Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Проблема охраны атмосферного воздуха от загрязнения: организационные пути ее решения
Атмосферный воздух – один из основных жизненно важных елементов окружающей естественной среды. В естественном состоянии состоит из смеси газов: это преимущественно азот (свыше 78%) и кислород (около 20%), а также аргон, углекислый газ, водород, гелий, неон, озон, пыль, водяные пары и некоторые другие вещества. Атмосферный воздух является необходимой физическим и биологическим условием существования человека и источником жизни на Земле, от его качества зависит здоровье человека. Атмосферный воздух также имеет важное экономическое значение.
Правовая охрана атмосферного воздуха в Украине обеспечивается законами Украины «Об охране атмосферного воздуха» и «Об охране окружающей естественной среды», а также другими актами национального законодательства. Предметом атмосфероохранного законодательства является регуляция соответствующих отношений с целью сохранения, улучшения и воссоздания состояния атмосферного воздуха, отвлечения и снижения вредного химического, физического, биологического и другого влияния, на атмосферный воздух, обеспечение рационального использования атмосферного воздуха для производственных потребностей, укрепления порядка и законности, в этой сфере (ст. 1 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха»).
Специфика атмосферного воздуха как природного объекта, обуславливает особенности его правовой охраны. Во-первых, обозначая атмосферный воздух как природный ресурс, атмосфероохранное законодательство, в отличие от других природных объектов, не устанавливает право собственности на него, хотя Конституция Украины относит атмосферный воздух к объекту права собственности Украинского народа. Однако он не может быть объектом права собственности в силу физического состояния и специфических особенностей он находится в постоянном ресурсе, перемешивание которого не поддается контролю со стороны человека и поэтому невозможно практично осуществлять полномочия владения и распоряжения этим природным ресурсом.
Во-вторых, в отличии от других природных ресурсов атмосферный воздух как часть окружающей природной среды в количественном размере не устанавливается.
В-третьих, нормативно установлена разрешительная система выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что порождает правовые последствия.
Загрязнение атмосферы – одно из основных отрицательных последствий индустриализации современного мира. Основными источниками загрязнения воздуха на Украине являются промышленность, транспорт, отходы, мусор, ядохимикаты используемые в сельском хозяйстве. В целом по Украине выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников примерно в два раза превышают выбросы от автотранспорта. Для сравнения: в США 60% случаев загрязнения воздуха происходит от выхлопных газов автомобилей и 17% - от промышленных предприятий.
Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу значительное количество твердых несгоревших частиц (зола, сажа, копоть, пыль) и вредных газов (диоксид и оксид углерода, углеводороды, соединения серы, оксиды азота и пр.). Особенно опасны выбросы химической, металлургической, нефтеперерабатывающей промышленности и промышленности строительных материалов.
Большую опасность представляют выбросы, образующиеся при работе различных видов транспорта, особенно автомобилей. В выхлопных газах автомобилей содержится более 100 наименований различных вредных веществ. В Луганской области в 2010 году 10,9% автомобилей, принадлежащих государственным предприятиям и 1232% автомобилей, принадлежащих гражданам, эксплуатировалось с повышенным содержанием вредных веществ в выхлопных газах, что связано с их низким техническим состоянием, износом и нарушениями правил эксплуатации. Вредные газы выделяет и авиационный транспорт. По уровню производимого загрязнения один сверхзвуковой лайнер приравнивают к 7 тыс. легковых автомобилей.. Так, современный пассажирский самолет при непродолжительным полете потребляет 50 тонн воздуха, а автомобиль за 1000 км пробега потребляет годовую норму воздуха 1-го человека. Известно, что вредные примеси, которые попали в воздух, относительно легко нейтрализовались, потому что атмосфера способна к самоочищению. Но с увеличением в нем загрязняющих веществ усиливается опасность того, что способность атмосферы к самоочищению будет утрачена. Более того, ежегодно в около земной оболочке биосферы содержания кислорода уменьшается на 10 млн. тонн. Таким образом, реальная действительность диктует нам необходимость всестороннего и целенаправленного позитивного влияния на атмосферу с помощью как правового так и организационного регулирования.
Загрязнители воздуха могут вызывать общее недомогание, снижение работоспособности, кашель, головокружение, спазмы голосовых связок, различные заболевания легких, глаз, общее отравление организма, ослабление иммунитета. Отмечаются мутагенное, концерогенное, аллергенное, атеросклеротическое и эмбриотоксическое воздействие химических загрязнителей воздуха на организм человека. Причина бронхитов, бронхиальной астмы, других легочных заболеваний, сердечно-сосудистых болезней в значительной степени заключается в загрязнении атмосферного воздуха.
