Причины финансового кризиса и пути его преодоления

on 05 Ноябрь 2010.

Целью настоящей работы является исследование предпосылок и последствий мирового финансового кризиса для общества.

Как известно, 2009 г. для большинства отечественных и зарубежных предприятий был осложнен не лучшей социально-экономической обстановкой, спровоцированной падением уровня мирового производства и потребления, обвалом фондовых рынков и банкротством крупнейших корпораций. И это далеко не все последствия разразившегося в 2008 г. мирового финансового кризиса. В таких условиях как никогда возрастает значение решительных и неотлагательных мероприятий, с помощью которых можно предотвратить попадание предприятий в «кризисную яму».

Экономические кризисы, подобно землетрясениям, разрушают стабильную, налаженную жизнь людей, предприятий, отраслей, регионов, целых стран. Поэтому предвидение и предупреждение кризисов – одна из главных задач экономической политики любого государства. Экономическая наука издавна пыталась понять причины и природу кризисов. На этот счёт имеется множество теорий. Среди возможных причин кризисов в разное время называли колебания урожайности сельскохозяйственных культур, недопотребление бедных слоёв населения, перенакопление инвестиционного капитала, технические новшества, неустойчивость ожиданий предпринимателей, кумулятивные экономические изменения, нарушение соотношения доходов, величин потребления и накопления, нестабильность или избыточность денежной массы в экономике и т.д. К настоящему времени разработаны не только дискриртивные (описательные) теории, но и математические модели экономических циклов. С помощью систем алгебраических и дифференциальных уравнений, решаемых с помощью ЭВМ, осуществляются имитационные исследования причин «взлётов» и «падений» экономической конъюнктуры. На этой основе делаются попытки разработать различные варианты государственной политики, направленной на экономическую стабилизацию. Но до сих пор нет ни одной математической модели, которая была бы достаточно адекватной и обеспечивала надежные результаты на практике.

По мнению аналитиков, нынешний кризис начался со сбоев в работе финансовой системы США. Среди причин нынешнего финансового кризиса в США следует назвать, прежде всего, неолиберальную политику в США, которая способствовала созданию условий для широких спекулятивных действий и формирования огромного финансового «пузыря». Кроме того, начавшиеся в экономике США в 2001 г. регрессивные процессы обозначили «крушение веры» в неолиберализм и подтверждение неизменной закономерности наступления спада после периода подъёма. В конце минувшего века наиболее высокие темпы роста продемонстрировали страны, не следовавшие неолиберальной модели, - это Китай, Южная Корея и Япония.

Нынешний финансовый кризис в США, можно сказать, несколько «отрезвил» головы тех, кто прежде яростно защищал ценности американского капитализма. Не удивительно, что средства массовой информации пестрят выразительными заголовками. «Величие Америки рухнуло и раскололось на куски» - так озаглавлена статья Джона Грея в «Обсервер» (Великобритания), опубликованная 1 октября 2008 г. [1].

Мировой экономике, судя по всему, нужен «новый двигатель», поскольку финансовая система стоит на грани катастрофы. Мы надеемся, что она не перейдет эту грань. Примечательно, что такое случилось только один раз — в 1930-е годы ХХ в. С тех пор всякий раз, когда мир стоял перед угрозой финансового кризиса, ему удавалось ей противостоять. В то же время Америка, которая могла позволить себе иметь все увеличивающийся дефицит платежного баланса и потреблять на шесть с половиной процентов больше, чем производит, подошла к спаду.

Вместе с тем, надо отдать должное властям США. Они приняли весьма энергичные меры по предотвращению дальнейшего распространения кризиса. Президент Джордж Буш подписал закон о выделении государством 700 миллиардов долларов на поддержку крупнейших банков. В сущности, речь идёт о частичной национализации банковской сферы, хотя об этом прямо не говорится. В свое время за эту меру высказались оба кандидата в президенты – Барак Обама и Джон Маккейн. Такие шаги правительство США предприняло впервые со времен Великой депрессии 30-х гг. минувшего века. Законопроект предполагал повышение страховой суммы банковских вкладов со 100 тысяч до 250 тысяч долларов. Интересно, что этот законопроект предусматривал создание надзорного органа для контроля за использованием выделенных сумм. Более того, нам известно о введении ограничений на выплату премий руководителям частных банков, которые будут получать государственную помощь в рамках указанной программы [2].

С самого начала американского финансового кризиса было ясно, что он обязательно перекинется на страны Европейского Союза, поскольку слишком тесно переплетены финансовые институты западных стран. А так как мир регулярно переживает финансовые потрясения, то и к решению этой проблемы государства, как правило, подходят сообща.

Таким образом, выход из кризисного состояния есть всегда. Однако государствам необходимо правильно осуществлять антикризисную политику. В условиях современной Украины, прежде всего, следует стабилизировать курс национальной валюты. Кроме того, целесообразно жестко структурировать банковскую систему на основе формализованных критериев, допустим, выделить до 15 банков, спасаемых любой ценой, и еще 30-40 банков, получающих необходимую государственную поддержку. Все виды финансовой поддержки банкам должны оказываться скоординировано, из единого центра – специальной структуры, созданной в НБУ с откомандированным в нее заместителем министра финансов (поскольку одним из видов поддержки является размещение бюджетных средств на депозитах коммерческих банков). Средства накопительных пенсионных взносов целесообразно направлять на реализацию инфраструктурных проектов с гарантированно высокой доходностью (в первую очередь, на модернизацию коммунальной системы крупных и средних городов) [4]. Это лишь немногие способы выхода из сложившейся ситуации. И эти пути должны привести к стабилизации экономического положения.

В нашей стране многие не верили, что волна финансового кризиса «докатится» и до нас. Главный вывод из нынешнего кризиса состоит не в том, чтобы самоизолироваться и возвратиться обратно к прежней, тотально государственной и монополизированной экономике. Но, если мы действительно хотим устойчиво и всесторонне развиваться, нам следует исправлять ошибки бездумной «радикальной экономической реформы», провозглашённой двадцать лет назад и форсированной в начале 90-х гг.

Список использованной литературы

1. Российская газета, 2008, 1 октября.

2. http://vestnikcivitas.ru/docs/169.

3. http://rusref.nm.ru/indexpub80.htm.

4. Антикризисное управление: Учебник / Под.ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 432 с.

Научный руководитель – Малаева Т.В., доцент кафедры экономико-правовых дисциплин ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, кандидат экономических наук

Данная работа представлена на конкурс научных работ студентов «Экономика и право: проблемы и тенденции», проводимый на кафедре экономико-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко

Руна