О некоторых особенностях новой модели господдержки сельского хозяйства в условиях интеграции России в ВТО

Вступление России в ВТО породило множество проблем, связанных не только с осознанием социально-экономических последствий данного события, но и с разработкой механизмов адаптации российской экономики к новым условиям. В этой связи хотелось бы проанализировать один из важнейших аспектов вхождения нашей страны в мировое сообщество. Речь в данном случае идет о влиянии интегрирования России в ВТО на аграрный сектор экономики страны, а также о происходящих в этой связи изменениях в способах и механизме государственной поддержки сельского хозяйства.

Для начала обратимся к характеристике основных аспектов соглашения России и ВТО в области сельского хозяйства.

Как известно, в рамках ВТО вопросы сельского хозяйства рассматриваются в двух соглашениях: Соглашении по сельскому хозяйству и Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам.

Соглашение по сельскому хозяйству, в первую очередь, регулирует предоставление мер, направленных на поддержку сельского хозяйства. Что касается мер такой поддержки, то в соответствии с классификацией Соглашения по сельскому хозяйству ВТО их можно подразделить на три основных блока: первый – это внутренняя поддержка, второй – доступ на рынок; третий – экспортные субсидии.

В свою очередь, внутренняя поддержка в рамках ВТО разделяется на три типа, их еще называют корзинами, которым присвоены разные цвета – зеленая, желтая и голубая. Основной принцип распределения мер по корзинам – это то, оказывают ли меры искажающие воздействие на торговлю, либо не оказывают.

«Зеленая корзина» – это те меры поддержки, которые не оказывают искажающего влияния на торговлю и могут применяться без ограничений. Это так называемая разрешенная поддержка. Двумя основными критериями отнесения мер поддержки к «зеленой корзине» являются следующие: во-первых, финансирование должно осуществляться из государственного бюджета в рамках правительственной программы, а не за счет потребителей, а, во-вторых, поддержка не должна иметь своим последствием поддержку цен производителей.

В качестве примера можно привести меры, направленные на поддержание и создание инфраструктуры, на компенсацию потерь в случае каких-то стихийных бедствий, на страхование доходов сельхозпроизводителей, на поддержку сельскохозяйственной науки и образования и т.д.

Меры «желтой корзины» стимулируют производство и торговлю посредством ценовой поддержки, субсидирования процентных ставок по кредитам, компенсаций затрат на ГСМ, электричество и т.д. Такие меры ограничены в объемах и должны сокращаться. Обязательства по объемам желтой корзины фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее – АМП).

Третья, «голубая корзина» включает меры для ограничения производства с целью повышения цен на рынке до выгодных производителям. Такие меры, в основном, используются в Европейском союзе. В России в настоящее время подобные меры не применяются.

Используя вышеупомянутую терминологию, можно сделать следующий вывод: для сложившейся к настоящему времени в России системы регулирования АПК характерно преобладание именно тех форм и методов, применение которых ограничивается или запрещается правилами ВТО. Речь идет о «желтой корзине». Так, в отечественном животноводстве вплоть до последнего времени широко использовались такие запрещенные в рамках ВТО формы поддержки как: дотации на продукцию животноводства; дотации (субсидии) на комбикорма; льготное кредитование сельскохозяйственных производителей за счет средств федерального и регионального бюджетов, включая списание и пролонгацию долгов; ценовая поддержка компенсации разницы между закупочной и рыночной ценой на сельскохозяйственную продукцию и многие другие. Что касается «зеленой корзины», то она также существовала до вступления России в ВТО, но в весьма ограниченном масштабе.

В результате переговоров по сельскому хозяйству Россия в рамках ВТО приняла обязательства по максимальному размеру агрегированных мер поддержки («желтая корзина») на уровне 9 млрд. долл. США на период до 2013 гг. с дальнейшим поэтапным его снижением до фиксированного (связанного) уровня в 4,4 млрд. долл. США к началу 2018 года.

В этой связи заметим, что уровень поддержки, предусмотренный обязательствами на 2018 год, соответствует среднему уровню субсидирования российского сельского хозяйства в 2006-2008 гг. Другими словами, хотя Россия и взяла на себя обязательства в 2 раза снизить общий размер субсидий сельхозпредприятиям, фактически разрешенная поддержка отрасли не должна уменьшиться. В первые годы переходного адаптационного периода она может даже увеличиться. Следовательно, с позиции объемов прямой государственной поддержки каких-либо оснований говорить об ущемлении российского аграрного сектора со стороны ВТО в среднесрочной перспективе нет.

Что же касается самого требования жесткой фиксации для каждой страны-члена ВТО объемов «желтой корзины», то это ограничение, как нам представляется, может и должно позитивно отразиться на дальнейшей судьбе российского аграрного сектора. Введение лимитирования по АМП обусловливает в первую очередь неизбежную трансформацию устоявшихся теоретико-методологических подходов к вопросам поддержки отрасли и, как следствие, необходимость смены приоритетов в реальных инструментах ее господдержки. Речь в данном случае идет о переориентации аграрной политики государства в пользу использования мер «зеленой корзины».

Именно на меры «зеленой корзины» делают сегодня основной упор развитые страны. Так, если в конце 80-х годов прошлого столетия удельный вес традиционной рыночной и ценовой поддержки в общем объеме господдержки сельского хозяйства в странах Евросоюза составлял 91%, то в середине девяностых годов произошло масштабное увеличение объемов мер «зеленой корзины». В настоящее время фермеры Евросоюза и США получают в рамках данной корзины до 90% от общего объема внутренней поддержки отрасли.

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что в современных условиях огромное значение приобретает способность российского правительства выделить наиболее эффективные меры поддержки, которые позволят АПК лучше реагировать на сигналы рынка, максимизируют темпы роста сельхозпроизводства и минимизируют искажения рыночных индикаторов. Очевидно, что для решения указанных задач более всего подходят меры «зеленой корзины». На их максимальное использование нацелена, в частности, принятая правительством России Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы» (далее Госпрограмма).

Согласно Госпрограмме в период с 2013 по 2020 годы из федерального бюджета РФ на нужды агропрома поступит более 1,5 триллиона рублей, т.е. по 190 млрд. в год, что эквивалентно 6,3 млрд. долларов. Плюс к этой сумме еще 770 млрд. рублей должны выделить регионы в порядке софинансирования. Итого получается 9,6 млрд. долларов в год, т.е. сумма, превышающая даже нынешний максимум АМП, который правилами ВТО установлен для России. При этом в рамках Госпрограммы планируется увеличение доли господдержки в формате «зеленой корзины». Так, если в 2013 г. ее удельный вес в общем объеме господдержки должен составить 47,3%, то к 2020 году данный показатель должен вырасти до 57,4%.

Следует также отметить, что Госпрограмма содержит ряд новаций по сравнению с программой поддержки сельского хозяйства, завершившейся в 2012 году. Так, в соответствии с Госпрограммой часть действующих прямых мер по поддержке растениеводства трансформируется в субсидии на поддержку доходности на 1 га пашни. Свои правила выдачи субсидий приняты и для производителей молока: поддержка по молоку будет производиться в расчете на один литр произведенного молока соответствующего качества. По усредненным расчетам Минсельхозпрома, субсидия на 1 л. молока составит 1,2 руб. для молока высшего сорта и 40 коп. для молока первого сорта. Все это потребует от крестьян больше внимания уделять вопросам качества и доходности.

Кроме того, в целях адаптации сельского хозяйства к условиям членства России в ВТО в настоящее время разработан и подписан Президентом РФ Федеральный закон №236-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», предусматривающий еще одно новое направление господдержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий Речь идет о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах. Дело в том, что согласно правилам ВТО, правительство имеет право оказывать неограниченную поддержку регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства, - эти меры относятся к «зеленой корзине» и потому не подлежат сокращению.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что соотношение издержек и выгод от членства России в ВТО во многом будет зависеть от того, насколько грамотно государство будет использовать те преимущества, которые дает ему это членство.

Применительно к сельскому хозяйству речь должна идти о переориентации государственного субсидирования в направлении максимального задействования мер «зеленой корзины». При соблюдении данного условия процесс присоединения России к ВТО может стать катализатором инновационных процессов, способных обеспечить высокую конкурентоспособность и эффективность сельскохозяйственного производства.

Источник: Тихомирова Ю.А. «О некоторых особенностях новой модели господдержки сельского хозяйства в условиях интеграции России в ВТО»

Отчеты по крупнейшим российским компаниям

Финансовый анализ коммерческой организации

Основная часть

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 1. Общая характеристика показателей бухгалтерского баланса компании.

Раздел 2. Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 3. Вертикальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 4. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса компании.

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании.

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании.

Раздел 7. Анализ финансовых результатов.

Раздел 8. Анализ деловой активности компании.

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании.

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса.

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей.

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей.

Дополнительные разделы

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 13. Анализ технико-экономических показателей

Раздел 14. Оптимизация баланса с точки зрения платежеспособности и финансовой устойчивости

Раздел 15. Анализ денежных потоков компании с помощью прямого метода

Раздел 16. Анализ денежных потоков компании с помощью косвенного и коэффициентного метода

Раздел 17. Анализ наличия и состояния основных средств

Раздел 18. Анализ движения и структуры основных средств

Раздел 19. Анализ эффективности использования основных средств

Раздел 20. Анализ наличия, динамики и структуры оборотных активов

Раздел 21. Анализ эффективности использования оборотных активов

Раздел 22. Анализ динамики, структуры и источников финансирования запасов

Раздел 23. Анализ эффективности использования запасов

Раздел 24. Анализ дебиторской задолженности

Раздел 25. Анализ кредиторской задолженности

Раздел 26. Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

Раздел 27. Анализ безубыточности

Получить консультацию, заказать анализ или задать интересующие Вас вопросы можно
здесь.