Донбасс может служить наглядным примером региона, где существует проблема чистого воздуха. Нормальная жизнедеятельность людей требует не только наличия воздуха, но и его определенной чистоты. Степень загрязнения воздуха находится в прямой зависимости от промышленного развития города. Наибольшая общая загрязненность воздуха отмечена в таких городах, как Донецк, Горловка, Дзержинск, Мариуполь, Макеевка. Енакиево; Славянск, Одесса, Днепропетровск, Харьков, Запорожье, Луцк, Луганск и Черкассы. Обратите внимание на то, что половина из них – города Донбасса.
В 2011 году стационарными источниками предприятий Луганской области было выброшено в атмосферу более 2.0 миллионов вредных веществ, что на 67 тысяч тонн или на 2,1% больше чем за 2010 год. В суммарном количестве вредных веществ выбросы метана и оксида азота,которые принадлежат к парниковым газам , составили соответственно 636 тысяч тонн и 4,6 тысяч тонн. Кроме этих веществ, в атмосферу было выбрашено 114,6 миллион тонн диоксида углерода, который так же влияет на изменение климата. Лидерами по выбросам в атмосферный воздух является Донецкая (1008,6 тыс. т.), Днепропетровская (679,3 тыс. т) и Луганская (381,9 тыс. т) области. Снижение объема выбросов обусловлено спадом производства, особенно в угольной и металлургической отраслях. Увеличение объемов выбросов наблюдалось в результате увеличения промышленной активности предприятий.
Однако, несмотря на уменьшение суммарных объемов выбросов загрязняющих веществ, которое наблюдается в последние годы, уровень загрязнения атмосферы остается достаточно высоким. Поэтому все законодательные акты, составляющие правовую основу данного вопроса направлены на сохранение благоприятного состояния атмосферного воздуха, его обновления и улучшения для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, а также предотвращения вредного влияния на ОПС. Они определяют правовые и организационные основы и экологические требования в отрасли охраны и использования атмосферного воздуха для производственных целей, а также усиление правопорядка и законности в этой отрасли. Среди которых особое значение имеют законы Украины «Об охране окружающей природной среды» и «Об охране атмосферного воздуха». Постановление Кабинета Министров Украины «О порядке осуществления государственного учета в отрасли охраны атмосферного воздуха», «О порядке установления уровня вредного воздействия физических и биологически факторов на атмосферный воздух», «О порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
Все выше перечисленные законы, подзаконные нормативные акты постановления имеют большие положительные стороны так как на основ их осуществляется государственное регулирование в сфере охраны окружающей природной среды, устанавливаются нормы и стандарты выбросов в окружающую природную среду, а пренебрежение этими нормами физическими или юридическими лицами влечет административное либо уголовное наказание. Среди организационно-правовых мер значительное место занимают обязанности субъектов, деятельность которых связана с загрязнением воздуха. Согласно ст. 12 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами в атмосферный воздух вредных веществ, обязаны:
- совершать организационно-хозяйственные, технические и др. меры для обеспечения выполнения требований и условий, предусмотренных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ и др. вредные влияния;
- принимать меры по уменьшению их размеров;
- обеспечивать бесперебойную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, аппаратуры для очищения выбросов;
- осуществлять контроль за объемом и составом загрязняющих веществ и вести их учет;
- использовать заранее разработанные спец. меры по охране атмосферного воздуха на случай аварийных ситуаций.
Мы не можем сетовать на несовершенство украинского законодательства, конечно же, оно имеет нюансы и пробелы, но в целом отвечает международному праву и всесторонне, объективно регулирует отношения, охраной атмосферного воздуха но его применение на практике оставляет желать лучшего, потому что много норм не соблюдается, а иногда и вовсе игнорируется. Для надлежащего регулирования данной проблемы не хватает механизма реализации правовых норм в жизни, т.е. на практике.
На сегодняшний день мы имеем массу нарушений экологического законодательства, а штрафные санкции ничтожны по сравнению с причиняемым вредом. Крупные промышленные предприятия охотно платят эти штрафы, потому что они намного дешевле, чем дорогие очистные оборудования и сооружения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод:
1. Необходим устойчивый, налаженный механизм реализации правовых норм, что будет способствовать надлежащему регулированию проблем в отрасли охраны атмосферного воздуха.
2. Уменьшение бюрократического аппарата и коррупции в органа власти. Эти явления существенно влияют на регулирование данной проблемы и существенно тормозят проведение экологической политики в данной отрасли.
3. Ужесточение ответственности за нарушение атмосферного законодательства.
Научный руководитель – Г.И. Волкова, старший преподаватель кафедры экономико-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко.
Эта работа представлена на конкурс научных работ студентов «Экономико-правовые проблемы: вызовы современности», который проводится на кафедре экономико-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко