Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Проблемы законодательного регулирования экологического аудита
Экологический аудит начали применять в экономически развитых странах в 70-е гг. XX в. Его широкое распространение было связано с повышением требований природоохранного законодательства, невыполнение которых могло стать причиной значительных финансовых санкций для производственных структур и связанных с ними кредитных и страховых организаций. Поэтому возникновение экологического аудита объяснялось необходимостью защиты интересов предприятий. В середине 80-х гг. Международная торговая палата применила экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельности компаний нормам экологического законодательства. К началу 90-х гг. большинство коммерческих банков экономически развитых стран стали использовать экологический аудит с целью предупреждения невыплат по займам в связи с деятельностью лиц, которые их получают, в области окружающей среды.
Активное включение экологического аудита в организационно-управленческую систему происходит вместе с внедрением системы экологического менеджмента на предприятиях. Эта деятельность имеет четко выраженную направленность на субъекты хозяйствования, что накладывает свой отпечаток на управленческие механизмы, которые применяются как государством, так и предприятиями.
5 марта 1998 Верховной Радой Украины были утверждены "Основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности". В частности, этим постановлением определялась необходимость активного внедрения экологического аудита, исходя из важности проблем, которые при его использовании можно успешно решать. Так, планировалось принятие на уровне Кабинета Министров Украины "Положения об экологическом аудите" (Раздел 34 Постановления), внедрение экологического аудита на национальном уровне реализации экологической политики (Раздел 33 Постановления), обязательное осуществление эколого-аудиторской деятельности в процессе приватизационной деятельности, решение экологических проблем металлургической промышленности, реализация экологического аудита кризисных территорий Украины и т.п. Необходимость разработки правовых основ экологического аудита и его активное использование отмечалось также Кабинетом Министров Украины в Постановлениях №345 от 10 апреля 2001 "Об утверждении плана действий по реализации приоритетных положений Программы интеграции Украины в Европейский Союз в 2001 году" и №897 от 24 Май 1999 "О перечне законопроектов, разрабатываемых центральными органами исполнительной власти в 1999 году", в "Национальной программе экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой воды", в "Общегосударственной программе охраны и восстановления окружающей среды Азовского и Черного морей".
Однако следует отметить, что, несмотря на неоднократное декларирование необходимости разработки правового регулирования экологического аудита, начало его непосредственной нормативной регламентации было начато не с принятия соответствующих законов или постановлений, а с принятия адаптированных международных стандартов экологического аудита. Так, Госстандартом Украины были утверждены и введены в действие следующие государственные стандарты Украины: ДСТУ ISO 14010-97 "Руководство по экологическому аудиту. Общие принципы ", ДСТУ ISO 14011-97" Руководство по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Аудит систем управления окружающей средой "; ДСТУ ISO 14012-97" Руководство по экологическому аудиту. Квалификационные требования к аудиторам по экологии".
Принятие 24 июня 2004 Закона Украины "Об экологическом аудите" ознаменовало завершение первого этапа формирования правовой базы эколого-аудиторской деятельности в Украине. Таким образом, специальным законом определены цели этого вида деятельности, а также порядок ее осуществления. Кроме того, были внесены изменения в Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" где в ч. 2. ст. 49 было закреплено, что: "С целью учета экологических требований в процессе приватизации или корпоратизации объектов права государственной собственности, иного изменения формы или изменения субъектов права собственности на объекты, а также для нужд экологического страхования, аренды имущества, приобретения права собственности на имущество и земельные участки, создания, функционирования и сертификации систем экологического управления, при осуществлении иной деятельности в Украине проводится добровольный или обязательный экологический аудит".
Второй этап формирования законодательства об экологическом аудите характеризуется деятельностью органов исполнительной власти по правовой регламентации требований к исполнителям экологического аудита. Так, Приказами Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 12 января 2005 №8 и №7 утверждено соответствующее Положение о сертификации экологических аудиторов и Положение о ведении реестра экологических аудиторов и юридических лиц, имеющих право на осуществление экологического аудита. Разработаны вопросы и утвержден перечень вопросов квалификационного экзамена на получение сертификата экологического аудитора. Вместе с тем, после принятия ДСТУ ISO 19011:2003 «Руководство по аудиту систем менеджмента качества и (или) экологического управления» (ISO 19011:2002, IDT) следует указать на неполную согласованность разработанных нормативных актов и принятого стандарта. Показательным является и тот факт, что регулирование на государственном уровне рынка эколого-аудиторских услуг на этом закончилось, что также имеет определенные негативные последствия для осуществления этого вида деятельности в Украине.
Учитывая вышеизложенное, в целях дальнейшего развития законодательства Украины об экологическом аудите необходимо продолжить деятельность по развитию нормативной базы экологического аудита на уровне законов, путем выделения в проекте Экологического кодекса Украины раздела "Экологический аудит", предписания которого будут четко разграничиваться с подобными механизмами экологического контроля и экспертизы, стратегической экологической оценки, которая вводится в Украине в целях выполнения международных обязательств по экологическим конвенциям и ведомственному нормотворчеству Минприроды. Также своевременным является создание профессионального объединения экологических аудиторов с целью разработки единых подходов, представительства интересов экологических аудиторов в социальном диалоге и партнерстве с государственными органами, продолжение нормирования эколого-аудиторской деятельности.
Данная работа представлена на конкурс научных работ студентов «Экология и право: теория и практика», проводимый на кафедре экономико-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко