Инновационное развитие регионов в современных условиях хозяйствования

on 01 Декабрь 2010.

Современная экономика характеризуется динамичностью и нестабильностью процессов, происходящих в рыночных условиях. От того, насколько результативно осуществляются инновационные преобразования, зависит эффективность функционирования, как национальной экономической системы, так и ее регионов. Важным моментом инновационного развития регионов является определение и устранение проблем, которые сдерживают темпы этого развития.

Целью исследования является изучение проблем и разработка основных направлений инвестиционного развития регионов.

Инновационный процесс в Украине имеет четкое линейное строение (четкое разграничение и специализацию), однако рыночной экономике присущая более интерактивная модель, поэтому необходимо создание такой инновационной структуры, которая предусматривала бы возможность перестройки инновационного процесса в более благоприятные формы. Для преодоления недостатков линейной модели инновационного процесса необходимо устранение «зазоров» между отдельными видами инновационных структур, которые будут способствовать интеграции структур и ускорению передачи результатов между ними. Такими структурами являются бизнес-инкубаторы, инновационные центры, консалтинговые компании и т.д. Наиболее эффективными точками инновационного роста являются технологические парки. Главным общегосударственным заданием технопарков является перспективная разработка, воплощение и производство конкурентоспособного инновационного продукта в приоритетных отраслях национальной экономики.

Однако, кроме инфраструктурных проблем, существуют и региональные. Как известно регионы Украины существенно отличаются по своему естественно-ресурсному, научно-технологическому и социально-экономическому уровню развития. Используя региональный подход к формированию инновационной политики, необходимо определить региональные зоны с наибольшим научно-техническим потенциалом с целью создания на их территории зон с благоприятным инвестиционным климатом для развития инновационного процесса. Такие регионы должны стать базовыми для инновационного развития государства, которые определяются с помощью рейтинговой системы – инновационного и инвестиционного потенциалов региона, инвестиционных рисков, развития инфраструктуры, институционного развития региона и других экономически важных показателей. На основе таких показателей необходимо разработать общий рейтинг регионов, благоприятных для инвестирования в инновационную сферу.

Как показывает мировой опыт, наиболее динамическое развитие получают те регионы, где формируется региональная инновационная инфраструктура, которая охватывает образовательные и научные учреждения, предприятия, исследовательские центры, органы государственного управления, финансовые учреждения. Таким образом, для обеспечения инновационного развития регионов необходимо сформировать и законодательно закрепить государственную политику развития регионов, согласовать развитие конкретных регионов с учетом приоритетных направлений инновационной деятельности, а также внедрить мероприятия по формированию региональной инновационной инфраструктуры.

Кроме того, любой тип инновационной деятельности нуждается в государственной поддержке. В развитых странах разработаны конкретные пути и формы государственной поддержки инновационного предпринимательства. В рамках этого направления можно выделить три широких категории методов инновационной политики: методы стимулирования предложения нововведений (обеспечение финансовой и технической помощи новаторам, включая создание научно-технической инфраструктуры); методы стимулирования спроса на нововведение (правительственные закупки и контракты, особенно для новых товаров, процессов и услуг); методы создания климата для нововведений (включая налоговую и патентную политику и государственные нормы и правила, которые регулируют состояние экономики, условия и безопасность труда и охрану окружающей среды).

Таким образом, для обеспечения инновационного развития регионов необходимо устранение вышеперечисленных проблем с помощью:

- создания благоприятных условий для формирования эффективно действующей региональной инновационной инфраструктуры, которая осуществляла бы финансовую, информационную, консалтинговую, маркетинговую и другие виды поддержки инновационных процессов;

- формирования законодательного обеспечения государственной политики инновационного развития регионов, а также разработкой программы инновационного развития конкретных регионов с учетом приоритетных направлений инновационной деятельности;

- внедрения новых мотивационных механизмов инновационного процесса, обеспечение его коммерциализации, направленность на удовлетворение рыночного спроса.

Таким образом, выделенные инфраструктурные, региональные и государственно-управленческие проблемы препятствуют инновационному развитию регионов. Комплексное внедрение предложенных мероприятий позволит не только скоординировать деятельность органов региональной власти по внедрению программ инновационного развития, но и создание такой региональной инновационной инфраструктуры, которая организует и оптимизирует связи между субъектами инновационной деятельности, а также обеспечивает непосредственных участников инновационного процесса необходимыми ресурсами в максимально короткий срок. Все это обеспечит оптимальные темпы инновационного развития регионов, которое в свою очередь повысит эффективность функционирования, как региональной экономической системы, так всей национальной экономической системы в целом.

Литература

1. Висоцька І.Б. Стан та проблеми інноваційної діяльності промисловості України // Науковий вісник НЛТУ України, 2008. – Вип. 18.10 – С.279-286.

2. Райчева О.К., Філіппова С.В. Формування інноваційної інфраструктури регіону в умовах ринкових трансформацій // Матеріали Третьої Всеукраїнської науково-практичної Інтернет-конференції «Обліково-аналітичне забезпечення інноваційної трансформації економіки України» (Одеський національний політехнічний університет, 21-25 травня 2009). – Одеса: Вид-во «ВМВ», 2009. – С.108-112.

3. Тарасенко Т.В. Досвід упровадження урядових програм інноваційного розвитку: Монографія / Т.В.Тарасенко, С.І.Архієреєв.- Х. : Золоті сторінки, 2007. – 96 с.

Научный руководитель – Коваленко Е.В., кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики предприятия и управления трудовыми ресурсами Луганского национального аграрного университета

Данная работа представлена на конкурс научных работ студентов «Экономика и право: проблемы и тенденции», проводимый на кафедре экономико-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко

Руна