Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Экологические последствия закрытия шахт в г. Антрацит
Функционирование предприятий угольной промышленности, как правило, сопровождается многосторонним негативным воздействием на окружающую природную среду, масштабы которого непосредственно зависят от объема основного производства и в связи с возможным увеличением объемов добычи угля имеют тенденцию к дальнейшему росту.
Поэтому целью данной работы является выявление способов и методов уменьшения негативных экологический последствий от деятельности шахт, в частности от закрытия шахт.
Изучением данной проблемы занимались следующие ученые: В. Плющев, И. Козьков, А. Несмашная, К. Тахтар, Н. Андреева, П. Кравчук, О. Прохорова.
Как известно, подземная разработка угольных месторождений вызывает активную деформацию всей толщины залегающих выше пород, что приводит к региональным изменениям геологической среды и естественного геологического режима подземных и поверхностных вод.
Откачки шахтных вод приводят к резкому нарушению природного гидрогеологического режима подземных вод и осушения залегающего выше массива горных пород. К тому же большой вред природным водотокам наносит сброс шахтных вод, которые откачиваются. В маловодные годы реки принимают промышленных стоков в 2-3 раза больше своего естественного стока. Однако проблема загрязнения природных водных объектов шахтными водами не только остается, но и обостряется вследствие подтопления, вызываемого закрытием шахт, хотя данный вопрос и регулируется законодательством [3].
По уровню образования и выбросов вредных веществ в атмосферу угольная промышленность является одной из наиболее загрязняющих воздушный бассейн отраслей. В 1999 году предприятиями угольной промышленности было выброшено в атмосферу 620,8 тыс. т вредных веществ, в том числе 443,5 тыс. т метана, в 2004 г. объем выброшенного в атмосферу метана возрос до 660,7 тыс. т.
О масштабах негативного воздействия предприятий угольной промышленности Украины на окружающую природную среду можно судить по следующим данным: в среднем добыча 1 млн. т. угля сопровождается сбросом в открытые водоемы 3,22 млн. куб. м загрязненных сточных вод, выдачей и размещением на дневной поверхности 1,48 млн. куб. м вскрышных пород, нарушением 10,2 га земельных угодий, выбросом в атмосферу 2,93 тыс. т. вредных веществ.
В процессе закрытия шахт остаются почти все проблемы относительно охраны водных объектов от загрязнения, и возникает ряд других экологических вопросов, связанных с негативным влиянием затопления шахт на водные ресурсы. Согласно проектным расчетам прогнозный срок затопления шахт колеблется от 2 до 23 лет, после чего следует ожидать выход воды на поверхность. И только за 5-10 лет после ее истечения на поверхность предполагается незначительное снижение содержания загрязняющих веществ и стабилизация показателей качества воды. То есть, подъем уровня шахтных вод и выход их на поверхность грозит ухудшением качества воды отдельных скважин и колодцев, расположенных вблизи населенных пунктов.
Сложное экономическое состояния угольной промышленности, убыточность ряда шахт, ухудшение горно-геологических условий, отработка продуктивных балансовых запасов угля потребовали принятия неотложных мер по реструктуризации отрасли. Программа реструктуризации угольной промышленности и, в связи с ней закрытие шахт в Луганской области явились источником непредвиденных экологических проблем, которые по своей значимости вышли на один уровень с социально-экономическими вопросами региона.
Ликвидация угольных шахт, которая осуществляется без учета прогнозных оценок экологических последствий с частыми нарушениями природоохранного законодательства в условиях недостаточного финансирования мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности, по остаточному принципу, приводит к существенному осложнению экологической ситуации в угледобывающих регионах области, которая обостряет и без того напряженную социальную обстановку [1, С. 87-88].
Согласно перечня угольных предприятий, подлежащих закрытию на территории города Антрацит, который был определен Постановлением КМУ от 27.08.1997 г. № 939, должны быть закрыты 2 шахты:
- «Центральная»;
- имени Газеты «Луганская Правда» [4].
В настоящее время все планируемые работы для закрытия шахт остановлены и произведены работы по их физическому закрытию.
Первоначальное физическое закрытие шахт производилось стихийно, без наличия проектов закрытия, без положительного заключения экологической экспертизы проектов. Только после неоднократных административных мер к руководству предприятий, ведущих закрытие шахт, после проведенных приостановок ликвидационных работ были разработаны проекты закрытия, которые постепенно дорабатывались согласно выданных предписаний природоохранных органов.
