Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Порядок создания и регистрации коммерческих банков
Порядок создания и регистрации коммерческих банков определен в Положении НБУ «О порядке создания и регистрации коммерческих банков» №77 от 27.03.1996 г.
Образовать банки могут украинские и иностранные юридические и физические лица (не меньшее трех), кроме Советов народных депутатов всех уровней, их исполнительных органов, государственных предприятий, политических, профсоюзных организаций и объединений, партий, общественных фондов.
Запрещается быть основателями военнослужащим, должностным лицам всех правоохранительных органов, государственных организаций, призванных осуществлять контроль за деятельностью банков. Не могут быть основателями банка лица, каким суд запретил заниматься определенной деятельностью, до истечения срока, установленного приговором. Не разрешается быть основателями лицам, которые имеют непогашенную судимость за кражи и взяточничество, они не могут также занимать руководящие должности, которые связаны с материальной ответственностью.
Первый этап создания и регистрации предусматривает формирование уставного фонда банка. С этой целью в учреждении НБУ по месту создания коммерческого банка открывается временный счет, на который каждый основатель вносит определенную учредительными документами долю уставного фонда. Основанием для открытия счета является:
- учредительный договор основателей банка;
- заявление на открытие счета.
Средства на временный счет могут перечисляться только:
- с расчетных счетов юридических лиц;
- с личных счетов физических лиц;
- поступать в виде денежной наличности физических лиц.
К представлению Национальному банку пакета документов, необходимых для регистрации, на временном счете должна быть собрана сумма средств соответственно учредительному договору, но не менее чем установленный законодательством минимальный размер заявленного и фактически уплаченного уставного фонда для действующих коммерческих банков – эквивалент 1 млн. евро.
Следующий этап предусматривает, что орган управления банка (Совет банка) в 2-недельный срок после аудиторской проверки финансового состояния основателей, подает в региональное управление НБУ по месту создания банка следующие документы:
- заявление о регистрации банка за подписью уполномоченного учредительным собранием лица;
- учредительный договор;
- устав банка;
- протокол учредительного собрания;
- вывод аудиторской организации (аудитора), которая имеет лицензию Аудиторской палаты Украины, о финансовом состоянии и платежеспособности основателей;
- экономическое обоснование и цель создания банка;
- бухгалтерскую и финансовую отчетность участников (акционеров) банка на 1-е число месяца, в котором осуществляется взнос в уставный фонд банка;
- наличие профессионально пригодных первых руководящих лиц банка (председателя правления, главного бухгалтера). Требования: наличие высшего образования (экономического), стажа работы в банковской сфере по соответствующей специальности на руководящих должностях не менее 3-х лет, отсутствие на предшествующей работе нарушений действующего законодательства;
- копию платежного документа о внесении платы за регистрацию банка в размере 100 необлагаемых минимумов заработной платы;
- копию отчета о проведении открытой подписки на акции;
- соглашение о предоставлении помещения для размещения банка;
- учредительные документы основателей банка.
Региональное управление НБУ в 2-недельный срок со дня получения полного пакета документов готовит вывод и пересылает его вместе с пакетом документов в НБУ, где и принимается решение о создании коммерческого банка.
Регистрация банка осуществляется путем внесения в Республиканскую книгу регистрации банков, валютных бирж и других финансово-кредитных учреждений в месячный срок со дня получения всех документов.
Одним из важных вопросов, который может решить банковская система страны – это капитализация банковских учреждений соответственно установленных нормами прав требований. Капитал призван защитить интересы вкладчиков, он покрывает убытки банка. Органы надзора в определенной мере ответственны за сохранение средств вкладчиков, так как одной из задач НБУ является поддержка стабильности функционирования банковской системы и защита клиентов. К капиталу должны предъявляться два требования – минимальный размер капитала банка и адекватность его уровня риска.
Законом Украины «О банках и банковской деятельности» минимальный размер уставного капитала определен в таких размерах:
- для местных кооперативных банков – 1 млн. евро;
- для коммерческих банков, которые осуществляют свою деятельность на территории одной области, – 3 млн. евро;
- для банков, которые осуществляют деятельность на всей территории Украины, – 5 млн. евро.
Вопросы капитализации и установления минимальных размеров уставных фондов коммерческих банков определяются такими актами, как: постановление Верховной Рады Украины от 1 февраля 1996 г. (на 1 января 1998 г. минимальный капитал устанавливался в сумме, эквивалентной 1 млн. евро); постановление НБУ от 30 марта 1999 г. № 147, которым этот срок был пролонгирован. Постановлением НБУ от 31 марта 1999 г. № 156 было определено, что в срок до 1 июля 1999 г. банки обязаны обеспечить наращивание капитала в размерах, предусмотренных для сохранения лицензий на соответствующие виды банковской деятельности. Капитализационная программа НБУ, рассчитанная до 2007 г., определяет, что в зависимости от статуса финансовые учреждения по состоянию на 1 января 2004 г. должны сформировать новые нормативы минимального капитала: межрегиональные банки – 5,5 млн. евро, региональные – 3,5 млн. евро, местные – 1,15 млн. евро.
Одной из особенностей функционирования национальной банковской системы является высокая концентрация банковского капитала. В частности, больше половины капитала сосредоточенно в 20 наибольших банках. Наибольший капитал по итогам 2003 г. имеет АППБ «Аваль», который увеличил этот показатель на протяжении года на 36,37% и что составляет 5977,65 млн. грн.
Характеризуя правовой статус коммерческих банков, следует определить особое место в банковской системе системообразующих банков. В соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» системообразующий банк – это банк, обязательства которого составляют не менее 10 % общих обязательств банковской системы. Это такие отечественные банки, как «Аваль», Приватбанк, Сбербанк, Укрсоцбанк и Укрсиббанк.
Банковские учреждения могут создавать отделенные подразделения – филиалы, отделения, представительства. Постепенно возрастает сеть филиалов больших банков. На протяжении января – июня 2002 г. сеть банковских филиалов увеличилась на 27 единиц и составила 1350 филиалов. Тем более, что одной из наиболее распространенных форм осуществления банковской деятельности на рынках других стран является предоставление банками услуг через свои зарубежные филиалы. В частности, в Украине на протяжении 2003 г. особенностью станет выход к регионам финансовых учреждений с иностранным капиталом.
Рядом с отдельными банками, которые действуют на рынке ссудных капиталов, действующее законодательство Украины устанавливает правовые основания для создания банковских объединений. Принимая соответствующие нормы, авторы законопроекта «О банках и банковской деятельности» ставили цель за счет созданных банковских объединений решить проблему докапитализации банковских учреждений, являющейся одной из наиболее острых в последние годы. В соответствии с законодательством банки имеют право создавать банковские объединения таких типов: банковская корпорация, банковская холдинговая группа, финансовая холдинговая группа. Кроме того, банки могут быть участниками промышленно-финансовых групп с соблюдением требований антимонопольного законодательства Украины.
Одной из условий создания банковского объединения является получение предварительного соглашения НБУ. Государственная регистрация объединения проводится центральным банком путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр банков. У банка остается право самостоятельного выбора объединения, в состав которого он готов (или при определенных условиях вынужден) войти, поскольку законодательство ограничивает участие в таких правовых образованиях: банк может входить лишь в одно банковское объединение. Учитывая принцип добровольности в создании банковского объединения, так же решается вопрос выхода из объединения.
Итак, регистрация банков и лицензирование их деятельности, банковский надзор и аудит на основе анализа отчетности и экономических нормативов составляют базу для всестороннего регулирования деятельности банковского сектора со стороны НБУ. Следует отметить, что одними из наиболее существенных черт банковского сектора Украины являются его незначительный удельный вес в национальной экономике и повышенная концентрация капитала в незначительном количестве банков. В условиях смешанной экономики, развития малого и среднего бизнеса многочисленная сеть банков разных типов является необходимой.