Экологические последствия закрытия шахт в г. Антрацит

on 21 Февраль 2011.

Функционирование предприятий угольной промышленности, как правило, сопровождается многосторонним негативным воздействием на окружающую природную среду, масштабы которого непосредственно зависят от объема основного производства и в связи с возможным увеличением объемов добычи угля имеют тенденцию к дальнейшему росту.

Поэтому целью данной работы является выявление способов и методов уменьшения негативных экологический последствий от деятельности шахт, в частности от закрытия шахт.

Изучением данной проблемы занимались следующие ученые: В. Плющев, И. Козьков, А. Несмашная, К. Тахтар, Н. Андреева, П. Кравчук, О. Прохорова.

Как известно, подземная разработка угольных месторождений вызывает активную деформацию всей толщины залегающих выше пород, что приводит к региональным изменениям геологической среды и естественного геологического режима подземных и поверхностных вод.

Откачки шахтных вод приводят к резкому нарушению природного гидрогеологического режима подземных вод и осушения залегающего выше массива горных пород. К тому же большой вред природным водотокам наносит сброс шахтных вод, которые откачиваются. В маловодные годы реки принимают промышленных стоков в 2-3 раза больше своего естественного стока. Однако проблема загрязнения природных водных объектов шахтными водами не только остается, но и обостряется вследствие подтопления, вызываемого закрытием шахт, хотя данный вопрос и регулируется законодательством [3].

По уровню образования и выбросов вредных веществ в атмосферу угольная промышленность является одной из наиболее загрязняющих воздушный бассейн отраслей. В 1999 году предприятиями угольной промышленности было выброшено в атмосферу 620,8 тыс. т вредных веществ, в том числе 443,5 тыс. т метана, в 2004 г. объем выброшенного в атмосферу метана возрос до 660,7 тыс. т.

О масштабах негативного воздействия предприятий угольной промышленности Украины на окружающую природную среду можно судить по следующим данным: в среднем добыча 1 млн. т. угля сопровождается сбросом в открытые водоемы 3,22 млн. куб. м загрязненных сточных вод, выдачей и размещением на дневной поверхности 1,48 млн. куб. м вскрышных пород, нарушением 10,2 га земельных угодий, выбросом в атмосферу 2,93 тыс. т. вредных веществ.

В процессе закрытия шахт остаются почти все проблемы относительно охраны водных объектов от загрязнения, и возникает ряд других экологических вопросов, связанных с негативным влиянием затопления шахт на водные ресурсы. Согласно проектным расчетам прогнозный срок затопления шахт колеблется от 2 до 23 лет, после чего следует ожидать выход воды на поверхность. И только за 5-10 лет после ее истечения на поверхность предполагается незначительное снижение содержания загрязняющих веществ и стабилизация показателей качества воды. То есть, подъем уровня шахтных вод и выход их на поверхность грозит ухудшением качества воды отдельных скважин и колодцев, расположенных вблизи населенных пунктов.

Сложное экономическое состояния угольной промышленности, убыточность ряда шахт, ухудшение горно-геологических условий, отработка продуктивных балансовых запасов угля потребовали принятия неотложных мер по реструктуризации отрасли. Программа реструктуризации угольной промышленности и, в связи с ней закрытие шахт в Луганской области явились источником непредвиденных экологических проблем, которые по своей значимости вышли на один уровень с социально-экономическими вопросами региона.

Ликвидация угольных шахт, которая осуществляется без учета прогнозных оценок экологических последствий с частыми нарушениями природоохранного законодательства в условиях недостаточного финансирования мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности, по остаточному принципу, приводит к существенному осложнению экологической ситуации в угледобывающих регионах области, которая обостряет и без того напряженную социальную обстановку [1, С. 87-88].

Согласно перечня угольных предприятий, подлежащих закрытию на территории города Антрацит, который был определен Постановлением КМУ от 27.08.1997 г. № 939, должны быть закрыты 2 шахты:

  • «Центральная»;
  • имени Газеты «Луганская Правда» [4].

В настоящее время все планируемые работы для закрытия шахт остановлены и произведены работы по их физическому закрытию.

Первоначальное физическое закрытие шахт производилось стихийно, без наличия проектов закрытия, без положительного заключения экологической экспертизы проектов. Только после неоднократных административных мер к руководству предприятий, ведущих закрытие шахт, после проведенных приостановок ликвидационных работ были разработаны проекты закрытия, которые постепенно дорабатывались согласно выданных предписаний природоохранных органов.

В настоящее время проводятся работы по закрытию шахты «Крепенская» и практически окончены работы по закрытию шахты имени 50-летия Советской Украины. Данная стратегия предусмотрена комитетом по экономическим реформам при Президенте Украины в Программе экономических реформ на 2010-2014 годы "Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство" [6]. В последствии раздел Плана-графика реформ в сфере угольной промышленности был одобрен и нашел своё отражение в Приказе Министерства угольной промышленности «Об утверждении и выполнении Плана-графика реформ по направлению «Реформа угольной отрасли»» [5].

