Материалы

Досудебные способы защиты прав потребителей медицинских услуг

На наш взгляд, изложение способов защиты прав потребителей медицинских услуг целесообразно начинать с функционально более простого и доступного уровня – досудебного. Рассматривая и характеризуя досудебный уровень защиты прав потребителей медицинских услуг, отметим, что он, по признанию как юристов-теоретиков, так и медиков-практиков, является лучшим из всех возможных вариантов развития событий.

Определяющим признаком досудебного уровня рассмотрения спора по защите прав пациентов является добровольный характер решения конфликта, а именно – добровольное признание виновной стороной допущенных ею нарушений и возмещение причиненного вреда потребителю медицинских услуг 1. Преимущество именно такого способа решения спорных ситуаций в медицине объясняется следующими причинами:

  • не требует наличия особых условий, специальных познаний и других обстоятельств;
  • способствует быстрому достижению результата;
  • не требует составления искового заявления с изложением обстоятельств конфликта и своих требований в отношении нарушенного права;
  • не требует самостоятельно или через представителя отстаивать свои интересы в суде.

Это общие характеристики, присущие практически всем досудебным формам разрешения конфликтных ситуаций между пациентом и лечебным учреждением. В то же время для того, чтобы выяснить положительные и отрицательные черты, важно выяснить, какие же конкретные способы есть у потребителей медицинских услуг для защиты своих прав. С позиций современного уровня развития медицинского права основными вариантами досудебного уровня защиты прав пациентов являются:

1. Обращение к руководителю лечебного учреждения (устное и письменное).

2. Обращение в орган управления здравоохранения (в управление здравоохранения района, Департамент здравоохранения города).

3. Помощь независимых общественных организаций и профессиональных ассоциаций.

4. Обращение в страховую медицинскую организацию, выдавшую застрахованному полис обязательного медицинского страхования и принявшую на себя обязательства по защите его интересов.

5. Обращение в органы государственной власти, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности.

6. Жалоба в органы прокуратуры.

Чаще всего используется такой досудебный способ решения конфликтных ситуаций при оказании медицинской услуги как обращение к руководителю лечебного учреждения, где пациенту была оказана медицинская помощь. Учитывая особенности функционирования учреждений системы здравоохранения, этого бывает вполне достаточно для восстановления справедливости. За счет административных методов воздействия на персонал учреждения, не желая «выносить сор из избы», руководители лечебных учреждений зачастую пытаются уладить конфликт на месте. Самый распространенный способ реализации такого варианта – повторное предоставление медицинской помощи тем же или другим специалистом.

Обращение в орган управления здравоохранения – достаточно эффективный вариант досудебного уровня защиты прав потребителей медицинских услуг. Несмотря на тенденции разгосударствления медицинской деятельности, вертикаль управления в сфере здравоохранения в целом сохранена 2. Структура органов государственной и муниципальной систем здравоохранения предусматривает подчинение лечебно-профилактических учреждений управления здравоохранения (города, области). В связи с этим нельзя не сказать о возможности обращения с целью защиты прав потребителя медицинских услуг в подобные структуры. Своеобразная модель «медицинской вертикали власти» была достаточно эффективна в советское время и не потеряла своего значения и сегодня. С позиций методологии медицинского права важным фактором является письменный характер обращения пациента или его представителя в орган управления здравоохранения 3. Он более эффективен и свидетельствует об официальном обращении гражданина к определенному должностному лицу. В противном случае устные обращения пациентов нередко остаются без должного внимания. В качестве примера конкретных механизмов защиты прав потребителей медицинских услуг в деятельности органов управления здравоохранения можно привести принятие и рассмотрение жалоб, консультирование пациентов, выступление руководителей системы здравоохранения в СМИ и пр.4. Но важно обратить внимание именно на объективность, действенность такого способа защиты. Учитывая то, что членами комиссии, которая проводит расследование, являются медицинские работники, то вопрос об объективности решения дела порождает определенные и, к сожалению, весьма обоснованные сомнения. Конечно, роль комиссии очень сложная, поскольку, с одной стороны, ее члены будут проявлять профессиональную солидарность, будут защищать «честь мундира», а с другой – должны быть «справедливыми судьями» в собственном деле, оценивая профессиональные способности и морально-этические качества коллег.

Учитывая сложности, связанные с урегулированием конфликтных ситуаций при нарушении прав потребителя при оказании медицинских услуг с помощью обращения к вышестоящим инстанциям по «медицинской вертикали власти», целесообразным представляется обращение к опыту медиации. В связи с этим, было бы уместно и своевременно предусмотреть в каждом договоре на оказание медицинских услуг возможность обращения в случае возникновения конфликта к третьей беспристрастной стороне – медиатору. Правовой статус такого посредника отражен в Федеральном законе от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 5.

На наш взгляд, включение в договор пункта о возможности обращения к процедуре медиации может быть чрезвычайно востребованным субъектами гражданско-правового отношения в сфере оказания медицинских услуг. Данная оговорка может иметь весьма простую конструкцию, например: «в случае конфликта на стадии его досудебного решения стороны доверяют мнению…».

С нашей точки зрения, вполне оправданными будут следующие требования к медиатору в сфере защиты прав потребителей медицинских услуг. Прежде всего, это должен быть специалист с высшим медицинским образованием, получивший подготовку по врачебной специальности и имеющий стаж работы по ней не менее 10 лет, высшую квалификационную категорию или ученую степень, прошедший специальную подготовку по экспертизе и получивший лицензию на право осуществления экспертной деятельности. Безусловно, действия медиатора не должны противоречить профессиональной этике и медицинской деонтологии.

Предлагаемая нами новация может быть эффективна только при условии соблюдения следующих условий:

- оценивать претензии и разрешать конфликт должно третье лицо (медиатор, посредник), независимое от врача;

- посредник должен иметь подготовку по медицинской психологии, должен представлять организацию работы в данном лечебно-профилактическом учреждении и иметь опыт разрешения конфликтов;

- возможность разрешения конфликтной ситуации должна быть максимально приближена к ее началу;

- оппоненты (врач и больной) должны быть связаны единством общей цели – борьбой с болезнью, которую посредник должен постоянно подчеркивать;

- посредник должен иметь достаточно времени для выяснения позиций сторон.

Помимо независимых посредников, реализацию прав потребителей медицинских услуг обеспечивают независимые общественные организации и профессиональные медицинские ассоциации. Достигается это за счет того, что эти структуры не входят в состав государственной или муниципальной систем здравоохранения, в результате чего они независимы в своих действиях от медицинских организаций. Законодательной базой деятельности общественных организаций по защите прав пациентов является положение ст. 28 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»6 граждане имеют право объединяться в общественные организации с целью содействия охране здоровья, принимать участие в обсуждении проектов законодательных актов и внесении предложений относительно формирования государственной политики в области здравоохранения.

При обращении застрахованного по обязательному медицинскому страхованию гражданина с жалобой на нарушение прав при получении медицинской помощи в медицинском учреждении, страховая медицинская организация обязана:

- принять к рассмотрению заявление застрахованного или лица, представляющего его интересы, при условии, если срок давности страхового случая не превышает трех лет;

- при необходимости предоставить застрахованному бесплатную юридическую консультацию с целью разъяснения прав и обязанностей при получении медицинской помощи;

- в случае наличия в заявлении застрахованного претензий к организации и (или) качеству оказанной медицинской помощи провести экспертизу качества медицинской помощи в порядке и сроки, предусмотренные Положением о медико-экономическом контроле объемов и экспертизе качества медицинской помощи, предоставленной по программе общего медицинского страхования.

В случае несогласия медицинского учреждения с результатами экспертизы качества медицинской помощи, заключение и отчет о проведенной целевой проверке в течение пяти календарных дней направляются на рассмотрение согласительной комиссии, состоящей из полномочных представителей сторон. При необходимости в состав комиссии могут быть включены независимые эксперты.

Одним из досудебных способов защиты права человека, неудовлетворенного качеством предоставленного ему лечения, является обращение в государственные органы, осуществляющие лицензирование и аккредитацию лечебно-профилактических учреждений. Такая деятельность осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 323 (в ред. от 19.06.2012) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения». Данный способ досудебной защиты прав потребителей медицинских услуг является весьма важным в связи с тем, что лечебные учреждения для осуществления той или иной медицинской деятельности должны быть аккредитованы и иметь лицензии на избранный вид деятельности.

Правовые основы лицензирования медицинской деятельности регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. № 291 (в ред. от 04.09.2012) «О лицензировании медицинской деятельности». Согласно п. 2 указанного Постановления лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;

б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

В случае нарушения лицензионных условий лицензия субъекта хозяйствования может быть аннулирована, в частности по следующим основаниям:

- акт о невыполнении предписания об устранении нарушений лицензионных условий;

- невозможность лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности и другие.

В случае, если будет доказан факт нарушения в лечебно-диагностическом процессе, вероятность лишения лечебно-профилактического учреждения лицензии достаточно высокая 7, что, соответственно, означает необходимость соблюдения прав потребителей медицинских услуг. На наш взгляд, такой способ разрешения юридического конфликта, в основе которого лежат вопросы обеспечения прав пациентов, достаточно реалистичен, поскольку лечебное заведение, утратившее лицензию, не только не имеет возможности работать по определенным медицинским направлениям, но и получает множество других, связанных с лицензированием и аккредитацией, проблем.

Роль прокуратуры в защите прав пациентов можно определить в результате анализа Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации»8. В частности, прокуратура обязана принимать меры по устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению в установленном законом порядке к ответственности лиц, допустивших эти нарушения. Ключевой является статья, которая непосредственно связана с рассмотрением обращений граждан. В ст. 10 «Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений» закреплено, что прокурор рассматривает заявления и жалобы о нарушениях прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда.

Таким образом, следует отметить возможность применения нескольких способов защиты прав потребителей медицинских услуг на досудебном уровне. Какой из них применяется чаще всего – это вопрос дискуссионный, однако, как видим, начинать защиту прав необходимо с обращения к представителям того учреждения, в котором пациенту оказывали медицинские услуги. Несмотря на ряд положительных сторон, досудебный уровень защиты прав пациентов не лишен определенных недостатков. К основным из них относятся:

- преобладание ведомственных интересов в сфере медицинской деятельности;

- отсутствие практики и опыта работы в медико-правовом отношении значительного количества общественных правозащитных объединений и профессиональных ассоциаций;

- неразвитость системы независимой экспертизы качества медицинских услуг.

В случае неэффективности досудебного способа защиты прав потребителей медицинских услуг предусмотрена возможность использования варианта судебного способа. Как было указано ранее, указанные уровни не обязательно следуют один за одним. Потребитель вправе начать защиту своих прав путем обращения в судебные органы.

Источники:

1. Акопов В.И. Медицинское право в вопросах и ответах. – М.: Издательство ПРИОР, 2011. – С. 99.

2. Акопов В.И., Бова А.А. Юридические основы деятельности врача: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов. – М.: Экспертное бюро-М, 2009. – С. 49-50.

3. Афанасьева Е.Г. Права пациента и некоторые проблемы медицинской этики в США. – М.: ИНИОН РАН, 2011. – С. 14.

4. Здравоохранение: экономика, маркетинг, менеджмент: Учебн. пос. / Под ред. д.э.н., академика НАН Украины А.А. Чухно. – Симферополь: Таврида, 2011. – С. 120.

5. СЗ РФ. 2010. № 116. Ст. 2218.

6. СЗ РФ. 2011. № 46. Ст. 4105.

7. Блинов А.Г. Понятие о пациенте и его правах в российском законодательстве // Сборник докладов первой международной конференции «Общество – Медицина – Закон». – М.: ГРАНТЪ, 2009. – С. 32.

8. СЗ РФ. 1992. № 10. Ст. 521.