Некоторые аспекты проблемы браконьерства в Украине

Защита животных – это одна из важнейших задач всей мировой общественности в XXI столетии, для решения которой разрабатываются и принимаются соответствующие нормативно правовые акты создаются общественные организации, фонды. Что и говорить, природа – наша мать, человек часть природы и защищать её – священный долг любого. Но эти красивые слова и лозунги, к сожалению, давно остались лишь в старых книгах и уставах общественных организаций по защите окружающей природной среды. В конце XX начало XXI ст. значительно увеличилось антропогенное воздействие на окружающую природную среду, компонентом которой является животный мир.

Процесс эволюции человека (homo sapiens) во многом связан именно с охотой на животных, которых он убивал, чтобы прокормиться, укрепить свое жилище, сшить одежду, защитить себя от нападения. Следует отметить, что первый этап взаимодействия человека и окружающей природной среды характеризуется сбалансированным развитием. Но хотя потребность в убийстве диких животных ради пропитания со временем отпала, то охота как развлечение стала сегодня массовым фактором. Все изменилось с появлением мощного, скорострельного и, что самое главное, общедоступного огнестрельного оружия. Тенденция к чрезмерному охотничьему промыслу началась еще в середине XIX века и на сегодняшний день достигла поистине массовых масштабов.

Сейчас во всем мире к незаконным охотникам традиционно применяют термин «браконьер». Как указывает юридический словарь, «браконьерство» – (от фр. braconnier – браконьер; первоначально – псовый охотник) – добыча или уничтожение диких животных с нарушением правил охоты, рыболовства и других требований законодательства об охране животного мира [5].

Браконьерство в Украине – серьезнейшая проблема, которая наносит ущерб не только природе, но и экономике государства, подрывает авторитет органов государственной власти на местах и в целом в государстве. Поэтому, на наш взгляд, необходимо искать более эффективные пути решения данной проблемы.

Серьезный вклад в борьбу с браконьерством в Украине внесли такие ученые, как В. Борейко и А. Нелипа, а также М. Кащенко, М. Воскобойников, В. Караваев и др., однако полностью решить эту проблему не удалось.

Анализ украинского законодательства показал, что ответственности за браконьерство как таковой нет, ибо это понятие слишком широкое и включает в себя многие аспекты (нарушение правил охоты, рыбалки, вырубки леса, сбора цветковых растений и т.п.). Мы же в данной работе рассматриваем браконьерство именно в области охоты. Ответственность за незаконную охоту предусмотрена ст. 85, 85-1, 90 КУоАП Украины, где указывается ответственность за нарушение правил использования объектов животного мира (что включает в себя и незаконную охоту в том числе), изготовление и сбыт запрещенных орудий добычи животного мира, а также за нарушение требований по охране животных и растений, занесенных в Красную Книгу Украины. Ответственность за незаконную охоту предусмотрена и в УК Украины, в ст. 248 и 249, где указана ответственность за незаконную охоту и незаконное занятие звериным промыслом. Проанализировав данные нормативные акты, необходимо сделать вывод о том, что в них достаточно полно и четко обозначены деяния, которые влекут за собой наступление юридической ответственности и поэтому у браконьеров не может быть ни малейших шансов уклониться от неё. Тогда, разумеется, встает логичный вопрос: почему же, при наличии такого законодательства, у нас в стране до сих пор присутствует такое постыдное и весьма опасное для природы и государства явление, как браконьерство? Ответ прост - все дело в реализации законодательства на практике, в непосредственном исполнении своих обязанностей организациями, которые должны заниматься контролем и пресечением фактов незаконной охоты, а в случае выявления такого факта – принимать необходимые оперативные меры (в зависимости от конкретной ситуации).

В качестве примера приводим наблюдения специалистов Киевского культурно-экологического центра, по данным которых в настоящее время каждый год в Украине занимается браконьерством около 15 млн. человек, то есть ? взрослого населения. При этом вскрываемость браконьерства составляет около 1 %. Ежегодно в стране задерживается около 11 тыс. браконьеров - охотников, хотя крайне низкой является их наказуемость: из 9500 задержанных в 2006 г. только 3 были привлечены к уголовной ответственности, а сумма штрафов в среднем на одного браконьера - охотника составила всего 28 гривен. Сумма штрафов и исков в среднем на одного лесного браконьера в 2007 г. составила 73 гривны, а взыскивается в среднем с них около 0,1 % от нанесенного ущерба [4].

По данным того же центра, ежегодно в Украине незаконно добывают до 400 тыс. диких животных, чем наносят ущерб в 50 млн. грн. Так, численность медведей за 10 лет сократилась в 2 раза, а зубров – в 3,2 раза. За 15 лет браконьеры убили около 1 тыс. зубров, однако уголовных дел было возбуждено за этот период всего 3 [4].

Таким образом, перед нами предстает весьма незавидная картина –браконьеры в нашей стране действуют практически безнаказанно, о чем свидетельствует описанные данные. Из чего следует необходимость изучения причин такого положения дел.

Первой из них мы называем отсутствие должного финансирования соответствующих служб, которые должны бороться с браконьерством. Что и говорить, ведь браконьеры сейчас вооружены по последнему слову техники – вездеходами, скорострельными карабинами, приборами ночного виденья, спутниковыми навигаторами, бортовыми компьютерами в салонах джипов, вертолетами и БТРами. Довольно сложно противопоставить им что-либо егерю, который вооружен в лучшем случае старой «Нивой» или УАЗом (а то и вовсе ходит пешком) и личным гладкоствольным ружьем. Ведь для того, чтобы привлечь браконьера к ответственности, необходимо его вычислить, догнать и задокументировать его действия. Что же касается органов внутренних дел, то у участкового инспектора милиции или оперативного работника и вовсе практически нет возможности бороться с браконьерством, т.к. в их деятельность входит также еще и масса других задач, а егеря, в свою очередь не обладают должными полномочиями. Не стоит забывать тот факт, что нет у егеря особой мотивации для проведения серьезных рейдов за те средства, что выделяет ему государство в качестве заработной платы и финансирования его деятельности (оплата топлива для транспорта, корма для кормушек животных и т.п.).

Второй, не менее серьезной, является проблема коррупции, которая является повсеместной для нашего государства. Не обошла она и данную отрасль. Нередки случаи, когда проведению массовых охотничьих мероприятий по уничтожению, например, тех же косуль, предшествует предварительная договоренность с работниками местного охотничьего хозяйства, которые, за определенную плату, закрывают на данный факт глаза. Нередки также случаи, когда браконьер, задержанный егерем во время проведения незаконной охоты, предпочитает договориться на месте. Деньги, выплаченные в качестве взятки егерю, не поступают в доход государства и, следовательно, не идут на восстановление ущерба, причинённого браконьером. Эта тенденция не знает границ и зависит лишь от уровня дохода.

Как же обстоит дело с браконьерством в некоторых странах СНГ? Например, в Белоруссии проблема браконьерства решена довольно-таки эффективно. По данным Р. Новикова, в 2003 году Президентом Республики Беларусь была создана инспекция по охране животного и растительного мира, специалисты которой занимаются вопросами охраны и контроля лесного охотничьего и рыбного хозяйства. Таким образом, контроль за биоресурсами страны сконцентрирован в одном органе. При государственной инспекции созданы мобильные бригады, которые оснащены по последнему слову техники (современные автомобили, быстроходные и бесшумные плавсредства, полностью обеспечены топливом, высокотехнологичными средствами связи, табельным оружием - АКМ). В каждом районе работают несколько таких бригад, сформированных из сотрудников, имеющих опыт работы в силовых структурах. Работа в инспекции престижная и высокооплачиваемая. Кроме рейдовой системы создана горячая, круглосуточная линия моментального реагирования, благодаря которой каждый сознательный гражданин, которому небезразлично будущее его страны, может сообщить о правонарушителях. Отличительной особенностью государственной инспекции является подчиненность лично Президенту. Задержание нарушителя проходит жестко и четко, независимо от статуса, звания и положения. Составленный протокол уже на следующее утро оказывается па столе Президента, который моментально принимает строгое решение по поводу пребывания провинившегося на той или иной должности, звании, т.п. О беспринципности судебных органов к браконьерам и говорить не приходится. Средний размер штрафа 500-700 долларов США, кроме того, плюс компенсация нанесенного ущерба охотхозяйству. При поимке правонарушителя с добытым копытным животным предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком на несколько лет [3, с. 29].

Таким образом, проблема браконьерства в нашей стране является актуальной и поэтому государству необходимо принять оперативные меры реагирования:

1. Принять Закон о создании соответствующей единой государственной службы, которая занималась бы вопросами охраны окружающей природной среды, объединив в себе все ведомственные природоохранные инспекции (охотничью, рыбную, лесную, экологическую).

2. Снабдить вышеуказанную службу современной техникой, транспортом, горючим и т.д.

3. На законодательном уровне ввести запрет на продажу браконьерских снастей во всех регионах Украины.

4. Увеличить санкции статей КУоАП, касающихся незаконной охоты.

Таким образом, приняв необходимые меры, государство не только существенно снизит уровень браконьерства в стране и частично компенсирует причиненный природе вред, но и сможет пополнить государственный бюджет за счет штрафов и конфискованного имущества.

Браконьерство в Украине стало серьезной проблемой, которая реально угрожает национальной безопасности страны. Поэтому государство и общественность должны начать активную борьбу с этим негативным явлением, чтобы сохранить то немногое, что осталось от природы нашей страны и заложить тенденции к её дальнейшему восстановлению.

Список использованной литературы:

1. Кодекс Украины об административных правонарушениях. По состоянию на 18 ноября 2008 года / Харьков: Одиссей, 2008. – 311 с.

2. Уголовный Кодекс Украины. По состоянию на 10 января 2010 года / Харьков: Одиссей, 2010. – 303 с.

3. Новиков Р. О браконьерстве в Украине / Р. Новиков // Оружие и охота. – 2007. - №4. – С. 28-29.

4. Официальный сайт Киевского эколого-культурного центра. [Электронный ресурс] – режим доступа - http://ecoethics.ru

5. Юридический словарь. [Электронный ресурс] – режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/13345

Научный руководитель – Г.И. Волкова, старший преподаватель Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко.

Эта работа представлена на конкурс научных работ студентов «Экономико-правовые проблемы: вызовы современности», который проводится на кафедре экономико-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко.

Финансовый анализ коммерческой организации (по РСБУ)

Основная часть

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 1. Общая характеристика показателей бухгалтерского баланса компании.

Раздел 2. Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 3. Вертикальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 4. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса компании.

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании.

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании.

Раздел 7. Анализ финансовых результатов.

Раздел 8. Анализ деловой активности компании.

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании.

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса.

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей.

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей.

Дополнительные разделы

Раздел 13. Анализ технико-экономических показателей

Раздел 14. Оптимизация баланса с точки зрения платежеспособности и финансовой устойчивости

Раздел 15. Анализ денежных потоков компании с помощью прямого метода

Раздел 16. Анализ денежных потоков компании с помощью косвенного и коэффициентного метода

Раздел 17. Анализ наличия и состояния основных средств

Раздел 18. Анализ движения и структуры основных средств

Раздел 19. Анализ эффективности использования основных средств

Раздел 20. Анализ наличия, динамики и структуры оборотных активов

Раздел 21. Анализ эффективности использования оборотных активов

Раздел 22. Анализ динамики, структуры и источников финансирования запасов

Раздел 23. Анализ эффективности использования запасов

Раздел 24. Анализ дебиторской задолженности

Раздел 25. Анализ кредиторской задолженности

Раздел 26. Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

Раздел 27. Анализ безубыточности

Получить консультацию, заказать анализ или задать интересующие Вас вопросы можно
здесь.

Финансовый анализ коммерческой организации (по МСФО)

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 1. Общая характеристика показателей Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 2. Горизонтальный анализ Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 3. Вертикальный анализ Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 4. Анализ ликвидности Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании

Раздел 7. Анализ финансовых результатов

Раздел 8. Анализ деловой активности компании

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей

Получить консультацию, заказать анализ или задать интересующие Вас вопросы можно
здесь.