Анализ финансового состояния ПАО «ТрансКонтейнер» (2019-2021 гг.) + демо

Загрузить демо-версию (МСФО, 2019-2021 гг.)

Загрузить демо-версию (РСБУ, 2019-2021 гг.)

Загрузить демо-версию (РСБУ, 2018-2020 гг.)

Загрузить демо-версию (РСБУ, 2017-2019 гг.)

Загрузить демо-версию (РСБУ, 2016-2018 гг.)

Содержание работы

Общая характеристика ПАО «ТрансКонтейнер»

Публичное акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» (ПАО «ТрансКонтейнер») создано в соответствии с договором о создании Общества от 09.02.2006 №03/2006, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основными целями деятельности ПАО «ТрансКонтейнер» являются получение прибыли и обеспечение долгосрочного устойчивого развития.

В целях получения прибыли ПАО «ТрансКонтейнер» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации, в том числе:

  • организацию перевозок грузов во внутреннем и международном сообщении;
  • транспортно-экспедиционное обслуживание;
  • изготовление контейнеров, ремонт контейнеров и вагонов;
  • осуществление строительства, реконструкции и обновления основных фондов;
  • осуществление посреднической, торгово-закупочной и снабженческой деятельности, связанной с основной деятельностью Общества;
  • иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Помимо перечисленных видов деятельности ПАО «ТрансКонтейнер» осуществляет:

  • организацию и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение защиты государственной и коммерческой тайны;
  • организацию и проведение мероприятий по обеспечению промышленной безопасности и безопасности эксплуатации подвижного состава.

Контейнерный бизнес сегодня является одним из наиболее современных и технологичных сегментов рынка грузовых перевозок. Общество видит свою миссию в том, чтобы его деятельность создавала дополнительную стоимость для всех участников логистической цепочки, делая контейнерные перевозки надежнее, дешевле и доступнее для грузовладельцев и грузоотправителей. Это, в свою очередь, будет способствовать снижению транспортной составляющей в цене конечного продукта и тем самым повышению эффективности и конкурентоспособности российской экономики.

Стратегическая цель ПАО «ТрансКонтейнер»:

  • эффективно содействовать бизнесу клиентов, быстро, надежно и комплексно решая их задачи по логистике и доставке грузов в контейнерах;
  • увеличение капитализации (стоимости) ПАО «ТрансКонтейнер» за счет роста масштабов и эффективности бизнеса;
  • создание дополнительной стоимости для клиентов и партнеров является ключевым условием достижения стратегической цели – обеспечения долгосрочного устойчивого роста стоимости для акционеров.

В качестве основных средств достижения стратегической цели ПАО «ТрансКонтейнер» рассматривает:

  • рост объемов контейнерных перевозок за счет:
    • повышения качества клиентского сервиса,
    • упрощения и ускорения процесса перевозки,
    • расширения грузовой базы за счет выхода на новые рыночные сегменты,
    • конкурентного ценообразования;
  • снижение удельных операционных расходов за счет:
    • повышения производительности парка фитинговых платформ и контейнеров,
    • оптимизации сети контейнерных терминалов,
    • внедрения современных информационных технологий, позволяющих в том числе повысить производительность труда и сократить порожние пробеги за счет оптимизации контейнерной логистики.

Целевая бизнес-модель ПАО «ТрансКонтейнер» – вертикально интегрированный транспортно-логистический холдинг, перевозчик контейнерных грузов и поставщик отдельных логистических услуг на территории Евразийского континента.

ПАО «ТрансКонтейнер» обеспечивает соответствие своей миссии и достижение стратегической цели за счет развития вертикально-интегрированной бизнес-модели сетевого контейнерного оператора.

