Глава 3. Современное состояние и перспективы управления пакетами акций акционерных обществ с государственным участием

on 21 Февраль 2014.

По состоянию на 01.08.2013 в реестре федерального имущества содержится информация о 2333 акционерном обществе, акции которых находятся в федеральной собственности 1.

При этом права Росимущества как акционера ограничены в отношении 988 организаций, в том числе:

  • 465 АО – доля государства в уставном капитале АО составляет менее 2 %, включая 134 АО в отношении которых также используется специальное право «золотая акция» на участие Российской Федерации в управлении данными АО (в соответствии с п.1 статьи 53 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ предложения акционера в повестку общего собрания акционеров не принимаются);
  • 316 АО – права акционера от имени Российской Федерации переданы иным федеральным органам исполнительной власти и госкорпорациям (например: Минобороны России, ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом» и др.), либо по таким АО заключен договор доверительного управления;
  • 145 АО – осуществляются процедуры банкротства в стадии конкурсного производства;
  • 59 АО – находятся в стадии ликвидации.

3 АО – пакеты акций фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например: приватизированы, переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур).

Общее количество стабильно-функционирующих организаций составляет 1210 АО. Структура данной категории организаций представлена на рисунке и, в целом, повторяет общую структуру АО с участием Российской Федерации, в которой преобладающую долю (65% от количества рассматриваемых в настоящем отчете) занимают АО, единственным акционером в которых является Российская Федерация.

Структура стабильно функционирующих акционерных обществ, находящихся в собственности государства

В части осуществления прав акционера от лица Российской Федерации следует отметить, что из 1345 АО в отношении 860 госкомпаний (64%) осуществление отдельных прав акционера – Российской Федерации, делегировано территориальным органам Росимущества согласно приказу Росимущества от 13.04.2010 № 90 «О закреплении федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием за структурными подразделениями Росимущества»:

Распределение полномочий по управлению пакетами акций, находящихся в государственной собственности

Информация о распределении АО между федеральными органами исполнительной власти (далее – ФОИВ), осуществляющими координацию и регулирование в сфере деятельности данных АО, представлена в приложении 4. Согласно приведенным в приложении 4 данным, наибольшее количество АО находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации – 307 АО (или 22,83% от общего количества рассматриваемых АО) и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации – 211 АО (или 15,69% от общего количества рассматриваемых АО), что суммарно составляет почти половину общего количества рассматриваемых организаций.

Кроме того, из общего количества рассматриваемых организаций 54 АО (или 4,01% от общего количества рассматриваемых АО) входят в перечень стратегических организации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Из них наибольшее количество стратегических АО относится также к ведению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации – 17 АО (что составляет 5,54% от количества АО, которые находятся в ведении Минпромторга России).

Информация о распределении АО в зависимости от размера пакета акций, находящихся в федеральной собственности, представлена в таблице:

Распределение акционерных обществ в зависимости от размера пакета акций, находящихся в федеральной собственности

Структура АО в разрезе размера участия Российской Федерации в уставном капитале АО традиционно демонстрирует преобладание АО, 100% акций которых находится в федеральной собственности, общее количество таких АО составляет 874 (или 64,98% от числа рассматриваемых организаций).

Выше представлена информация о количестве АО, включенных в Программу приватизации федерального имущества согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 2012-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы» и от 01.07.2013 № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы». Доля акционерных обществ, включенных в соответствующие Программы составила 72,49% от общего количества АО, при этом наибольший удельный вес АО, включенных в Программы приватизации в разрезе категорий пакетов акций приходится на АО, единственным акционером в которых является Российская Федерация, и составляет 81,92%.

Отдельно следует отметить, что в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы были включены акции 1482 акционерных обществ и долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью. По состоянию на 01.08.2013 за рассматриваемый период продано 647 пакетов акций (долей в уставных капиталах), принадлежащих Российской Федерации: в 2011 г. – 318, в 2012 г. – 269, в 2013 г. – 60.

Одним из основных способов приватизации российской государственной собственности являлось акционирование, т.е. преобразование государственных предприятий в акционерные общества различных форм собственности. При этом во многих приватизированных предприятиях государство оставляет за собой существенную долю акций, сохраняя за собой право и возможности контроля и регулирования их деятельности. Динамика основных характеристик АО, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятия с 2000 по 2011 гг. отражена в таблице:

Основные характеристики открытых акционерных обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий

Таким образом, масштабы деятельности государства по созданию акционерных обществ за анализируемый период существенно увеличилась. В частности, количество созданных АО и находящихся в федеральной собственности увеличилось за 2000-2011 гг. с 36 до 117, т.е. в 3,25 раза.

В зависимости от величины доли, принадлежащей государству в уставном капитале, можно выделить четыре вида АО:

  • государственные корпорации (100%);
  • государственные акционерные компании (от 15 до 100%);
  • государственные холдинговые компании (от 15 до 51%);
  • федеральные финансово-промышленные группы (ФПГ).

Государственная корпорация – это находящееся в полной государственной собственности или контролируемое государством акционерное предприятие или объединение предприятий, действующих в производстве и на рынке в качестве самостоятельных хозяйствующих единиц. Хотя разработка общей политики развития и контроль за ее осуществлением остаются прерогативой правительства и его отраслевых ведомств, государственные корпорации получают значительную автономию в решении текущих вопросов организации и управления, имеют собственные счета и самостоятельность в финансовом отношении. Государство участвует в управлении государственной корпорацией через своих представителей в ее совете директоров и на собрании акционеров. Государственные корпорации создаются в основном на базе сложившихся производственных и научно-производственных комплексов в случаях, когда:

  • выпускаемая продукция представляет особый интерес для общества, и приватизация не может быть осуществлена без потерь для общественного производства;
  • имеющаяся система управления комплексом позволяет ему успешно функционировать в автономном хозяйственном режиме;
  • имеющиеся государственные системы материально-технического снабжения, контракты, информация удовлетворяют потребности развития государственных предприятий.

Государственная акционерная компания в отличие от государственной корпорации полностью автономна в хозяйственной и финансовой деятельности.

Государственная холдинговая компания – это организация, капитал которой составляют контрольные пакеты акций других АО.

Федеральная ФПГ является официально зарегистрированным на акционерной основе объединением государственных и негосударственных финансовых, промышленных и коммерческих структур с преобладанием государственного капитала. Федеральные ФПГ могут создаваться в тех отраслях, где необходимо усилить межотраслевую и региональную кооперацию производства и повысить устойчивость взаимных поставок и платежей, обеспечить оптимизацию размеров производства и сбытовых операций, создать должную базу научно-технических и конструкторских разработок, гарантировать необходимый уровень инвестиционной деятельности, повысить экспортные возможности.

Холдинговые компании, являясь собственниками контрольных или паритетных пакетов акций других акционерных обществ, получают возможность эффективного воздействия на осуществление производственной и инвестиционной стратегий на многих предприятиях различных отраслей. Следует учитывать, что холдинговые компании не тождественны инвестиционным фондам и компаниям. В России уставный капитал холдингов формировался за счет пакетов акций, переданных государством в процессе акционирования предприятий, а не за счет подписки на акции холдинга с последующим приобретением за счет средств акций других обществ.

Создание финансово-промышленных групп в форме холдинговых компаний, акционерных обществ, перекрестного владения акциями поможет решить важнейшую задачу институциональной политики: не только распределить бывшее государственное имущество между собственниками, но и стимулировать стратегических собственников. Однако, привлечение инвестиций, осуществляемых стратегическими собственниками, не может стать оправданием появления новых монопольных структур.

Процесс управления государственными пакетами акций сопряжен с множеством серьезных проблем:

Проблемы управления государственными пакетами акций на современном этапе

Анализ также показал, что, с одной стороны, по данным Федеральной государственной информационно-аналитической системы «Единая система управления государственным имуществом» исполнительская дисциплина проведения годовых общих собраний акционеров в АО, единственным акционером в которых является Российская Федерация, составила 98%. Однако в остальных АО, где в уставных капиталах Российская Федерация владеет долей более 2%, но менее 100%, показатель исполнительской дисциплины на настоящий момент составляет 81%. Такой показатель обусловлен тем, что протоколы годовых общих собраний акционеров до настоящего времени представлены в Росимущество не в полном объеме и продолжают поступать в текущем режиме1.

Кроме того, обобщение сведений, содержащихся в средствах массовой информации, позволило систематизировать основные претензии государства как акционера, к деятельности акционерных обществ, в принципе совпадают с претензиями других категорий акционеров, будь то внешние инвесторы или трудовой коллектив. В основном они сводятся к следующему:

  • непрозрачность деятельности, как для рядовых акционеров, так и для государства;
  • уменьшение доли «сторонних» акционеров в АО путем осуществления дополнительной эмиссии без их согласия в пользу «своих» инвесторов;
  • перекачивание материальных и финансовых активов из материнской компании в дочерние, как правило, контролируемые менеджерами или связанными с ними фирмами.

Указанные проблемы являются также причинами низкой эффективности управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности.

Причины низкой эффективности управления государственными пакетами акций акционерных обществ и долями в уставных капиталах предприятий носят как объективный, так и субъективный характер. Прежде всего, нужно назвать наличие слабого контроля за деятельностью представителей государства в акционерных обществах со стороны органа исполнительной власти, от которого они назначены. Так например, А.В. Бузгалин считает, что отсутствие надлежащей квалификации и материальных стимулов, а также механизмов имущественной ответственности, отчетности о положении дел в обществе значительно снижают эффективность деятельности представителя государства2. Другой из причин низкой эффективности управления государственными пакетами акций, по мнению Л.М. Куликовой, является несовершенство законодательства и нормативной базы, что способствует злоупотреблению в вопросах соблюдения интересов акционеров, инвесторов и заинтересованных лиц 3. Нарушениями являются выведение активов корпораций и перераспределение денежных потоков в пользу должностных лиц или акционеров.

Л.М. Подъяблонская считает, что государственные предприятия становятся неплатежеспособными вследствие постоянного неудовлетворительного финансового положения, а размер корпоративных прав не дает возможность эффективно влиять на принятие решений органами управления общества 4. Государство с долей меньше 50% акций в собственности предприятия не может кардинально повлиять на его деятельность.

По мнению Л.П. Куракова, существенной причиной является то, что до сих пор не получила надлежащего развития государственная политика по части корпоратизации и дивидендов для контролируемых государством корпораций с государственной долей свыше 50% 5. Кроме того, по мнению Г.Б. Поляка, существует проблема двойного налогообложения дивидендов: первый раз – как части прибыли общества, второй – как части дохода 6.

Таким образом, существуют различные причины, не позволяющие государству активно влиять на деятельность предприятий и повышать эффективность в использовании своей собственности. Одним из путей решения данной проблемы, с нашей точки зрения, может быть избавление от мелких пакетов акций (20-30%), где государство имеет небольшой контроль над предприятием, и концентрация всех сил на развитие предприятий, где государство имеет влияние в управлении предприятием.

Все вышесказанное со всей очевидностью свидетельствует о необходимости достижения позитивных сдвигов в системе управления принадлежащими государству акциями, долями, паями в акционерных обществах в рамках масштабной комплексной реформы всей системы управления имуществом по трем основным направлениям:

Направления совершенствования системы управления принадлежащими государству акциями, долями, паями в АО

Современная концепция управления пакетами акций должна базироваться, прежде всего, на принципе объективности. Этот принцип означает необходимость оценки результативности государственного сектора на основе макроэкономической и микроэкономической эффективности. Первая предусматривает успешность реализации социальных и политических целей в целом для страны или отдельного региона. Вторая – предполагает анализ деятельности государственных предприятий на основе различных финансово-экономических показателей.

Таким показателей может быть доходно-расходный показатель деятельности государственного предприятия. Он основывается на том, что возможность и целесообразность функционирования предприятия на основе государственной собственности зависит от соотношения его доходов и расходов.

