Материалы

Защита прав потребителей медицинских услуг в суде

Судебная защита прав потребителей медицинских услуг является вариантом восстановления нарушенных прав и законных интересов посредством обращения в судебные органы. Суд является органом государственной власти, наделенный властными полномочиями. Судебная система – это наиболее адекватное и действенное средство защиты прав пациента при неудовлетворении качеством оказания медицинских услуг.

В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 25.06.2012) «О защите прав потребителей» 1 защита прав потребителей осуществляется судом. Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел.

Исковое заявление в суд является требованием потребителя медицинских услуг о восстановлении нарушенных при оказании медицинской помощи прав, возмещении морального и материального ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи. К основным принципам подачи искового заявления при защите прав потребителя медицинских услуг относятся:

- предъявление иска к лечебно-профилактическому учреждению, где были нарушены права, свободы или законные интересы пациента, а не к определенному медицинскому работнику, виновному (по мнению пациента) в совершении таких действий;

- иск может подать как сам пациент, так и его законный представитель;

- необходимо собрать доказательства нарушения прав пациента в этом учреждении;

- требования должны быть обоснованными, то есть иметь ссылки на конкретные нарушенные права пациента, которые закреплены в нормативно-правовых актах.

С позиций медицинского права необходимо знать и правильно применять правила подачи искового заявления в суд при защите прав потребителей медицинских услуг. Исковое заявление, подаваемое пациентами при нарушении прав и законных интересов при оказании медицинской помощи в суд в письменной форме, должно содержать:

- наименование суда, в который подается заявление;

- имя (наименование) истца и ответчика, а также имя представителя истца, если исковое заявление подается представителем, их место жительства или местонахождение, почтовый индекс, номер средств связи, если таковой известен;

- содержание исковых требований;

- цену иска относительно требований имущественного характера;

- изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования;

- указание доказательств, подтверждающих каждое обстоятельство, наличие оснований для освобождения от доказывания;

- перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем с указанием даты его подачи.

К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие уплату судебного сбора и оплату расходов на информационно-техническое обеспечение рассмотрения дела. В случае предъявления иска лицами, которые действуют с целью защиты прав, свобод и интересов другого лица, в заявлении должны быть указаны основания такого обращения. Если исковое заявление подается представителем истца, к исковому заявлению прилагается доверенность или другой документ, подтверждающий его полномочия. Исковое заявление, поданное после обеспечения доказательств или иска, должно содержать и сведения об обеспечении доказательств или иска. Истец должен приложить к исковому заявлению копии всех документов, которые прилагаются к заявлению, в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

Судья открывает производство по гражданскому делу не иначе как на основании заявления, поданного и оформленного в порядке, установленном ГК РФ. Вопрос об открытии производства по делу или об отказе в открытии производства по делу судья решает не позднее десяти дней со дня поступления заявления в суд или окончания срока, установленного для устранения недостатков. Об открытии производства по делу или отказе в открытии производства по делу судья выносит определение.

Важным аспектом судебного способа защиты прав потребителей медицинских услуг является сбор и представление доказательств. Доказательствами по делу, связанному с оказанием медицинской помощи, являются любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и других обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. Суд не принимает во внимание доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного законом. Каждая сторона (и потребитель медицинских услуг, и лечебное учреждение) обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказыванию подлежат обстоятельства, которые имеют значение для принятия решения по делу и по которым у сторон и других лиц, участвующих в деле, возникает спор. Доказательства не могут основываться на предположениях.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленного значения. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд отражает в решении, в котором приводятся мотивы их принятия или отказа в принятии.

В случаях, когда в процессе рассмотрения дел возникают вопросы, требующие специальных знаний в области медицины, суд вправе назначить экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Как представители пациента, так и представители лечебно-профилактического учреждения имеют право:

- просить суд назначить проведение экспертизы в определенном судебно-экспертном учреждении или поручить ее определенном эксперту;

- заявлять отвод эксперту;

- формулировать вопросы для эксперта;

- давать объяснения эксперту;

- знакомиться с постановлением суда о назначении экспертизы и с вопросами, сформулированными в нем;

- знакомиться с заключением эксперта;

- просить назначить повторную, дополнительную, комиссионную или комплексную экспертизу.

Если установление обстоятельств в деле требует одновременного проведения исследований с использованием различных областей знания или с использованием различных научных направлений в пределах одной области знаний, назначается комплексная экспертиза, проведение которой поручается не менее, чем двум экспертам. Если по результатам проведенных исследований мнения экспертов совпадают, они подписывают единый вывод. Эксперт, не согласный с заключением другого эксперта (экспертов), дает отдельное заключение по всем вопросам или по вопросам, вызвавшим разногласия. Когда же для установления обстоятельств дела необходимо привлечение двух или более экспертов в одной области знаний, комиссионная экспертиза назначается.

Один из основных правовых вопросов, возникающих в рамках дел по заявлениям о причинении вреда при оказании медицинских услуг, является вопрос о юридически значимых критериях надлежащего качества таких услуг. Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что в качестве одного из основных критериев качества фактически рассматривается безопасность медицинской услуги.