Бизнес-модель базируется на следующих конкурентных преимуществах ПАО «ТрансКонтейнер»:

  • Общество развивает бизнес в сегменте контейнерных перевозок – наиболее динамичном сегменте транспортного рынка с высоким потенциалом роста;
  • сетевой охват бизнеса обеспечивается за счет оперирования крупнейшим на пространстве колеи 1520 парком фитинговых платформ и контейнеров, наличия сети железнодорожных контейнерных терминалов в России и Казахстане, развитой сети продаж и сервиса, включающей в себя 115 офисов продаж в России и присутствие в 29 странах Европы и Азии. Это позволяет обеспечивать доступность и надежность контейнерных перевозок для любых категорий клиентов, а также предлагать им максимально широкий спектр транспортно-логистических услуг в сфере контейнерных перевозок. Развитая сеть маршрутов также повышает потенциал оптимизации порожних пробегов и привлечения грузовой базы;
  • вертикальная интеграция ключевых транспортных активов – фитинговых платформ, контейнеров и железнодорожных контейнерных терминалов, позволяет повысить контроль качества исполнения заказа интермодальной перевозки, а также является существенным фактором повышения оборачиваемости парка подвижного состава.

В качестве основного драйвера роста бизнеса ПАО «ТрансКонтейнер» рассматривает рост объемов контейнерных перевозок с использованием собственных и привлеченных транспортных активов за счет предоставления клиентам комплексной транспортно-логистической услуги с оптимальным соотношением цены и качества. ПАО «ТрансКонтейнер» планирует наращивать масштаб бизнеса, в том числе за счет дальнейшего развития электронных каналов продаж через систему iSales, развитие системы проактивных продаж и повышения качества исполнения заказа путем повышения скорости и точности доставки грузов за счет сокращения сроков переработки контейнеров и увеличения доли отправок в маршрутных контейнерных поездах. Целью ПАО «ТрансКонтейнер» является обеспечение динамики перевозок на уровне не ниже рыночной. С учетом планов по увеличению объемов контейнерных перевозок ПАО «ТрансКонтейнер» планирует возобновить с 2017 г. закупки фитинговых платформ и продолжить приобретение крупнотоннажных контейнеров с целью обеспечения клиентского спроса на контейнерные перевозки и достижения целевой структуры парка. Важным фактором роста объемов перевозок ПАО «ТрансКонтейнер» считает выход на новые для себя рыночные ниши.

Раздел 1. Общая характеристика показателей бухгалтерского баланса компании

Таблица 1 – Анализ внутрибалансовых связей

Раздел 2. Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса

Таблица 2 – Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса ПАО «ТрансКонтейнер»

Рисунок 1 – Динамика стоимости внеоборотных и оборотных активов ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Рисунок 2 – Динамика собственного и заемного капитала ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Раздел 3. Вертикальный анализ бухгалтерского баланса

Таблица 3 – Вертикальный анализ бухгалтерского баланса ПАО «ТрансКонтейнер»

Рисунок 3 – Структура активов ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг.

Рисунок 4 – Структура источников имущества ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг.

Раздел 4. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса

Таблица 4 – Анализ ликвидности баланса ПАО «ТрансКонтейнер»

Рисунок 5 – Соотношение наиболее ликвидных активов и наиболее срочных обязательств ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Рисунок 6 – Соотношение быстро реализуемых активов и краткосрочных обязательств ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Рисунок 7 – Соотношение медленно реализуемых активов и долгосрочных обязательств ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Рисунок 8 – Соотношение трудно реализуемых активов и постоянных пассивов ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании

Таблица 5 – Анализ показателей платежеспособности ПАО «ТрансКонтейнер»

Рисунок 9 – Динамика коэффициента абсолютной ликвидности ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг.

Рисунок 10 – Динамика коэффициента критической (промежуточной) ликвидности ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг.

Рисунок 11 – Динамика коэффициента текущей ликвидности ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг.

Рисунок 12 – Динамика коэффициента общей ликвидности ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг.

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании

Таблица 6 – Анализ финансовой устойчивости ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью абсолютных показателей

Таблица 7 – Анализ финансовой устойчивости ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью относительных показателей

Рисунок 13 – Динамика коэффициента автономии ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг.

Таблица 8 – Расчет стоимости чистых активов компании

Раздел 7. Анализ финансовых результатов

Таблица 9 – Анализ финансовых результатов ПАО «ТрансКонтейнер»

Рисунок 14 – Динамика валового финансового результата и финансового результата от продаж ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Рисунок 15 – Динамика финансового результата до налогообложения и чистого финансового результата ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019‑2021 гг. (тыс. руб.)

Таблица 10 – Группировка доходов и расходов ПАО «ТрансКонтейнер»

Таблица 11 – Изменение прибыли от продаж деятельности в 2020 г. по сравнению с 2019 г., тыс. руб.

Таблица 12 – Факторы изменения прибыли от продаж деятельности в 2020 г. по сравнению с 2019 г., тыс. руб.

Таблица 13 – Изменение прибыли от продаж деятельности в 2021 г. по сравнению с 2020 г., тыс. руб.

Таблица 14 – Факторы изменения прибыли от продаж деятельности в 2021 г. по сравнению с 2020 г., тыс. руб.

Таблица 15 – Проверка соблюдения критериев «золотого правила экономики»

Раздел 8. Анализ деловой активности компании

Таблица 16 – Анализ деловой активности ПАО «ТрансКонтейнер»

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании

Таблица 17 – Анализ показателей рентабельности ПАО «ТрансКонтейнер»

Таблица 18 – Данные для факторного анализа рентабельности производственных фондов

Таблица 19 – Показатели для факторного анализа рентабельности активов

Таблица 20 – Анализ рентабельности собственного капитала по модели Дюпон

Таблица 21 – Эффект финансового рычага ПАО «ТрансКонтейнер» по европейской модели

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса

Таблица 22 – Оценка состояния текущей платежеспособности ПАО «ТрансКонтейнер»

Таблица 23 – Оценка удовлетворительности структуры баланса ПАО «ТрансКонтейнер»

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей

Таблица 24 – Оценка вероятности банкротства ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью двухфакторной модели Альтмана

Таблица 25 – Оценка вероятности банкротства ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью пятифакторной модели Альтмана 1968 г.

Таблица 26 – Оценка вероятности банкротства ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью пятифакторной модели Альтмана 1983 г.

Таблица 27 – Оценка вероятности банкротства ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью модели Лисса

Таблица 28 – Оценка вероятности банкротства с помощью модели Таффлера

Таблица 29 – Оценка вероятности банкротства ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью модели Спрингейта

Таблица 30 – Систематизация результатов оценки вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей

Таблица 31 – Оценка вероятности банкротства ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью российской (иркутской) R‑модели

Таблица 32 – Оценка вероятности банкротства ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью модели О.П. Зайцевой

Таблица 33 – Оценка вероятности банкротства ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью модели Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова

Таблица 34 – Группировка показателей – критериев оценки финансового состояния по методике Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой

Таблица 35 – Оценка финансового состояния ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью модели Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой

Таблица 36 – Модель Г.В. Савицкой

Таблица 37 – Оценка финансового состояния ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью модели Г.В. Савицкой

Таблица 38 – Оценка финансового состояния ПАО «ТрансКонтейнер» с помощью модели М.А. Федотовой

Таблица 39 – Систематизация результатов оценки вероятности банкротства с помощью отечественных моделей

Выводы

  • 1. Характеризуя состояние ликвидности, можно сделать вывод, что баланс компании на протяжении анализируемого периода оставался преимущественно неликвидным. При этом динамика состояния ликвидности баланса являлась преимущественно негативной.
  • 2. На протяжении анализируемого периода компания испытывала проблемы с обеспечением платежеспособности.
  • 3. По критерию наличия собственного капитала на конец анализируемого периода (на 31.12.2021) компания оказалась финансово неустойчивой.
  • 4. ПАО «ТрансКонтейнер» работало, получая положительный чистый финансовый результат.
  • 5. Деловая активность компании повысилась, поскольку ее активы, капитал и обязательства за анализируемый период стали делать больше оборотов.
  • 6. Эффективность работы компании снизилась, поскольку каждый рубль, вложенный в активы, за анализируемый период стал приносить меньше прибыли.

Данные из отчетности ПАО «ТрансКонтейнер» за 2019-2021 гг., использованные для проведения финансового анализа

Данные бухгалтерского баланса за 2019-2021 гг. (тыс. руб.)

ПоказателиНа 01.01.2019На 31.12.2019На 31.12.2020На 31.12.2021
1. Внеоборотные активы
Нематериальные активы019 0014 0793 642
Результаты исследований и разработок4 0006 3402 5051 392
Основные средства41 902 51757 395 62766 559 71486 543 491
Финансовые вложения4 747 7761 988 90911 934 47510 058 419
Прочие внеоборотные активы333 514236 861236 140280 095
Всего по разделу 146 987 80759 646 73878 736 91396 887 039
2. Оборотные активы
Запасы258 839676 268725 413522 619
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям2 323 4063 970 2344 131 2336 538 287
краткосрочная дебиторская задолженность4 464 2665 701 1095 301 97812 820 436
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)04 822 3444 500 0000
Денежные средства и денежные эквиваленты8 989 2512 925 5897 846 5656 078 186
Прочие оборотные активы360 672403 108538 911908 508
Всего по разделу 216 396 43418 498 65223 044 10026 868 036
Баланс63 384 24178 145 390101 781 013123 755 075
3. Капитал и резервы
Уставный капитал13 894 77813 894 77813 894 77813 894 778
Переоценка внеоборотных активов1 138 1191 144 8471 144 7571 137 416
Добавочный капитал (без переоценки)104 532103 772104 208104 021
Резервный капитал694 739694 739694 739694 739
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)26 046 82928 948 8583 003 7176 654 073
Всего по разделу 341 878 99744 786 99418 842 19922 485 027
4. Долгосрочные обязательства
Заемные средства11 000 00018 500 00054 500 00025 635 393
Отложенные налоговые обязательства689 417883 4361 092 054877 666
Прочие обязательства00905 308232 364
Итого по разделу 411 689 41719 383 43656 497 36226 745 423
5. Краткосрочные обязательства
Заемные средства326 1702 966 6707 431 10547 441 854
Кредиторская задолженность8 002 8479 631 93911 429 72515 444 830
Доходы будущих периодов307377617445
Оценочные обязательства1 419 0431 355 6301 295 4341 787 821
Прочие обязательства67 46020 3446 284 5719 849 675
Всего по разделу 59 815 82713 974 96026 441 45274 524 625
Баланс63 384 24178 145 390101 781 013123 755 075

Данные отчета о финансовых результатах за 2019-2021 гг. (тыс. руб.)

Показатели201920202021
Выручка84 608 018101 073 053134 106 156
Себестоимость(68 629 052)(81 901 062)(103 272 543)
Валовая прибыль (убыток)15 978 96619 171 99130 833 613
Коммерческие расходы(110 844)(166 814)(822 102)
Управленческие расходы(0)(4 548 235)(5 563 606)
Прибыль (убыток) от продаж15 868 12214 456 94224 447 905
Доходы от участия в других организациях329 442517 12613 047
Проценты к получению349 197493 6471 322 836
Проценты к уплате(1 065 875)(1 743 787)(5 623 095)
Прочие доходы10 525 21820 687 56313 343 002
Прочие расходы(11 149 861)(16 898 999)(13 857 323)
Прибыль (убыток) до налогообложения14 856 24317 512 49219 646 372
Текущий налог на прибыль(3 120 708)(3 633 367)(3 553 742)
Прочее(14 336)(1 089)522
Чистая прибыль (убыток)11 721 19913 878 03616 093 152