Со стороны экологической инспекции постоянно проводится контроль за ходом ликвидационных работ. В результате были выявлены факты нарушений требований проектов закрытия:

- не были своевременно проведены работы по тампонажу цементно-песчаным раствором стволов и сбоек, имеющих выход на поверхность, что приводило к возникновению провалов;

- не велся ведомственный контроль за количественным и качественным составом выбрасываемых шахтных газов;

- не были проведены дренажные работы по предотвращению подтопления жилого массива;

- при проведении ликвидационных работ по физическому закрытию шахт не выполняются природоохранные мероприятия, предусмотренные проектами;

- не проведена рекультивация и озеленение освобожденных земель, не определён их правопреемник;

- на всех закрывающихся шахтах не проведены работы по выхолаживанию, озеленению оставшихся породных отвалов, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха породной пылью, также определен правопреемник земель под этими отвалами;

- не выполнены работы по оборудованию горизонтального дренажа. [2, С. 27-67]

В результате вышеуказанных нарушений, имеющих место при проведении ликвидационных работ на закрывающихся шахтах, не ощущаются положительные результаты, которые предполагалось получить от закрытия шахт, т.е. снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов шахтных вод в водные объекты, освобождение заранее занятых земель.

Делая вывод из вышеизложенного материала, для решения данной проблемы предлагаем следующее:

- на органы местного самоуправления следует положить дополнительные обязанности по ведению чёткого контроля за закрытием шахт на подконтрольной территории;

- проводить предварительные экспертизы перед закрытием шахты для получения оценки влияния закрытия шахты на экологическое состояние окружающей среды;

- проводить мероприятия по выявлению участков потенциального подтопления, мест складирования жидких и твердых отходов;

- создавать прогнозные модели изменения окружающей природной среды;

- подготовить рекомендации для принятия решений по предотвращению экологических катастроф;

- усовершенствовать системы мониторинга на локальном и региональном уровнях, в первую очередь, геологической среды, утилизации техногенных отходов, являющихся, с одной стороны, фактором вредного воздействия на окружающую среду и, с другой стороны, нетрадиционным источником ряда дефицитных полезных компонентов;

- обеспечить финансирование природоохранных мероприятий по изучению, предупреждению и ликвидации последствий массового закрытия шахт из бюджетов различных уровней.

Считаем, что принятие этих мер поможет уменьшить негативные экологические последствия закрытия шахт как в городе Антрацит, так и в других городах, где проводится закрытие шахт. Так как закрытие только одной шахты оказывает огромное негативное воздействие на экологическую ситуацию не только на месте расположения самой шахты но и на довольно большие прилегающие территории, поэтому решение этой проблемы должно быть общегосударственным и распространятся на всю территорию страны а иногда и мира.

Литература

1. Кравчук П. Ликвидация угольных шахт, которая осуществляется по остаточному принципу, приводит к осложнению экологической ситуации. / / Родная природа. – 2001. – № 6 – С. 87-88.

2. Плющев В. Реконструкция угольной отрасли, без учета требований экологической составляющей непременно приведет к экологическому кризису / / Родная природа. – 2001. – № 6. – С. 27-67.

3. Постановление кабинета министров Украины от 12 января 1999 № 31 «О мероприятиях по решению эколого-гидрогеологических проблем, которые возникают вследствие закрытия горнодобывающих предприятий, шахт и разрезов».

4. Постановление кабинета министров Украины от 27 августа 1997 № 939 «Об утверждении порядка ликвидации убыточных угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий».

5. Приказ министерства угольной промышленности Украины от 22 июля 2010 № 270 «Об утверждении и выполнении плана-графика реформ по направлению «Реформа угольной отрясли»».

6. Проект программы экономических реформ на 2010 - 2014 годы "Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство" комитета по экономическим реформам при Президенте Украины.

Научный руководитель – Волкова Г.И., заместитель начальника кафедры экономико-правовых дисциплин ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко

Данная работа представлена на конкурс научных работ студентов «Экология и право: теория и практика», проводимый на кафедре экономико-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко

Финансовый анализ коммерческой организации

Основная часть

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 1. Общая характеристика показателей бухгалтерского баланса компании.

Раздел 2. Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 3. Вертикальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 4. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса компании.

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании.

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании.

Раздел 7. Анализ финансовых результатов.

Раздел 8. Анализ деловой активности компании.

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании.

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса.

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей.

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей.

Дополнительные разделы

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 13. Анализ технико-экономических показателей

Раздел 14. Оптимизация баланса с точки зрения платежеспособности и финансовой устойчивости

Раздел 15. Анализ денежных потоков компании с помощью прямого метода

Раздел 16. Анализ денежных потоков компании с помощью косвенного и коэффициентного метода

Раздел 17. Анализ наличия и состояния основных средств

Раздел 18. Анализ движения и структуры основных средств

Раздел 19. Анализ эффективности использования основных средств

Раздел 20. Анализ наличия, динамики и структуры оборотных активов

Раздел 21. Анализ эффективности использования оборотных активов

Раздел 22. Анализ динамики, структуры и источников финансирования запасов

Раздел 23. Анализ эффективности использования запасов

Раздел 24. Анализ дебиторской задолженности

Раздел 25. Анализ кредиторской задолженности

Раздел 26. Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

Раздел 27. Анализ безубыточности

Получить консультацию, заказать анализ или задать интересующие Вас вопросы можно
здесь.