Банкротство в хозяйственной деятельности

Банкротство – комплексный феномен, возникающий на перекрестке экономических и юридических факторов, а именно тогда, когда экономическая неэффективность хозяйствующих единиц становится наглядной в соответствующем правовой среде. Оно характеризует неспособность предприятия (организации) удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Закон Украины «О банкротстве» под банкротством понимает связанную с нехваткой активов в ликвидной форме неспособность юридического лица субъекта предпринимательской деятельности удовлетворить в установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

Украина на протяжении последних нескольких лет осуществляет переход от планово-распределительной, командно-административной экономики к обществу со свободным рынком. Всякое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником. [5]

При нормальных условиях хозяйствования акционеры и кредиторы надеются на вознаграждение, уровень которого зависит от степени прибыльности фирмы. Одна из первых признаков движения к банкротству - спад доходности фирмы ниже стоимости и капитала. Проценты за кредит и дивиденды, выплачиваемые компанией, перестают соответствовать современным рыночным условиям хозяйствования, а вложение средств в такую фирму становится невыгодным. Кредиторы (владельцы облигаций и другие) получают определенные суммы, определенные кредитными договорами, но относительная выгодность их вложений в данную фирму уменьшается, а в связи со снижением стоимости акционерного капитала падает и цена акций, увеличивается риск невозврата средств, у фирмы возникают трудности с наличностью, особенно если кредиторы не пролонгируют кредитные соглашения.

Может возникнуть кризис ликвидности и фирма войдет в состояние «технической неплатежеспособности». Это явление можно уже рассматривать как банкротство. Зарубежный опыт показывает, что спрогнозировать банкротство можно за 1,5-2 года до появления его очевидных признаков. Вполне возможным является выявление начальных признаков банкротства через прогнозирование «цены предприятия» на ближайшую и долгосрочную перспективу. Цена фирмы - это при ведении к настоящему времени потоки выплат кредиторам и акционерам. [4]

Банкротство как одна из юридических оснований ликвидации предприятий регулируется Законом Украины "О предприятиях в Украине" (статьи 24 и 34). Порядок и условия признания субъектов предпринимательской деятельности банкротами с целью удовлетворить претензии кредиторов регулирует специальный Закон Украины "О банкротстве" от 14 мая 1992 p., ныне действует в редакции от 30 июня 1999 и называется "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом ". Настоящий Закон определяет условия и порядок восстановления платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности - должника или признании его банкротом и применение ликвидационной процедуры, полного или частичного удовлетворения требований кредиторов. [1]

Положения настоящего Закона применяются также и к юридическим лицам, которые действуют в форме потребительского общества, благотворительного или иного фонда (т.е. не являются субъектами предпринимательской деятельности).

Вместе с тем, положения этого Закона не применяются к юридическим лицам - казенных предприятий, а также к юридическим лицам - предприятий, являющихся объектами права коммунальной собственности, если относительно них исключительно на пленарном заседании соответствующего совета органов местного самоуправления принято решение относительно этого.

Отдельные отношения по производства по делам о банкротстве регулируются также Арбитражным процессуальным кодексом Украины, о чем в Законе есть специальные оговорки. Особенности производства по делам о банкротстве банков регулируются Законом Украины "О банках и банковской деятельности", а порядок продажи имущества банкрота регулируется также с учетом требований законов Украины "О приватизации государственного имущества" и "О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)".

Таковы основные нормативные акты о банкротстве, понятие которого содержит ст. 1 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом". Банкротство - это признанная арбитражным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры. [2]

В свою очередь, под неплатежеспособностью Закон понимает несостоятельность субъекта предпринимательской деятельности выполнить после наступления установленного срока их уплаты денежные обязательства перед кредиторами, в том числе по заработной плате, а также выполнить обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) не иначе как через восстановление платежеспособности. Из приведенного определения вытекает, что банкротство имеет экономический и правовой характер.

С экономической точки зрения банкротство является неспособностью субъекта продолжать свою предпринимательскую деятельность вследствие ее экономической нерентабельности. Субъект предпринимательства имеет столько долгов перед кредиторами и обязательств перед бюджетом, когда их требования будут предъявлены в определенные для этого сроки, то имущества субъекта - активов в ликвидной форме - не хватит для их удовлетворения.

Юридический аспект банкротства, прежде всего в том, что у субъекта есть кредиторы, есть лица, имеющие подтвержденные документами имущественные требования к нему как к должнику. Это имущественные правоотношения банкротства, осуществление которых в установленном законом порядке может привести к ликвидации субъекта предпринимательства.