В настоящее время проводятся работы по закрытию шахты «Крепенская» и практически окончены работы по закрытию шахты имени 50-летия Советской Украины. Данная стратегия предусмотрена комитетом по экономическим реформам при Президенте Украины в Программе экономических реформ на 2010-2014 годы "Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство" [6]. В последствии раздел Плана-графика реформ в сфере угольной промышленности был одобрен и нашел своё отражение в Приказе Министерства угольной промышленности «Об утверждении и выполнении Плана-графика реформ по направлению «Реформа угольной отрасли»» [5].
Со стороны экологической инспекции постоянно проводится контроль за ходом ликвидационных работ. В результате были выявлены факты нарушений требований проектов закрытия:
- не были своевременно проведены работы по тампонажу цементно-песчаным раствором стволов и сбоек, имеющих выход на поверхность, что приводило к возникновению провалов;
- не велся ведомственный контроль за количественным и качественным составом выбрасываемых шахтных газов;
- не были проведены дренажные работы по предотвращению подтопления жилого массива;
- при проведении ликвидационных работ по физическому закрытию шахт не выполняются природоохранные мероприятия, предусмотренные проектами;
- не проведена рекультивация и озеленение освобожденных земель, не определён их правопреемник;
- на всех закрывающихся шахтах не проведены работы по выхолаживанию, озеленению оставшихся породных отвалов, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха породной пылью, также определен правопреемник земель под этими отвалами;
- не выполнены работы по оборудованию горизонтального дренажа. [2, С. 27-67]
В результате вышеуказанных нарушений, имеющих место при проведении ликвидационных работ на закрывающихся шахтах, не ощущаются положительные результаты, которые предполагалось получить от закрытия шахт, т.е. снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов шахтных вод в водные объекты, освобождение заранее занятых земель.
Делая вывод из вышеизложенного материала, для решения данной проблемы предлагаем следующее:
- на органы местного самоуправления следует положить дополнительные обязанности по ведению чёткого контроля за закрытием шахт на подконтрольной территории;
- проводить предварительные экспертизы перед закрытием шахты для получения оценки влияния закрытия шахты на экологическое состояние окружающей среды;
- проводить мероприятия по выявлению участков потенциального подтопления, мест складирования жидких и твердых отходов;
- создавать прогнозные модели изменения окружающей природной среды;
- подготовить рекомендации для принятия решений по предотвращению экологических катастроф;
- усовершенствовать системы мониторинга на локальном и региональном уровнях, в первую очередь, геологической среды, утилизации техногенных отходов, являющихся, с одной стороны, фактором вредного воздействия на окружающую среду и, с другой стороны, нетрадиционным источником ряда дефицитных полезных компонентов;
- обеспечить финансирование природоохранных мероприятий по изучению, предупреждению и ликвидации последствий массового закрытия шахт из бюджетов различных уровней.
Считаем, что принятие этих мер поможет уменьшить негативные экологические последствия закрытия шахт как в городе Антрацит, так и в других городах, где проводится закрытие шахт. Так как закрытие только одной шахты оказывает огромное негативное воздействие на экологическую ситуацию не только на месте расположения самой шахты но и на довольно большие прилегающие территории, поэтому решение этой проблемы должно быть общегосударственным и распространятся на всю территорию страны а иногда и мира.
Литература
1. Кравчук П. Ликвидация угольных шахт, которая осуществляется по остаточному принципу, приводит к осложнению экологической ситуации. / / Родная природа. – 2001. – № 6 – С. 87-88.
2. Плющев В. Реконструкция угольной отрасли, без учета требований экологической составляющей непременно приведет к экологическому кризису / / Родная природа. – 2001. – № 6. – С. 27-67.
3. Постановление кабинета министров Украины от 12 января 1999 № 31 «О мероприятиях по решению эколого-гидрогеологических проблем, которые возникают вследствие закрытия горнодобывающих предприятий, шахт и разрезов».
4. Постановление кабинета министров Украины от 27 августа 1997 № 939 «Об утверждении порядка ликвидации убыточных угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий».
5. Приказ министерства угольной промышленности Украины от 22 июля 2010 № 270 «Об утверждении и выполнении плана-графика реформ по направлению «Реформа угольной отрясли»».
6. Проект программы экономических реформ на 2010 - 2014 годы "Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство" комитета по экономическим реформам при Президенте Украины.
Научный руководитель – Волкова Г.И., заместитель начальника кафедры экономико-правовых дисциплин ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко
Данная работа представлена на конкурс научных работ студентов «Экология и право: теория и практика», проводимый на кафедре экономико-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко