Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Материалы
Введение
Актуальность темы исследования. Налоговая политика, проводимая в федеративном государстве, не только обеспечивает формирование бюджетов всех уровней бюджетной системы, но и является одним из действенных рычагов регулирования социально-экономических процессов. И если основные аспекты формирования налоговой политики на уровне государства являются достаточно разработанными как в теоретическом, так и в методологическом аспекте, то основные принципы налоговой политики на уровне региона находятся на данный момент на этапе своего формирования.
Кроме того, наблюдающаяся в настоящее время чрезмерная централизация полномочий в сфере налогообложения на федеральном уровне, значительно ограничивает самостоятельность субъектов Федерации в формировании ресурсов, необходимых для реализации собственных функций, и практически лишает их возможности управлять налоговой составляющей региональных бюджетов. Практика предоставления федеральным законодательством налоговых льгот и изъятий объектов налогообложения по региональным и местным налогам приводит к необходимости все большего перераспределения финансовых ресурсов через межбюджетные трансферты, что является существенным дестимулирующим фактором обеспечения устойчивости региональных бюджетов.
Отмеченные обстоятельства обусловили необходимость дальнейшего исследования направлений совершенствования подходов в разработке региональной налоговой политики и предопредели выбор темы выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам формирования и реализации региональной налоговой политики посвящены работы отечественных ученых Т. Журавлевой, Т. Бушанской, В.Грибова, Л. Дуканич и др. Исследованию проблем регионального развития и региональной экономической и налоговой политики посвящены труды А. Гранберга, Н. Бескоровайной, Н. Калюжновой, Н. Ларина, А. Маршаловой и др. Несмотря на весомый вклад ученых в развитие положений региональной налоговой политики и регионального развития в целом, данные проблемы требуют дальнейших исследований.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в изучении влияния налоговой политики на макроэкономические индикаторы регионального развития на уровне федерального округа и определении на этой основе перспектив совершенствования региональной налоговой политики.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
- раскрыть сущность, состав и значение макроэкономических индикаторов развития региона;
- изучить инструменты влияния налоговой политики и динамику макроэкономических индикаторов развития региона;
- обосновать направления использования рычагов налогового влияния на динамику макроэкономических индикаторов развития региона с учетом зарубежного опыта;
- провести анализ экономических показателей и особенностей региональной налоговой политики в Центральном федеральном округе Российской Федерации;
- осуществить анализ влияния налогов на макроэкономические индикаторы ЦФО;
- исследовать зависимость налоговых поступлений, объема ВРП и социальных индикаторов;
- обосновать направления совершенствования налоговой политики ЦФО;
- раскрыть возможности использования рычагов налогового регулирования макроэкономических индикаторов развития региона;
- осуществить прогноз социально-экономического развития ЦФО под влиянием изменения уровня налогообложения.
Объектом исследования является региональная налоговая политика и ее реализация в Центральном федеральном округе РФ. Предметом исследования являются зависимости между параметрами региональной налоговой политики и значениями макроэкономических индикаторов развития региона.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных ученых-экономистов в области теории налогообложения, государственной и региональной налоговой политики, управления региональной экономикой и налогового планирования.
Информационной базой работы послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам налогообложения, региональной политики, статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, материалы периодической печати и официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации.
Для доказательства выдвигаемых теоретических положений и при разработке рекомендаций использовались диалектический метод познания, системный подход, метод сравнительного анализа, экономико-статистические методы (наблюдения, группировки, сравнения, корреляционно-регрессионного и кластерного анализа) и др.
Научная новизна исследования заключается в обосновании направлений совершенствования налоговой политики на уровне ЦФО на основе результатов анализа влияния налогов на макроэкономические индикаторы развития региона. В ходе исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной:
- авторское определение термина «макроэкономические индикаторы развития региона», под которыми понимают интегральные показатели в виде предельных (пороговых) значений, количественно определяющие качественные характеристики социально-экономических процессов в регионе и предполагающие наличие инструментов воздействия на эти процессы;
- авторское определение термина «региональная налоговая политика», под которой понимается система правовых норм регионального уровня, опирающихся на федеральное законодательство, и организационно-экономических мероприятий, разрабатываемая с учетом сложившихся и прогнозируемых значений макроэкономических индикаторов и направленная на обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона;
- авторский подход к классификации типов региональной налоговой политики по типу региона, по валовому региональному доходу на душу населения, по стабильности налоговых сборов, по налоговой нагрузке на одного жителя региона, по функциям, по степени институционализации теневого сектора экономики и пр.;
- модель формирования региональной налоговой политики. Использование данной модели даст возможность сделать процесс формирования этой политики научно-обоснованным. Предлагаемый алгоритм учитывает результаты ретроспективного анализа и прогнозные значения макроэкономических индикаторов развития региона. Кроме того, в рамках данной модели реализуются принципы сценарного планирования;
- параметры регрессионных зависимостей отражающих взаимосвязь основных макроэкономических индикаторов и параметров региональной налоговой политики, которые можно использовать с целью прогнозирования;
- значения мультипликатора налогов для каждого субъекта ЦФО, которые можно использовать для оценки степени влияния налогов на объем валового регионального продукта и целью последующего прогнозирования последствий изменения региональной налоговой политики;
- система льготного налогообложения прибыли, получаемой при реализации проектов производств, основанных на новых наукоемких технологиях, а также проектов, поддерживающих развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий, создание новых поколений техники и оборудования для передовых отраслей, продукция которых предназначена, в первую очередь, для экспорта. Предлагаемая система льгот по налогу на прибыль обеспечивает прямую зависимость между фактом инвестирования, изменением значений показателей, характеризующих эффективность инвестирования, и размером уплачиваемого налога на прибыль. При этом льготное налогообложение прибыли будет направлено на улучшение экономических индикаторов развития региона;
- система льгот по налогу на имущество организаций, закупаемое за счет средств, инвестируемых предприятием, а также система льгот по транспортному налогу. При этом к предприятиям-налогоплательщикам, пользующимся льготами, предлагается предъявлять ряд требований, заключающихся в прибыльной работе и отсутствии практики сокращения рабочих мест на протяжении отчетного налогового периода. Ожидаемый эффект от предлагаемой схемы дифференциации ставок налога на имущество организаций и транспортного налога будет заключаться в поддержке отраслей специализации региона, в формировании постоянных стимулов к обновлению парка производственного оборудования и транспортных средств, в создании условий для внедрения новейших достижений научно-технического прогресса и пр.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов исследования для дальнейшего развития научно-методических основ формирования и реализации региональной налоговой политики как части общегосударственной налоговой политики с учетом типа региона и его социально-экономического положения.
Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что применение методических подходов и рекомендаций, предложенных автором, способствует достижению целей регионального развития.