К доходам от государственных предприятий относятся, прежде всего, полученные налоги. Сюда также можно отнести нормативные отчисления в бюджет (для казенных предприятий), процент за кредит, выданный государственному предприятию. К расходам относятся все бюджетные средства, обеспечивающие деятельность государственного предприятия: средства, которые идут по линии государственных закупок и государственных заказов, дотации. Обе стороны процесса – доходная и расходная – подлежат количественной оценке с точки зрения эффективности.

Следовательно, можно использовать два показателя:

Бд=Д/П,

Бз=Р/П,

где Бд – бюджетная доходность государственного предприятия;

Бз – бюджетная затратность государственного предприятия;

Д – доходы бюджета от деятельности государственного предприятия;

П – объем продукции (работ, услуг) государственного предприятия в стоимостном выражении;

Р – расходы бюджету, связанные с деятельностью государственного предприятия.

Соотношение показателей Бд и Бз будет показывать, насколько целесообразно функционирования конкретного государственного предприятия:

К=Бд-Бз.

Если Бд<Бз, то показатель к можно считать показателем бюджетной убыточности государственного предприятия; если Бд>Бз, то К становится показателем бюджетной доходности; если Бд=Бз, то имеет место бюджетная самоокупаемость государственного предприятия.

В случае если К – это показатель бюджетной убыточности государственного предприятия, но при этом его деятельность успешна с точки зрения макроэкономической эффективности, то такое предприятие целесообразно оставить в государственной собственности.

Реализация этого принципа позволит сохранить стратегически важные объекты в государственном секторе и избежать опасности оставить их без гарантий бюджетной финансовой поддержки.

Подводя итоги проведенного исследования, нельзя не отметить, что в условиях экономической нестабильности методологически неверно принижать роль государства, которое способно отстаивать стратегические интересы страны, в том числе и по становлению новой социохозяйственной системы. Поэтому в доле акционерного капитала жизненно важных предприятий в условиях нестабильного развития нашей экономики необходимо сохранение значимой доли государства как объединяющего начала, противодействующего тенденциям разрушения сложившихся производственных систем.

1Отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями Открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении Открытыми акционерными обществами («золотой акции») по итогам 2012 года // Федеральное агентством по управлению государственным имуществом. Режим доступа: http://www.rosim.ru

2Бузгалин А.В. Переходная экономика: Курс по политической экономии – М.: Таурус, 2011. – С. 88-89.

3Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2011. – С. 106.

4Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит». – М.: ЮНИТИ, 2012. – С. 225.

5 Кураков Л.П. Экономическая теория: учебное пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Гелеос АРВ, 2010. – С. 307.

6Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит»: учебное пособие для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России / [Г.Б. Поляк и др.]; под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2012. – С. 274.

Отчеты по крупнейшим российским компаниям

Финансовый анализ коммерческой организации

Основная часть

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 1. Общая характеристика показателей бухгалтерского баланса компании.

Раздел 2. Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 3. Вертикальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 4. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса компании.

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании.

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании.

Раздел 7. Анализ финансовых результатов.

Раздел 8. Анализ деловой активности компании.

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании.

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса.

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей.

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей.

Дополнительные разделы

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 13. Анализ технико-экономических показателей

Раздел 14. Оптимизация баланса с точки зрения платежеспособности и финансовой устойчивости

Раздел 15. Анализ денежных потоков компании с помощью прямого метода

Раздел 16. Анализ денежных потоков компании с помощью косвенного и коэффициентного метода

Раздел 17. Анализ наличия и состояния основных средств

Раздел 18. Анализ движения и структуры основных средств

Раздел 19. Анализ эффективности использования основных средств

Раздел 20. Анализ наличия, динамики и структуры оборотных активов

Раздел 21. Анализ эффективности использования оборотных активов

Раздел 22. Анализ динамики, структуры и источников финансирования запасов

Раздел 23. Анализ эффективности использования запасов

Раздел 24. Анализ дебиторской задолженности

Раздел 25. Анализ кредиторской задолженности

Раздел 26. Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

Раздел 27. Анализ безубыточности

Получить консультацию, заказать анализ или задать интересующие Вас вопросы можно
здесь.