Учет факторов влияния при разработке кредитной политики региональным банком

Кредитная политика, рассматриваемая как стратегическое направление развития коммерческого банка, содержит общие ориентиры и методические рекомендации по реализации механизма кредитования. Поэтому она позволяет банку сформировать такой кредитный портфель, с помощью которого могут быть реализованы такие цели, как обеспечение прибыльности и конкурентоспособности, контроль за уровнем риска, соответствие требованиям, выдвигаемыми регулирующими органами. Основными целями кредитной политики банка являются максимально точное определение степени кредитного риска и доходности активных операций банка.

При теоретическом обосновании кредитной политики и практической реализации механизма кредитования банку необходимо учитывать ряд факторов, которые оказывают прямое воздействие на деятельность коммерческого банка. В теории банковского дела указанные факторы принято разделять на: макроэкономические, региональные, отраслевые и внутрибанковские.

К макроэкономическим обычно относят следующие:

  • российская внутриэкономическая, торгово-промышленная и таможенная политика и её место в мировой экономике;
  • денежно-кредитная политика Банка России;
  • финансовая политика Министерства финансов Правительства Российской Федерации.

К отраслевым и региональным:

  • состояние региональной и отраслевой экономики;
  • количественный и качественный состав клиентов, их потребность в кредитных ресурсах;
  • конкурентная политика банка в отрасли.

К внутрибанковским:

  • величина собственного капитала банка;
  • структура пассивов;
  • квалификация и профессионализм менеджмента.

Макроэкономические факторы формируются объективно и не зависят от волеизъявления субъектов кредитного рынка, поэтому любой коммерческий банк должен максимально учитывать в своей деятельности общую экономическую обстановку. При этом макроэкономическая статистика позволяет банкам отслеживать актуальную информацию о направлениях государственной политики экономического блока, состоянии реального сектора экономики. Общие макроэкономические тенденции развития хозяйственной конъюнктуры напрямую опосредуют управленческие решения менеджмента банка в плане снижения рискованности кредитных продуктов.

Кризисные явления в мировой экономике, как правило, провоцируют спад производства в национальных экономиках, обостряют инфляцию, а значит, заставляют банки искать новые конкурентные преимущества, а также вынуждено инвестировать в спекулятивные операции. При этом все чаще реальный сектор экономики становится непривлекательным для банковского финансирования с точки зрения минимизации кредитных рисков.

Большинство экспертов прогнозируют в России в 2013-2014 годах второй виток кризиса, который в настоящее время постепенно охватывает экономики Европейских государств. Глобальные экономические проблемы, обесценивание евро и прекращение поддержки развивающихся стран, которую сегодня осуществляют МВФ и другие финансовые организации, с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию могут негативно сказываться на интеграционных процессах российской экономики, что в свою очередь создает препятствия для поступательного развития бизнес структур и «заморозит» активные продажи банковских продуктов для корпоративных клиентов, затруднит построение финансовой стратегии на уровне отдельных хозяйствующих субъектов и в конечном итоге, может привести к дестабилизации экономического развития в обществе.

Сегодня становится очевидным, что удержание кредитными организациями процентных ставок на высоком уровне ограничивает доступ предпринимательских структур к кредитным ресурсам, необходимым для осуществления текущей деятельности и диверсификации бизнеса. При сохранении высокой ставки рефинансирования ЦБ РФ банковский кредит как таковой становится невостребованным в региональном секторе малого и среднего бизнеса. Поэтому при разработке кредитной политики коммерческого банка в целях формирования приоритетных направлений развития региональной экономики должны быть созданы условия для взаимовыгодных кредитных отношений банков с клиентами. На основании оценки региональных особенностей кредитования сектора малого и среднего бизнеса Вологодской области уровень средневзвешенных процентных ставок на текущий момент с учетом необходимости обслуживания ссудной задолженности клиентами по среднесрочным кредитам, по оценке автора, должен составить сегодня не более 7-10% годовых.

В целях повышения эффективности функционирования российской банковской системы Банк России с 1994 года осуществляет комплекс мероприятий по созданию системы мониторинга и прогнозирования важнейших процессов в международной и российской экономике.

При построении методологии индексации Банком России был изучен опыт определения аналогичных индексов в зарубежных странах. Так за основу Индекса Банка России был взят, в том числе индекс делового климата «TANKAN», который рассчитывается центральным банком Японии «по данным о хозяйственной деятельности более 8000 японских компаний по параметрам: 1) условия ведения бизнеса; 2) производство и сбыт; 3) спрос и предложение, уровень цен; 4) доходы; 5) прямые инвестиции; 6) занятость; 7) налоговый режим».

Кроме того Банком России был перенят опыт Банка Израиля, который разрабатывает консолидированный «The State-of-the-Economy lndex», определяемый на основе выявления основных коррелирующих коэффициентов между динамикой ВВП, показателями производством продукции в важнейших отраслях реального сектора, экспорта и импорта товаров, изменений в сфере занятости и других процессов, отражающих текущее положение экономики и тенденции ее изменения на макроуровне. Также при разработке российского индекса, Банком России были проанализированы подходы к составлению аналогичных индексов в Банке Англии, Банке Турции и в центральных банках других стран разработан Индекс хозяйственной активности (ИХА), который призван отражать текущие тенденции в отраслях и секторах российской экономики. Расчет ИХА производится на основании статистических показателей Росстата, отражающих производство важнейших видов продукции, работ и услуг в секторах внутренней и внешнеэкономической деятельности. Использование ЦБ РФ системы индексов способствует формированию адаптивной денежно-кредитной политики, соответствующей единой государственной экономической политике Российской Федерации.

Вместе с тем представляется необходимым и целесообразным объединение существующих методик Банка России с иными профильными министерствами (МинФин, МинЭкономРазвитие, МинРегионРазвитие) и ведомствами (Росстатом) Правительства РФ и совместная разработка ими на принципах консолидации информации, достоверности и открытости единого индекса с постоянной публикацией соответствующей информации в свободном доступе для пользователей сети Интернет. Указанное предложение позволит усилить транспарентность деятельности государственных органов, что полностью соответствует задаче, которая определена в стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года (принята заявлением Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2011 г. «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года»).

Территориальный принцип организации банковской системы России опосредован сложным процессом обеспечения финансовыми ресурсами. Основными направлениями совершенствования эффективности региональной кредитной политики в территориальном разрезе сегодня становится, с одной стороны, полноформатное расширение филиальной сети крупных конкурентоспособных кредитных учреждений, с другой – ускоренная универсализация региональных банков и, соответственно, повышение их конкурентоспособности.

Проблема влияния региональных факторов на кредитную политику напрямую взаимосвязана с диспропорциональным территориальным распределёнием кредитных организаций. Об этом в частности свидетельствует чрезмерно высокая концентрация банковского капитала в Московском регионе, где сосредоточено свыше 60% коммерческих банков России (по состоянию на 20.02.2012 – 1299 кредитных организаций) и от 70% до 80% свободных денежных средств. С большим отрывом по указанным качественным параметрам за Москвой следуют Санкт-Петербург, Свердловская и Тюменская области, республики Татарстан и Башкортостан. Вместе с тем в значительной части административно-территориальных образований России банковская инфраструктура крайне неразвита. Сложившаяся территориальная организация банковской системы имеет ряд негативных последствий как для поддержания конкурентной среды в банковском секторе, так и для функционирования финансовых рынков.

Значительное расширение роли региональных банковских систем в росте экономического потенциала страны позволит повысить ответственность региональных органов власти в обеспечении эффективного функционирования экономики, «выработки методов взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных финансово-экономических структур, в том числе с территориальными управлениями Банка России».

Методология индексов хозяйственной активности ЦБ РФ предполагает необходимость расчета соответствующих индексов на региональном уровне (РИХА). Использование указанных данных позволяет получать объективную информацию о ключевых направления региональной экономической политики:

  • финансовая устойчивость региона и системообразующих региональных предприятий, являющихся стратегическими партнерами региональных кредитных организаций;
  • формирование валового регионального продукта;
  • динамику производства продукции ключевых отраслей и сфер народного хозяйства, определяющих перспективы развития региональной экономики.

Вышеуказанный подход ориентирован на оперативное выявление проблем в сфере финансовых потоков на региональном уровне, возможных диспропорций в развитии реального и финансового секторов, что создает надежную основу для совершенствования надзора за состоянием ликвидности кредитных организаций отдельных регионов и формирования политики сбалансированного кредитного федерализма. При этом, в рамках настоящей работы, под термином «кредитный федерализм» автор подразумевает систему, согласно которой территориальные кредитные системы субъектов Российской Федерации объединяются в единую кредитную систему, сохраняя при этом в большей или меньшей степени свою экономическую обособленность и самостоятельность.

В настоящее время в России совершенствуется методика оценки регионального экономического потенциала, формируются рейтинги кредитоспособности регионов, в том числе основанные на методе исследования регионального экономического потенциала с использованием системы показателей, которые разбиты на следующие группы:

  • общеэкономические (размер территории, численность и плотность населения, уровень потребительских цен, количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории региона);
  • производственные (объемы производимой продукции, число предприятий, для сельскохозяйственных предприятий – площадь обрабатываемых земель, для промышленных – капиталовложения и объёмы строительно-монтажных работ);
  • показатели развития экономической инфраструктуры (транспортная загруженность, наличие автомобильных дорог, численность отдельных групп населения, потребление электроэнергии, количество торговых предприятий (предприятий сферы услуг).

На основе данных показателей рассчитывается интегральный индекс регионального развития экономического района.

Начинают внедряться в практику кредитные рейтинги регионов – показатели кредитоспособности муниципальных объединений, органов местного самоуправления. Согласно законодательству Российской Федерации, местные органы исполнительной власти при бюджетном дефиците могут выступать на кредитном рынке в роли заемщиков (получать кредиты банков, выпускать собственные облигации и векселя), а также быть гарантами и поручителями, обеспечивая тем самым исполнение обязательств за третьих лиц – как правило, муниципальных унитарных предприятий.

В связи с вышеизложенным примечательно отметить, что в научной литературе проводится следующее ранжирование регионов РФ по уровню кредитоспособности в порядке убывания: от наиболее благоприятных к наименее.

В мировой практике практически повсеместно применяются кредитные рейтинги регионов. Среди наиболее авторитетных компаний, занимающейся разработкой региональных кредитных рейтингов выделим Standart & Poors. Российская рейтинговая служба EA-Raitings находится в партнерских отношениях со Standart & Poors. При составлении кредитного регионального кредитного по методике Standart & Poors учитывается информация по всем вопросам ее организационного устройства и финансовой деятельности, изучаются региональное законодательство, в том числе Устав (Конституция) субъекта, закон о бюджете и данные об исполнении бюджета за предшествующие пять лет, проект бюджета на предстоящие 3 года, структура платежей в бюджет. Особенно внимательно анализируются сведения о долговых обязательствах субъекта в виде полученных кредитов и предоставленных государственных гарантиях за третьих лиц.

Приведенная методика позволяет региональной банковской системе использовать объективные показатели состояния экономики региона, кредитоспособности муниципальной и государственной администрации в разработке кредитной политики и в практике кредитования корпоративных клиентов.

При разработке кредитной политики также необходимо учитывать отраслевые факторы. «С точки зрения предоставления кредитов наиболее привлекательными для банков являются стабильные отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала». Однако, в сегодняшних экономических реалиях, подобных отраслей становится всё меньше, а повышенных кредитных рисков, соответственно, больше. В банковской практике всё большее распространение получает вынужденное взаимное финансирование отраслей. В данном случае кредиты предоставляются не для того, чтобы развивать действующее производство, а, как правило, для реструктуризации уже существующей задолженности с капитализацией действующих процентов.

Отраслевая дифференциация в структуре себестоимости сегодня опосредуется повышенными рисками банковского кредитования, особенно с учетом кризисных явлений в мировой и российской экономиках. Здесь будет уместно подчеркнуть, что значение банковского кредита необходимо рассматривать с двух сторон. С одной стороны, банковский кредит увеличивает силу финансового левериджа для действующего бизнеса, то есть заемный капитал заставляет предприятие работать на свой финансовый результат, повышая в то же время рентабельность собственного капитала и увеличивать прибыль. С другой стороны, «банковский кредит одновременно увеличивает силу операционного (хозяйственного) рычага предприятия, которая определяется динамикой показателя прибыли при изменении суммы поступающей выручки, что оценивается отрицательно».

Отраслевая специфика кредитных отношений проявляется в дифференциации нормативных финансовых коэффициентов, применяемых при оценке кредитоспособности предприятий в некоторых банках. Оценка банковской системы Вологодской области в отраслевом разрезе позволило определить эффективность кредитования, доходность, минимизацию риска по предприятиям различных сфер экономики, что является системообразующими элементами кредитной политики. Создание полноформатных региональных кредитных рынков с учетом разнородной отраслевой специфики должно сбалансировать неравномерное развитие и эффективно развивать экономику регионов, «способствовать межрегиональной интеграции капитала, позволит стимулировать развитие приоритетных отраслей региона путем реализации инвестиционных проектов».

Внутрибанковские факторы кредитной политики во многом определяются качеством корпоративных процедур, уровнем финансового менеджмента, эффективностью работы служб внутреннего контроля и безопасности, деловыми качествами и опытом топ-менеджеров кредитной организацией.

В свете последних изменений в нормативные требования к минимальному размеру уставного капитала банков одним из важнейших внутрибанковских факторов, определяющих масштабы и объёмы кредитных операций, становится величина собственного капитала банка, который в свою очередь определяет основную массу обязательных экономических нормативов кредитных организаций и, по сути, дальнейшую стратегия развития кредитных операций. Согласно инструкции Банка России «Об обязательных нормативах банков» прямое влияние на суммарный показатель общего объёма выдачи ссуд оказывает норматив достаточности капитала H1, который определяется как соотношение собственного капитала банка и его активов (в том числе выданных ссуд и учтенных векселей), взвешенных с учетом кредитного риска. Нормативы Н6, Н7, Н8, Н9, Н10 устанавливают ограничения на объем предоставляемых кредитов в зависимости от величины собственного капитала банка. Таким образом, от размера собственного капитала банка зависит кредитная политика банка и суммы кредитов, которые банк может предоставить своим заемщикам.

Изменение и корректировка кредитной политики должны происходить на основе управленческих решений, принимаемых по итогам анализа системы показателей качества кредитного портфеля в направлении переориентации приоритетов кредитной политики между различными классификационными группами, по которым диверсифицированы кредитные вложения.

Виды указанных классификационных групп кредитного портфеля должны быть выбраны в соответствии с одним или несколькими ключевыми критериями, по которым определяют фактическую и целевую структуру кредитных вложений. На основе проведенного анализа, среди таких критериев должны быть выделены: степень риска предоставленных кредитов (стандартные, под контролем, субстандартные, сомнительные, безнадежные); отраслевой признак принадлежности разных групп заемщиков по сфере их профессиональной деятельности; «виды предоставленных кредитов в зависимости от кредитования текущей или инвестиционной деятельности; сроки осуществления кредитных операций, которые различаются предоставлением средств во временное пользование; виды валют, в которых осуществляют кредитные вложения банка; масштабы осуществления кредитных операций в зависимости от суммы предоставленных займов».

Вышеизложенное позволяет заключить, что факторы, влияющие на кредитную политику оказывают прямое воздействие на эффективность механизма банковского кредитования, могут и должны регулироваться на макро, мега и микроуровнях в зависимости от макроэкономических региональных, отраслевых, внутрибанковских, сезонных и других особенностей кредитуемых субъектов МСБ.

В качестве основных проблем развития региональной банковской системы следует отметить:

  • изменение конфигураций региональной банковской системы, проявляющиеся в том, что постепенно идет процесс наращивания собственных капиталов и активов кредитных организаций, открытия филиалов крупных столичных банков в регионах;
  • прекращение создания новых кредитных организаций, наметилась тенденция к уменьшению числа действующих;
  • вступление в силу Федерального закона №391-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», предусматривающий поэтапное увеличение минимального размера собственных средств (капитала) кредитных организаций до уровня 300 млн. рублей. Необходимо учитывать, что доля крупных банков, имеющих капитал более 300 млн. рублей, по данным Банка России на 1 февраля 2014, составляло только 40,9 %;
  • территориальные диспропорции (по данным Центрального банка, наибольшую обеспеченность банковскими услугами имеет Центральный Федеральный округ, а подавляющая же часть регионов не имеет нормального финансового обслуживания);
  • сверхцентрализация активов в Москве при одновременном ее опустошении в региональной банковской системе (практически 80% банковского бизнеса сосредоточено в Центральном федеральном округе);
  • сложность привлечения средств на межбанковском рынке и ограниченность доступа к инструментам рефинансирования, предлагаемым Банком России, создает дополнительные трудности региональным кредитным организациям;
  • зависимость региональных банковских систем от региональных бюджетов. Все это приводит к вымыванию самостоятельных региональных мелких и средних банков из банковской национальной системы в целом и усилению позиций крупных банков.

Учитывая проблемы, с которыми сейчас сталкиваются региональные коммерческие банки, можно определить пути обеспечения их устойчивого развития. Можно выделить следующие направления:

  1. Докапитализация банков.
  2. Создание условий для более качественного взаимодействия банков с реальным сектором экономики.
  3. Стимулирование инвестиционной деятельности банков.
  4. Активное взаимодействие региональных банков с соответствующим и органами исполнительной власти.
  5. Формирование в регионах конкурентной банковской среды.

Решение проблем будет способствовать стабильному развитию коммерческих банков в регионах, а также своевременному предотвращению возникновению дестабилизирующ их тенденций, что, в свою очередь, приведет к повышению экономической устойчивости регионов.

К мерам, способным разрешить данный дисбаланс в банковской системе РФ, следует отнести:

  • постепенный и дифференцированный подход Банка России по регионам и по отдельным кредитным организациям к усилению требований в отношении размера минимального капитала и других нормативных требований;
  • стимулирование со стороны государства участия муниципальных органов в капитале значимых региональных банков;
  • разработка механизма для выхода региональных банков развития на рынок IPO;
  • повышение конкурентоспосо бности региональных банков путем оказания им государственной поддержки, например, в сфере внедрения современных банковских технологий или развития систем управления и подготовки кадров;
  • активное развитие региональных площадок рынка МБК с участием территориальных подразделений Центробанка;
  • решение проблемы оттока из регионов финансовых ресурсов путем создания на местах благоприятных экономических возможностей для приложения капиталов, предотвращение монополистическ их тенденций на рынке банковских услуг.