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителей получать полную и достоверную информацию о продукте, в том числе о содержании ГМ компонентов. Однако на практике это сделать довольно таки трудно. Во-первых, потому, что те лаборатории, которые были созданы для исследований, принимают заявление о проверки продукции на наличие ГМО только от юридических лиц. Физические лица в данном случаи могут обращаться в санитарно-эпидемиологическую станцию, которая на современном этапе не оборудованы надлежащим образом для проведения такого рода исследований. А во-вторых, вся процедура выявления ГМО является достаточно дорогостоящей (от 100-700 грн.), из-за чего не все граждане могут позволить себе эту, как можно судить из цены услуги, «роскошь» воспользоваться своим правом на информацию и правом на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, которые, между прочим являются конституционными правами, а значит имеют высшую юридическую силу, а также должны быть приоритетами государства, однако, как мы видим, не все так радужно, как нам хотелось.

Уже долгое время в научных кругах обсуждается проект Перечня продуктов, в которых допустимо содержание ГМО, однако по различным причинам данный документ не принимается, хотя введение его в силу помогло бы нам расставить границы использования ГМО.

Важным изменением, которое мы предлагаем, это сокращения срока разрешения производства ГМО с 5 до 2 лет с ежеквартальным отчетом о своей деятельности перед специализированным органом, создание которого мы предложили ранее. А так же установить предельное количество продуктов, содержащих ГМО, которые будут выпускаться на рынок. Целесообразно будет установить ценовое отличие продуктов, содержащих ГМО, от продуктов, произведенных без вмешательства генной инженерии, как это сделано в большинстве Европейских стран.

Приведенные выше пути решения проблемы правового регулирования помогут стабилизировать данные отношения и добавить в них конкретики, что будет способствовать не только уменьшению сумбурности данной достаточно динамичной сферы отношений, но и даст возможность общественного контроля, что, безусловно, не может быть не важным для демократического государства.

Список литературы

1. ГМО: виклики сьогодення та досвід правового регулювання / Баласинович Б., Ярошевська Ю. – К.: АДЕФ-Україна, 2010. – 255c.

2. Проблема ГМО в Україні – реальність сьогодення // Газета "Споживач.інфо"/ – №2(2) – 2009.

3. 80% перевіреної продукції – з ГМО. ЗІНЧЕНКО О. // « Місто». – № 13. – 2011.

4. Закон Украины «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов» № 1103-V от 09.02.2010 [Електронный ресурс] // Официальный сайт Верховной Рады Украины. – Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1103-16

5. Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» № 771/97-ВР от 23.12.19972010 [Електронный ресурс] // Официальный сайт Верховной Рады Украины. – Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=771%2F97-%E2%F0

6. Закон Украины «О защите прав потребителей» № 1023-XII от 12.05.1991 [Електронный ресурс] // Официальный сайт Верховной Рады Украины. – Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1023-12

7. Приказ Министерства экологии и природних ресурсов Украины « об утверждении Критериев оценки риска потенціального влияния генетически модифицированных организмов на окружающую природную среду// Официальный сайт Верховной Рады Украины. – Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=z0247-11

Научный руководитель – В.И. Бондарь кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экологии Восточноукраинского национального университета

Данная работа представлена на конкурс научных работ студентов «Экология и право: теория и практика», проводимый на кафедре экономико-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко

Руна