Анализ финансового состояния ОАО «РЖД» (2019-2021 гг.) + демо

Загрузить демо-версию (РСБУ, 2019-2021 гг.)

Загрузить демо-версию (РСБУ, 2018-2020 гг.)

Загрузить демо-версию (МСФО, 2017-2019 гг.)

Загрузить демо-версию (РСБУ, 2017-2019 гг.)

Загрузить демо-версию (МСФО, 2016-2018 гг.)

Загрузить демо-версию (РСБУ, 2016-2018 гг.)

Содержание работы

Общая характеристика ОАО «РЖД»

Публичное акционерное общество «Российские железные дороги» (ПАО «РЖД») учреждено в соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций указанного акционерного общества составляет 100 процентов.

Главными целями деятельности ПАО «РЖД» являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Основными задачами ПАО «РЖД» являются:

  1. расширение комплекса и объема осуществляемых обществом работ и оказываемых услуг, повышение их качества;
  2. сохранение единой сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;
  3. обеспечение развития производственных мощностей общества, привлечение для этого необходимых инвестиций;
  4. повышение эффективности управления активами общества;
  5. обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей обществу;
  6. обеспечение безопасности движения поездов, в том числе при перевозках опасных грузов по инфраструктуре, принадлежащей обществу;
  7. обеспечение сохранности перевозимых грузов;
  8. выполнение перевозок для государственных нужд, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства;
  9. проведение единой технической политики в обществе;
  10. обеспечение прозрачности финансовых операций общества;
  11. участие в реализации мероприятий по осуществлению структурной реформы на железнодорожном транспорте;
  12. обеспечение защиты государственной тайны;
  13. организация и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне;
  14. повышение уровня социальной защиты работников общества.

Для достижения поставленных целей ПАО «РЖД» вправе осуществлять следующие основные виды деятельности:

  1. оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры (ее элементов);
  2. оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих обществу;
  3. выполнение работ по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования;
  4. перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки;
  5. оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги;
  6. транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего и необщего пользования;
  7. погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожных путях общего и необщего пользования;
  8. сопровождение и охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях;
  9. оказание услуг по хранению грузов, в том числе находящихся под таможенным контролем, а также грузобагажа, багажа и ручной клади пассажиров;
  10. транспортно-экспедиционная деятельность.

Миссия ПАО «РЖД» заключается в эффективном развитии на российском и мировом рынках конкурентоспособного транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов, пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.

Миссия ПАО «РЖД» реализуется через достижение к 2030 году следующих стратегических целей:

  • сохранить лидирующие позиции в сфере грузовых железнодорожных перевозок в Европе, повысить привлекательность железнодорожного транспорта для клиентов, увеличить перевозки грузов к 2030 году на 500-800 млн т;
  • обеспечить эффективное обслуживание глобальных цепочек поставок крупнейших российских и международных клиентов, расширить перевозочный и логистический бизнес на евроазиатском пространстве;
  • повысить уровень удовлетворенности клиентов за счет повышения качества услуг при сохранении конкурентоспособной стоимости перевозок;
  • обеспечить сохранение существующей доли в пассажирообороте транспортной системы России, увеличить к 2030 году пассажирооборот в пригородном сообщении в 1,8–2,2 раза, в дальнем и межрегиональном сообщении – в 1,3–1,7 раза;
  • реализовать проекты развития скоростных и высокоскоростных перевозок, обеспечить перевозку с новым уровнем скоростей до 20% (в структуре пассажирооборота) к 2030 году;
  • войти в топ-10 мировых компаний по инфраструктурному строительству, обеспечить формирование долгосрочного портфеля заказов и высочайший уровень реализации проектов;
  • сохранить лидирующие позиции в мире в части эффективности, безопасности, качества услуг инфраструктуры;
  • обеспечить планомерное обновление активов с использованием инновационных технологий и решений на основе эффективного управления стоимостью жизненного цикла, готовностью и надежностью основных фондов;
  • войти в топ-5 наиболее привлекательных крупных компаний-работодателей России, привлекать к работе в лучших специалистов, гарантируя конкурентоспособность заработной платы, рост производительности и улучшение условий труда, современный социальный пакет;
  • отдавать приоритет «зеленым» технологиям, обеспечить снижение нагрузки на окружающую среду в 2 раза;
  • последовательно оптимизировать бизнес-портфель ПАО «РЖД» в соответствии с выбранной стратегией, фокусировать активность на основных и наиболее эффективных видах бизнеса, обеспечивать устойчивую синергию между подразделениями ПАО «РЖД».

Текущая целевая бизнес-модель определяет сбалансированное и взаимоувязанное развитие ПАО «РЖД» по пяти ключевым направлениям: транспортно-логистическое, пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки и инфраструктура, международный инжиниринг и транспортное строительство, социальная политика.

Стратегическим приоритетом развития транспортно-логистического направления является формирование диверсифицированной продуктовой корзины ПАО «РЖД» с переходом от оказания преимущественно услуг по перевозкам к предоставлению грузовладельцам комплексных интегрированных услуг по принципу «от двери до двери», формированию глобальных логистических цепочек.

Стратегическим приоритетом развития в части пассажирских перевозок является расширение предложения потребителям современных транспортных услуг, ускорение и увеличение мультимодальности перевозок, повышение качества традиционного сервиса в поездах и сопутствующих перевозке сферах.

Одним из ключевых направлений является расширение полигона скоростных и высокоскоростных перевозок между крупнейшими агломерациями страны. Стратегические приоритеты развития инфраструктуры определяются ее естественно-монопольным характером и заключаются в снижении издержек инфраструктуры, повышении возможностей для создания новых перевозочных и логистических продуктов (скорость, надежность оказания услуг инфраструктуры, повышение провозных способностей), модернизации сети и строительства окупаемых дополнительных главных путей под возрастающие объемы перевозок.

Еще одним стратегическим приоритетом развития является укрепление и расширение присутствия ПАО «РЖД» на рынке международного железнодорожного инжиниринга и инфраструктурного транспортного строительства, создание заделов для расширения других видов бизнеса ПАО «РЖД» на рынках присутствия в качестве подрядчика при сооружении инфраструктурных объектов.

Стратегия развития ПАО «РЖД» исходит из понимания значимости коллектива как ключевого актива, способного обеспечить достижение долгосрочных целей развития, и восприятия социальной сферы в качестве значимого конкурентного преимущества. Неотъемлемым элементом этого направления является социальная и общественная политика ПАО «РЖД», проводимая вне трудового коллектива.

Раздел 1. Общая характеристика показателей бухгалтерского баланса компании

Таблица 1 – Анализ внутрибалансовых связей

Раздел 2. Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса

Таблица 2 – Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса ОАО «РЖД»

Рисунок 1 – Динамика стоимости внеоборотных и оборотных активов ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Рисунок 2 – Динамика собственного и заемного капитала ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Раздел 3. Вертикальный анализ бухгалтерского баланса

Таблица 3 – Вертикальный анализ бухгалтерского баланса ОАО «РЖД»

Рисунок 3 – Структура активов ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг.

Рисунок 4 – Структура источников имущества ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг.

Раздел 4. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса

Таблица 4 – Анализ ликвидности баланса ОАО «РЖД»

Рисунок 5 – Соотношение наиболее ликвидных активов и наиболее срочных обязательств ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Рисунок 6 – Соотношение быстро реализуемых активов и краткосрочных обязательств ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Рисунок 7 – Соотношение медленно реализуемых активов и долгосрочных обязательств ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Рисунок 8 – Соотношение трудно реализуемых активов и постоянных пассивов ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании

Таблица 5 – Анализ показателей платежеспособности ОАО «РЖД»

Рисунок 9 – Динамика коэффициента абсолютной ликвидности ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг.

Рисунок 10 – Динамика коэффициента критической (промежуточной) ликвидности ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг.

Рисунок 11 – Динамика коэффициента текущей ликвидности ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг.

Рисунок 12 – Динамика коэффициента общей ликвидности ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг.

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании

Таблица 6 – Анализ финансовой устойчивости ОАО «РЖД» с помощью абсолютных показателей

Таблица 7 – Анализ финансовой устойчивости ОАО «РЖД» с помощью относительных показателей

Рисунок 13 – Динамика коэффициента автономии ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг.

Таблица 8 – Расчет стоимости чистых активов компании

Раздел 7. Анализ финансовых результатов

Таблица 9 – Анализ финансовых результатов ОАО «РЖД»

Рисунок 14 – Динамика валового финансового результата и финансового результата от продаж ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Рисунок 15 – Динамика финансового результата до налогообложения и чистого финансового результата ОАО «РЖД» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Таблица 10 – Группировка доходов и расходов ОАО «РЖД»

Таблица 11 – Изменение прибыли от продаж деятельности в 2020 г. по сравнению с 2019 г., тыс. руб.

Таблица 12 – Факторы изменения прибыли от продаж деятельности в 2020 г. по сравнению с 2019 г., тыс. руб.

Таблица 13 – Изменение прибыли от продаж деятельности в 2021 г. по сравнению с 2020 г., тыс. руб.

Таблица 14 – Факторы изменения прибыли от продаж деятельности в 2021 г. по сравнению с 2020 г., тыс. руб.

Таблица 15 – Проверка соблюдения критериев «золотого правила экономики»

Раздел 8. Анализ деловой активности компании

Таблица 16 – Анализ деловой активности ОАО «РЖД»

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании

Таблица 17 – Анализ показателей рентабельности ОАО «РЖД»

Таблица 18 – Данные для факторного анализа рентабельности производственных фондов

Таблица 19 – Показатели для факторного анализа рентабельности активов

Таблица 20 – Анализ рентабельности собственного капитала по модели Дюпон

Таблица 21 – Эффект финансового рычага ОАО «РЖД» по европейской модели

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса

Таблица 22 – Оценка состояния текущей платежеспособности ОАО «РЖД»

Таблица 23 – Оценка удовлетворительности структуры баланса ОАО «РЖД»

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей

Таблица 24 – Оценка вероятности банкротства ОАО «РЖД» с помощью двухфакторной модели Альтмана

Таблица 25 – Оценка вероятности банкротства ОАО «РЖД» с помощью пятифакторной модели Альтмана 1968 г.

Таблица 26 – Оценка вероятности банкротства ОАО «РЖД» с помощью пятифакторной модели Альтмана 1983 г.

Таблица 27 – Оценка вероятности банкротства ОАО «РЖД» с помощью модели Лисса

Таблица 28 – Оценка вероятности банкротства с помощью модели Таффлера

Таблица 29 – Оценка вероятности банкротства ОАО «РЖД» с помощью модели Спрингейта

Таблица 30 – Систематизация результатов оценки вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей

Таблица 31 – Оценка вероятности банкротства ОАО «РЖД» с помощью российской (иркутской) R‑модели

Таблица 32 – Оценка вероятности банкротства ОАО «РЖД» с помощью модели О.П. Зайцевой

Таблица 33 – Оценка вероятности банкротства ОАО «РЖД» с помощью модели Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова

Таблица 34 – Группировка показателей – критериев оценки финансового состояния по методике Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой

Таблица 35 – Оценка финансового состояния ОАО «РЖД» с помощью модели Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой

Таблица 36 – Модель Г.В. Савицкой

Таблица 37 – Оценка финансового состояния ОАО «РЖД» с помощью модели Г.В. Савицкой

Таблица 38 – Оценка финансового состояния ОАО «РЖД» с помощью модели М.А. Федотовой

Таблица 39 – Систематизация результатов оценки вероятности банкротства с помощью отечественных моделей

Выводы

  • 1. Характеризуя состояние ликвидности, можно сделать вывод, что баланс компании на протяжении анализируемого периода оставался преимущественно неликвидным. При этом динамика состояния ликвидности баланса являлась в целом стабильной.
  • 2. На протяжении анализируемого периода компания испытывала проблемы с обеспечением платежеспособности.
  • 3. По критерию наличия собственного капитала компания на протяжении анализируемого периода оставалась финансово устойчивой.
  • 4. ПАО «Варьеганнефть» работало, получая положительный чистый финансовый результат.
  • 5. Деловая активность компании снизилась, поскольку ее активы, капитал и обязательства за анализируемый период стали делать меньше оборотов.
  • 6. Эффективность работы компании снизилась, поскольку каждый рубль, вложенный в активы, за анализируемый период стал приносить меньше прибыли.

Данные из отчетности ПАО «Варьеганнефть» за 2019-2021 гг., использованные для проведения финансового анализа

Данные бухгалтерского баланса за 2019-2021 гг. (тыс. руб.)

ПоказателиНа 01.01.2019На 31.12.2019На 31.12.2020На 31.12.2021
1. Внеоборотные активы
Нематериальные активы17 155 74720 336 20124 281 11327 616 359
Результаты исследований и разработок1 012 3041 312 1982 191 9354 530 975
Основные средства5 159 461 9075 514 418 9375 898 036 6366 311 875 709
Доходные вложения в материальные активы225 144 866252 762 629264 232 722264 333 475
Финансовые вложения430 789 142441 002 334413 205 187416 447 031
Отложенные налоговые активы4 193 1561 974 70900
Прочие внеоборотные активы82 041 90674 901 40298 050 65595 517 747
Всего по разделу 15 919 799 0286 306 708 4106 699 998 2487 120 321 296
2. Оборотные активы
Запасы94 623 481104 309 300120 694 755106 884 305
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям3 257 1433 674 6204 936 8304 627 625
краткосрочная дебиторская задолженность137 517 357138 687 316156 812 128117 372 371
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)5 168 0773 294 9664 452 1931 125 000
Денежные средства и денежные эквиваленты76 037 38965 056 80660 951 87046 487 763
Прочие оборотные активы37 045 26836 141 28833 969 18039 731 857
Всего по разделу 2353 648 715351 164 296381 816 956316 228 921
Баланс6 273 447 7436 657 872 7067 081 815 2047 436 550 217
3. Капитал и резервы
Уставный капитал2 254 029 0032 379 420 6802 440 639 3432 528 751 131
Переоценка внеоборотных активов1 754 149 6211 533 132 7151 528 540 1061 523 269 979
Добавочный капитал (без переоценки)26 984 5061 894 688248 803 291468 325 454
Резервный капитал14 878 48515 796 63018 469 46918 483 617
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)308 414 727353 193 852351 401 199347 171 198
Всего по разделу 34 358 456 3424 283 438 5654 587 853 4084 886 001 379
4. Долгосрочные обязательства
Заемные средства997 515 6331 143 038 4581 269 727 5351 280 781 938
Отложенные налоговые обязательства146 434 633373 925 357355 356 530362 669 270
Прочие обязательства28 026 25321 994 67453 652 38047 540 228
Итого по разделу 41 171 976 5191 538 958 4891 678 736 4451 690 991 436
5. Краткосрочные обязательства
Заемные средства263 670 951334 495 025261 970 821270 362 395
Кредиторская задолженность419 586 531441 612 707483 974 117472 556 016
Доходы будущих периодов281 655561 747254 240220 174
Оценочные обязательства52 329 26349 476 91250 281 09051 329 430
Прочие обязательства7 146 4829 329 26118 745 08365 089 387
Всего по разделу 5743 014 882835 475 652815 225 351859 557 402
Баланс6 273 447 7436 657 872 7067 081 815 2047 436 550 217

Данные отчета о финансовых результатах за 2019-2021 гг. (тыс. руб.)

Показатели201920202021
Выручка1 848 122 5011 813 074 3121 963 646 793
Себестоимость(1 542 194 683)(1 549 907 684)(1 656 619 895)
Валовая прибыль (убыток)305 927 818263 166 628307 026 898
Коммерческие расходы(82 802)(108 268)(215 142)
Управленческие расходы(139 552 964)(145 738 101)(151 771 977)
Прибыль (убыток) от продаж166 292 052117 320 259155 039 779
Доходы от участия в других организациях28 653 74839 731 66812 862 545
Проценты к получению2 246 9442 315 3142 258 441
Проценты к уплате(72 147 920)(77 626 827)(81 423 187)
Прочие доходы100 679 947105 010 08974 522 877
Прочие расходы(127 480 065)(182 378 808)(135 390 604)
Прибыль (убыток) до налогообложения98 244 7064 371 69527 869 851
Текущий налог на прибыль(44 743 610)(3 848 301)(8 369 508)
Прочее(44 317)(240 435)(736 882)
Чистая прибыль (убыток)53 456 779282 95918 763 461