Проблемы трансформации хозяйственного законодательства

По мнению аналитиков в Украине завершается драматический период турбулентности во внутренней и внешней политике. Нестабильность, как известно, стоила стране дорого: валютный кризис 2005 года и паралич в управлении всеми сферами экономики в условиях мирового кризиса 2008-2010 гг. В связи с этим еще предстоит преодолеть послевыборный этап перестройки политических позиций и, видимо, новые выборы в Верховную Раду. Именно тогда можно будет решать серьезные экономические проблемы в стране, которая пока не использовала свои преимущества. На смену идеологизации политики и экстравагантных проектов должна прийти прагматичная политика в интересах будущего. В противном случае новая турбулентность на фоне экономического кризиса и массы нерешенных проблем могут сделать разговоры политологов и экономистов об Украине как о «нереализовавшемся» государстве вполне актуальными. По рейтингу Всемирного банка о привлекательности ведения бизнеса Украина стоит позади Гондураса, на 142-м месте из 180 стран – это довольно мрачный результат для двадцатилетия.

Проблемы экономики Украины серьезны и их следует аналитизировать, фактически с начала 1990-х годов. В начале пути независимой Украины условия развития были вполне благоприятными: значительный человеческий потенциал, мощнейшая промышленность, атомная энергетика, прекрасное географическое положение и обширная транспортная инфраструктура. Умело используя имеющиеся возможности, страна могла бы войти в число лидеров в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ). Но трансформационный кризис в Украине оказался самым продолжительным и одним из самых глубоких на всем постсоветском пространстве.

Смена власти и мировой кризис столкнул нас с серьёзными проблемами, особенно в сфере хозяйственных правоотношений. Вместе с тем, кризис не столько создал эти проблемы, сколько обострил их.

Рассмотрим эти проблемы более детально.

1. Проблемы хозяйственного законодательства имеют практические аспекты, одни из которых связаны с необходимостью противодействия тенизации и криминализации экономики. В середине 90-х годов принятие Хозяйственного кодекса рассматривалось как одна из мер борьбы с коррупцией и другими преступлениями в сфере хозяйственной деятельности. К тому времени относится известное высказывание Президента Л.Д.Кучмы, что «государство разворовывают в соответствии с действующим законодательством» и стало быть одна из мер предотвращения кризиса – совершенствование хозяйственного законодательства.

2. Следующие проблемы хозяйственного законодательства, можно в общих чертах охарактеризовать как противостояние двух разных подходов к развитию хозяйственного законодательства.

Первый подход описан в разработанной Концепции модернизации хозяйственного законодательства, на базе действующего Хозяйственного кодекса Украины, принятого Верховной Радой Украины 16 января 2003 г. Этот подход поддерживается Координационным бюро АПрНУ по проблемам хозяйственного права, Высшим Хозяйственным судом Украины, многими учеными и практиками, разделяется Комитетом по экономической политике Верховной Рады Украины. Действующий Хозяйственный кодекс (418 статей) закрепляет правовые основы хозяйственной деятельности, тем самым обеспечивая оптимизацию сочетания государственного регулирования экономики и рыночной саморегуляции.

Второй подход нашел выражение в проекте Закона «Про основні засади господарської діяльності», подготовленного Минюстом и в 2008 году вынесенного на рассмотрение Верховной Рады. Этот проект представляет собой по существу краткую «выжимку»; из ряда статей Хозяйственного кодекса и является, так сказать, миникодексом декларативного характера состоящим всего из 23 статей. Но по своему содержанию он не сможет заменить действующий кодекс, так как возвращает его к хаотичному состоянию 90-х гг. прошлого века. Его принятие открыло бы новые лазейки для тенизации и криминализации экономики.

Можно отметить новую постановку вопроса по сравнению с характером спора до принятия Хозяйственного Кодекса Украины (ХКУ). При этом хотелось бы разобраться, какая форма более прогрессивна: ХКУ или проекта закона «Про основні засади господарської діяльності». То есть вопрос о том, какой из них может быть более прогрессивной основой как для нынешнего состояния хозяйственного законодательства, так и для обеспечения её развития. На наш взгляд первая из названных концепций более предпочтительна.

Исследования показывают, что для предотвращения развития теневой экономики необходимо совершенствовать Хозяйственный Кодекс Украины. Именно такие меры были предприняты в Германии, Франции, Австрии и некоторых других странах, перед которыми также встали вопросы экономического развития их стран. Стоит отметить, что политические силы этих стран осуществляют законотворческую деятельность самостоятельно, а не на основе «подсказок»; иностранных советчиков, которые заинтересованы, в главную очередь, лишь в собственной выгоде. И дела в названных странах идут лучше, чем у нас.

По сравнению с объемом кодификационных актов указанных стран и инкорпорированным хозяйственным правом Евросоюза (ЕС) Хозяйственный кодекс Украины вовсе не объёмный, а предлагаемая замена будет вообще его миниатюрной копией. Наличие ХК направлено на сближение с правом ЕС, что отметилось в ходе в ходе украинско-немецких семинаров. А «малый» Кодекс никакой пользы в этом отношении не принесет.

Министерство Юстиции в проекте выразило озабоченность «несогласованностью» отдельных норм Хозяйственного Кодекса (ХК) и Гражданского Кодекса (ГК), что приводит к существенной путанице. Такая ситуация является мотивом для отмены ХК. И если уж для устранения «несогласованности» усматривается только один способ – отмена Кодекса, то почему надо отменять ХК, а не ГК. Ведь именно искусственное «внедрение» в ГК двух-трех десятков статей, относящихся не к гражданскому, а к хозяйственному законодательству, и создало повод для разговоров о такой «несогласованности».

Дело в том, что некоторые нормы ХК, как уже отмечали ученые , мешают присваивать объекты общественного достояния путем махинаций, и «серых» схем в обход законов о порядке приватизации.

Как сказано выше, успешные государства недавно существенно нарастили свои кодексы, регулирующие хозяйственную деятельность. Мы же собираемся идти противоположным путем, цинично ссылаясь при этом на опыт европейских стран. Никаких позитивных результатов «сжатие» ХК не даст, только приводят к новым расходам на различного рода преобразования, переименования, перерегистрацию и т.п.

Подводя итоги, следует отметить, что Хозяйственный Кодекс Украины следует пополнять новыми нормами за счет сокращения количества законов. В любом случае соответствующие решения должны приниматься по результатам высокопрофессиональных исследований, которые смогут вывести нашу страну на новый экономический уровень, а совершенствование Хозяйственного кодекса Украины будет способствовать предотвращению развития теневой экономики.

Научный руководитель – Тисунова В.Н., профессор кафедры экономико-правовых дисциплин ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, доктор экономических наук

Данная работа представлена на конкурс научных работ студентов «Экономика и право: проблемы и тенденции», проводимый на кафедре экономико-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко

Руна