Способы защиты прав субъектов хозяйствования

Одним из необходимых условий успешного функционирования всех элементов рыночной системы в Украине является законность и дисциплина субъектов хозяйствования. Функционирование рыночных отношений предусмотрено осуществлением равных возможностей субъектов предпринимательской деятельности.

Обеспечение правового порядка хозяйственного порядка предполагает не только признание за субъектами хозяйствования определенных прав, но и обеспечение их надежной правовой защиты и охраны. В него включаются меры, как правого, так и экономического, политического, организационного и иного характера, направленных на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. Защите прав в целом и защите прав субъектов хозяйствования удаляется много внимания в законодательстве и практической деятельности. Это объясняется сменой самой системы экономики на рынке, развитием свободы предпринимательства и демократических средств защиты и обеспечения прав хозяйствующих субъектов, которые являются условиями построения, функционирования и развития правового государства. [5, c. 49]

Основные положения закреплены, прежде всего, в Хозяйственном кодексе Украины (они сосредоточены преимущественно в разделе 5 «Ответственность за правонарушение в сфере хозяйствования»). В других разделах находятся другие правовые нормы, предназначенные для защиты нарушенных прав в отдельных сферах хозяйствования. Значительная часть охранительных норм сосредоточена в специальных законах, регулирующую хозяйственную деятельность. Более того в некоторых законах сосредоточены специальные разделы, содержащие охранительные нормы. Например, в Законе Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г., выделен специальный раздел 8 «О защите экономической конкуренции».

Целью настоящей статьи является анализ способов защиты прав субъектов хозяйствования, определенных на основе анализа отдельных способов защиты, их особенностей и взаимодействия.

При определении защиты прав субъектов хозяйствования идет речь о защите прав в субъективном значении, а именно во взгляде принадлежности прав конкретному субъекту хозяйствования. При рассмотрении защиты прав субъектов хозяйствования идет речь о права определенных субъектов, а именно в субъективном смысле. Права субъектов хозяйствования определяется главным образом специальными законами, которые были указаны выше. Круг прав хозяйствующих субъектов разнообразен. Условно можно разделить на группы: постоянные и временные (которые определяются при добровольном или принудительном вступлении в определенные отношения) общие и специальные (которые возникают в специальных условиях, при получении патента, лицензии).

Защита прав субъектов хозяйствования - одна из важнейших категорий теории хозяйственного и хозяйственно-процессуального права, без уяснения которой сложно разобраться в характеристике и особенностях хозяйственно-правовых санкций, механизме их реализации и других вопросах, возникающих в связи с нарушением прав в сфере хозяйствования. Исследование данной категории предполагает, в свою очередь, выяснения содержания и соотношения ряда взаимосвязанных понятий, к числу которых, в первую очередь, относятся способы защиты.

Способы защиты прав субъектов хозяйствования – это те законодательно закрепленные меры, посредством которых производится восстановление нарушенного права. Такая защита предполагает органическое сочетание конкретных способов, средств и форм с активными, целенаправленными действиями субъектов хозяйствования, права которого нарушены. Это нашло свое отражение в Хозяйственном кодексе Украины. В ст.20 ХК Украины, регламентирующей защиту прав субъектов хозяйствования и потребителя, предусмотрены общие правила защиты, в частности обеспечение государством защиты прав и законных интересов. В этой статье предусмотрено 11 способов защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования. При этом указанный перечень не имеет исчерпывающего характера, что предполагает возможность защиты прав субъектов хозяйствования другими субъектами, предусмотренные законом. Согласно Хозяйственному кодексу Украины, государство обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования.

Некоторые из указанных способов защиты могут быть применены только судом. Так, например, признание полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, признание недействительными хозяйственных сделок по основаниям, предусмотренных законом. Другие способы защиты могут быть применены как с помощью суда, так и самостоятельно субъектом хозяйствования (например, возмещение убытков, применение штрафных санкций).

Для защиты своих прав субъекты хозяйствования могут использовать одновременно два и больше способов защиты.

Согласно статье 20 Закона Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», право осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования имеют и общественные организации. С целью защиты своих прав и законных интересов, субъекты хозяйствования могут привлекать третьих лиц, которые имеют право:

- присутствовать при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля);

- знакомится с документами и материалами, касающимися осуществления государственного надзора (контроля);

- представлять интересы субъектов хозяйствования перед органами государственного надзора (контроля) в порядке, установленном законом;

- осуществлять другие действия в интересах субъектов хозяйствования в установленном законом порядке. [3, c. 20].

Порядок защиты прав субъектов хозяйствования и потребителей определяется Хозяйственным кодексом Украины, Хозяйственным процессуальным кодексом Украины и другими нормативно – правовыми актами. Поэтому названные в ст. 20 ХК Украины способы защиты разнообразны, несмотря на их общую целевую установку, имеют отличия в приоритетности выполнения той или иной задачи. Так одни способы защищают нарушенные права субъектов хозяйствования путем признания наличия или отсутствия прав. Другие способы выполняют задачу защиты прав посредством признания недействительными юридических актов, а именно: признание полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, противоречащих законодательству, ущемляющих права и законные интересы субъектов хозяйствования, признание недействительными хозяйственных сделок по основаниям, предусмотренным законом.

Некоторые способы защиты имеют восстановительный характер, т.е. состоят в восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйствования, присуждении к исполнению обязанностей в натуре либо возмещение убытков, либо предупреждающий характер – прекращения действия, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения.[1]

Если интерес субъекта хозяйствования - обладателя субъективного права - выражается в том, чтобы прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения, то применяется такой способ защиты как прекращение действия, которое нарушает права или создает угрозу его нарушения. Нередко назначение данного способа защиты состоит в устранении предприятия для осуществления права, создаваемого нарушителем.

Отдельная группа защиты заключается в применении хозяйственных санкций различного рода - штрафных, оперативно- хозяйственных и административно хозяйственных.[2]

М. Титов указывает, что институт защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов имеет комплексный характер, так как форма, средства и порядок правовой защиты обеспечивается нормами как материального, так и процессуального права. В основе квалификации автор выделяет способы права собственности, которые делятся на вещественно-правовые средства защиты и обязывающие - правовые.[9, c. 217]

Способы защиты прав субъектов хозяйствования различаются не только по характеру, но и по порядку их применения. Некоторые из указанных способов защиты могут быть применены только судом. Существуют способы, которые могут быть применены с помощью суда или непосредственно самостоятельно субъектом хозяйствования (например, возмещение убытков, применение штрафных санкций). [6,c.61]

Указанные в ст.20 ХК Украины способы защиты неоднородны по своей юридической природе, что также оказывает существенное влияние на возможности их реализации. Наиболее распространенным в литературе является их деление на меры защиты и меры ответственности, которые различаются между собой по основаниям применения, социальному назначению и выполняемым функциям, принципам реализации и некоторым другим моментам. Меры защиты, являясь, как и меры ответственности, принудительными, вместе с тем реализуются независимо от наличия вины субъекта, а также при отсутствии некоторых иных элементов, составляющих состав правонарушения. Следовательно, основанное отличие мер защиты от мер ответственности состоит в том, что первые применяются при объективно противоправном поведении. Кроме того, меры защиты не преследуют цели наказания и осуждения правонарушителя, не влекут для него дополнительных неблагоприятных последствий.

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующий вывод: существуют различные способы и формы защиты прав субъектов хозяйствования, часть которых еще находится на стадии развития. По сфере применения способы защиты прав субъектов хозяйствования можно дифференцировать на общие и специальные, по характеру на меры защиты и меры ответственности. Также некоторые способы защиты носят восстановительный характер. Отдельная группа защиты заключается в применении хозяйственных санкций различного рода - штрафных, оперативно - хозяйственных и административно хозяйственных. Некоторые из указанных способов защиты могут быть применены только судом. Другие способы защиты могут быть применены как с помощью суда, так и самостоятельно субъектом хозяйствования (например, возмещение убытков, применение штрафных санкций).

Список использованной литературы:

1. Шевченко. Н Способы защиты прав субъектов хозяйствования //Підприємництво, господарство і право. - №2005. - №8 - С. 51-53.

2. Лаврин. О Захист прав суб’єктів господарювання його форми та способи// Підприємництво, господарство і право. – 2002. - №11. – С. 56-59.

3. Господарський кодекс України : Закон України № 436-IV вiд 16 січня 2003 року

4. Хозяйственное право : учебник / [В. К. Мамутов, Г. Л. Знаменский, К. С. Хахулин и др.] ; Под ред. В. К. Мамутова. – К. : Юринком Интер, 2002. – 912 с.

5. Хозяйственный кодекс Украины : научно-практический комментарий / [Е. И. Харитонова, Е. О. Харитонов, В. Н. Коссак и др.] ; под ред. Е.И. Харитоновой. – Х.: ООО «Одиссей», 2008. – 752 с.

Научный руководитель – В.Н. Тисунова, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономико-правовых дисциплін Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко.

Эта работа представлена на конкурс научных работ студентов «Экономико-правовые проблемы: вызовы современности», который проводится на кафедре экономико-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко.

Руна