В частности, это следует из отсылок к ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», которые встречаются в значительной части судебных решений по данной категории дел. Согласно положениям указанной статьи, потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. В то же время общие положения о качестве услуги содержатся в ст. 4 указанного закона, согласно которой исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору (п. 1), но при этом, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую этим требованиям (п. 5). На момент формирования судебной практики вопрос о качестве оказания медицинских услуг был лишен правовой определенности, во многом за счет того, что положения о качестве медицинских услуг, имеющие нормативное значение, были рассредоточены по различным нормативным актам. В частности, вероятно, именно в связи с этим суды в обоснование своих позиций ссылались, в том числе, и на декларативные юридические документы, такие как Лиссабонская декларации Всемирной медицинской ассоциации о правах пациентов (1981 г., в ред. 1995 г.) и Декларация о развитии прав пациентов в Европе (Европейское совещание по правам пациентов (1994 г.) 2.

Кроме того, в конкретных судебных делах (Решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 25 февраля 2010 г. по Делу № 2-3410-2010, Решение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 2 августа 2011 г. № 33-2739, Решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 3 июня 2011 г. по делу № 2-23/11) для определения качества оказания медицинских услуг использовалась главным образом судебно-медицинская экспертиза. К числу критериев, сформулированных в рамках подобных экспертиз относятся «диагностический» (правильность и полнота диагноза) и «тактический» (правильная «тактика ведения пациента», т.е. рекомендация либо отсутствие таковой в отношении дополнительного обследования в специализированной клинике, частота осмотра и пр.).

Допустимо сделать вывод, что юридической проблемой, которая наметилась в сформировавшейся к текущему моменту судебной практике является соотношение понятий «качество медицинской помощи (услуги)» в смысле законодательства о здравоохранении и «качество услуги» (в том числе «надлежащее качество услуги») в смысле законодательства о защите прав потребителей. Тем более, что сохранялась правовая неопределенность в отношении возможности применения законодательства о защите прав потребителей к отношениям в связи с оказанием медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. В целом данная проблема не получила какого-либо определенного решения в судебной практике 3. Одна из причин – отсутствие законодательного определения понятия «качество медицинской помощи». Другая причина – общая ориентированность законодательства о защите прав потребителей, скорее, на отношения, возникающие в области розничной торговли товарами либо оказания бытовых услуг немедицинского характера.

На сегодняшний день следует ожидать существенного изменения в практике решения указанной проблемы судами. Во-первых, 21 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 4, который устанавливает понятие «качество медицинской помощи» как совокупности характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п. 21 ст. 2) и соотносит содержание данного понятия с применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (п. 4 ст. 10). Однако, по крайней мере, до 1 января 2013 г. неопределенность, в том числе, и для судов, сохраняется: согласно пдп. 10 п. 2 ст. 99 ФЗ РФ № 323-ФЗ, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу, отдельные порядки оказания медицинской помощи (например, Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 6 июля 2009 г. № 389н) продолжают действие, но п. 4 ст. 10 и п. 1 ст. 37 ФЗ РФ № 323-ФЗ, предусматривающие обязательность порядков и стандартов оказания медицинской помощи вступают в силу только с 1 января 2013 г. При этом, согласно п. 11 ст. 100 ФЗ РФ № 323-ФЗ, до 1 января 2013 г. медицинскими организациями могут (но не должны) применяться порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи. Вышеизложенная ситуация, в частности, означает, что судебные решения, вынесенные в период с 1 января 2012 г. до 31 декабря 2012 г. также с необходимостью будут лишены достаточной правовой определенности.

Во-вторых, следует ожидать, что воздействие на последующее формирование судебной практики по делам о защите прав потребителей окажет Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» № 17, которое уточняет отдельные вопросы применения данного законодательства. При этом, в п. 9 данного Постановления указано, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Суммируя результаты исследования, в целом на настоящий момент в Российской Федерации созданы условия для реализации пациентами как права на медицинскую помощь, так и права на обжалование действий медицинских работников при возникновении юридического конфликта, связанного с оказанием медицинской услуги. Каждый из способов досудебной защиты прав и обращение в суд имеют свои преимущества и недостатки, однако следует подчеркнуть, что при возникновении юридических конфликтов в сфере медицинской деятельности у российского пациента в настоящее время достаточно широкий выбор цивилизованных способов и средств восстановления нарушенных прав при оказании медицинских услуг.

Источники:

1. СЗ РФ. 1992. № 16. Ст. 756.

2. Международные законодательные акты: Сбор. док. – М.: ЭКСПРЕСС-М, 2010. – С. 316-325.

3. Пушков Г.С. Проблемы доказательства вины медицинских работников при рассмотрении гражданских исков. Практика гражданских судов // Качество медицинской помощи. – 2012. – № 4. – С. 75.

4. СЗ РФ. 2011. № 46. Ст. 4105.