Мировой финансовый кризис и образовательная сфера

on 26 Ноябрь 2010.

На сегодняшний день мы не только наслышаны, но и в полной мере ощутили негативные проявления мирового финансового кризиса, который проявился в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и как следствие, стал причиной глобального замедления развития экономики. Не мог затронуть кризис и сферу образования.

В современных условиях становится очевидным, что жизненный успех все в большей степени зависит от культурного уровня человека, от степени его образованности, его знаний и творческих способностей.

Недаром говорят, что уровень образования населения – это «лицо» страны. Однако финансовый кризис не мог не затронуть и эту, столь уязвимую, сферу нашей жизни.

Проанализируем, какие меры следует предпринять, чтобы сделать высшее образование доступным для населения в условиях кризиса и не допустить снижения качества предоставления образовательных услуг.

Во-первых, в настоящее время есть насущная потребность предоставления студентам отсрочек по оплате на срок от месяца до полугода.

Во-вторых, должен быть отработан механизм перевода контрактников на бюджетные места. Такая практика может иметь место при условии, что студент проучился два курса на «отлично». На наш взгляд, это будет справедливым при наличии свободных мест. При этом дважды в год, после окончания сессии, все студенты факультета должны быть извещены о количестве таких вакантных мест. Оплату обучения такого студента возьмет на себя ВУЗ или бюджет. По распоряжению декана создается комиссия, в которую обязательно должны входить представители студенческого самоуправления. Комиссия рассматривает заявления студентов о переводе и выносит решение, руководствуясь следующими тремя основными критериями: успеваемость студента, активная общественная работа и материальное положение студента. Все это документально оформляется. Результаты должны быть опубликованы на сайте факультета и университета, на доске объявлений.

В-третьих, государству необходимо совершенствовать методы и направления развития студенческого кредитования. Министерству образования и науки целесообразно принять участие в разработке программы по предоставлению доступных образовательных кредитов на льготных условиях.

В-четвертых, плату за обучение необходимо понизить до себестоимости. ВУЗы должны устанавливать тарифы самостоятельно, но в увязке со стоимостью обучения студента на бюджетном месте. Плата за обучение должна быть более взвешенной и соответствовать его качеству.

Подводя итоги, следует сказать, что в настоящее время ситуация осложнена тем, что число рабочих мест в условиях кризиса постоянно уменьшается, в то время как выпускников становится все больше: более 900 вузов страны ежегодно выпускают молодых специалистов. Очевидно, что дабы спрос соответствовал предложению, нужно либо увеличить число рабочих мест, либо уменьшить число выпускников. В правительстве пошли по второму пути. Однако я считаю необходимым ввести закон о снижении налогового бремени для социальной помощи частных лиц, способствующих в создании рабочих мест для молодых специалистов.

Государство должно поднимать промышленность за счет сельского хозяйства, а именно давать работу желающим выпускникам и населению. Подняв промышленность, давать рабочие места на заводах, фабриках и т.д. Государство должно заниматься этими вопросами с повышенной ответственностью.

Руна