Особенностью Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" является то, что этот Закон регулирует две большие группы общественных отношений - материальные (организационно-правовые и частично процедурные), которые связаны с восстановлением платежеспособности должника, и процессуальные, это связанные с признанием должника банкротом.

Материальные отношения складываются, как правило, при осуществлении мероприятий по предотвращению банкротству должника (предоставление финансовой помощи, досудебная санация). Отдельные материальные отношения возникают и функционируют также при применении судебных процедур (распоряжения имуществом должника, принятие мер по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренных планом санации, и т.п.). [3]

Вследствие возбуждения дела о банкротстве возникает комплекс процессуальных правоотношений относительно: возбуждение производства по делу, обеспечение денежных требований кредиторов, предварительного заседания арбитражного суда, судебной санации, признание должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры, мирового соглашения, прекращении производства по делу о банкротстве и т.д.

Субъектами банкротства (банкротами) действующий Закон признает не только юридических лиц, как это было раньше, но и физических лиц, зарегистрированных как субъекты предпринимательской деятельности. Причем, как это следует из содержания отдельных положений ст. 1 Закона, субъектами банкротства могут быть, только лица одной категории - субъекты предпринимательства, которые называются в Законе должниками или банкротами.

Должником соответствующий субъект считается на всех стадиях производства по делу о банкротстве, банкротом, после того как арбитражный суд примет постановление о признании должника банкротом.

Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" не распространяется на юридических лиц, не занимающихся согласно их уставами (положениями) систематической предпринимательской деятельностью, и на физических лиц – не предпринимателей.

С другой стороны, в отношениях банкротства выступают кредиторы. Это могут быть юридические или физические лица, имеющие в установленном порядке подтвержденные документами требования относительно денежных обязательств к должнику, относительно выплаты задолженности по заработной плате работникам должника, а также органы государственной налоговой службы и другие государственные органы, осуществляющие контроль над правильностью и своевременностью взыскания налогов и сборов (обязательных платежей). К другим государственным органам Закон, в частности, относит: органы местного самоуправления или центральные органы исполнительного власти (п. 2 ст. 42; п. 2 ст.43); государственные органы по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, по вопросам охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, по вопросам геологии и использования недр (п. 2 ст. 43); государственный орган по делам надзора за страховой деятельностью (п. 1 ст. 45); государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг (п. 1 ст. 46).

Если к одному должнику имеют имущественные требования два или больше кредиторов, последние должны действовать в делах о банкротстве как собрание кредиторов. Собрание может создавать комитет кредиторов. Когда кредиторов более десяти, создание такого комитета является обязательным. Полномочия этого органа определяет собрание. Эти органы - собрания, комитет - необходимые для участия в производстве по делам о банкротстве со стороны кредиторов с тем, чтобы действовали не отдельные многочисленные кредиторы, а один общий, объединенный кредитор. [6]

Любые колебания вокруг предприятий, входящих в систему национальных интересов и экономической безопасности, не говоря уже о процедуре банкротства, ведут к подрыву украинской экономики, дестабилизации в обществе. Поэтому Украине исключительно невыгодно не только банкротство предприятий, но и любые финансовые или менеджерские проблемы на предприятиях, не выгодны действия кредиторов этих предприятий, если они дестабилизируют их работу.

Устойчивое финансовое положение предприятия зависит, прежде всего, от улучшения таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача. Рациональному размещению средств предприятия способствует хорошая организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. В то же время финансовые затруднения предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. В связи с этим анализ финансового состояния предприятия и анализ производственного стороны его деятельности должны взаимно дополнять друг друга. [7]

Список использованной литературы:

1. Балюк И.А. Хозяйственное процессуальное право: учеб. пособие / Государственное высшее учебное заведение "Киевский национальный экономический ун-т им. Вадима Гетьмана". - К.: КНЕУ, 2008.

2. Булгакова И.В. Хозяйственное право Украины: Учеб. пособие. / Академия адвокатуры Украины. - К.: Прецедент, 2006.

3. Винник О.М. Хозяйственное право: Курс лекций. - К.: Атика, 2005.

4. Голяк Л.В. Хозяйственное право: Учебник. - Метод. пособие / Межрегиональная академия управления персоналом. - К.: МАУП, 2006.

5. Хозяйственный кодекс Украины от 16 января 2003г.

6. Щербина В.С. Субъекты и объекты хозяйственного права: монография. - М.: Интер, 2008.

7. http://zakon. rada. gov. ua

Научный руководитель – В.Н. Тисунова, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономико-правовых дисциплін Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко.

Эта работа представлена на конкурс научных работ студентов «Экономико-правовые проблемы: вызовы современности», который проводится на кафедре экономико-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко.

Руна