Банковская политика в области ипотечного кредитования США и финансовый кризис

Вопросы, посвященные причинам мирового финансового кризиса 2008 года, неоднократно обсуждались на различных уровнях. Несомненно, что вскрыв источник кризиса и факторы, его формирующие, финансовый рынок будет иметь инструмент по управлению ситуацией на рынке на обозримую перспективу. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что первооснова катаклизмов в финансовом секторе кроится в политике банков США, а именно, в их схеме ипотечного кредитования. Основа этой политики – создание дополнительной денежной массы, не подкрепленной реальным продуктом.

В процессе развития рыночной экономики в контексте информационно-технологической революции и процессов глобализации увеличиваются масштабы перелива капитала. Все большее значение в динамично развивающемся мире приобретают кредит и кредитные деньги, а не денежная масса, что создает разрыв между финансовой и реальной экономикой, а это, в свою очередь создает, так называемые, «финансовые пузыри». Кредитные деньги, лишенные залогового обеспечения, находятся во власти финансовых рынков.

Деятельность коммерческих банков направлена главным образом на извлечение максимальной прибыли. Даже осознавая необеспеченность кредитных денег, финансовые институты не отказываются от использования данных инструментов, несущих им прибыль, игнорируя высокие риски, связанные с данными спекулятивными операциями. Иллюстрацией данного утверждения может служить прирост денежно-ссудного капитала в 1996-2007 гг. в США по сравнению с реальным сектором на 74 %, а в странах Евросоюза увеличение составило более 65 % и т.п. Последствием данной тенденции является разразившийся мировой финансовый кризис в 2008 г. в США.

Существует множество версий относительно причин одного из самого катастрофичного для мировых финансов кризиса. Основная версия – это влияние монетарной политики «дешевых» денег, проводимой центральными банками развитых стран за последние годы. Она, якобы, привела к формированию глобальной избыточной ликвидности, которое отразилось не на росте цен на товары и услуги, а на финансовой сфере.

Другая теория возникновения нынешнего кризиса принадлежит Клаудио Борио. Автор считает, что кризис возник из-за циклических финансовых дисбалансов, обусловленных увеличением разного рода кредитных продуктов. Именно кредитование и долги в целом являются двигателем любого бума, так как это ведет к нерциональному распределению ресурсов, причем как капитала, так и рабочей силы. На наш взгляд, основной причиной кризиса 2008 г. в США выступает, с одной стороны, его количественная составляющая, вызванная бурным ростом ипотечного кредитования, а с другой, - его качественная данность, обусловленная высокими рисками. Истоки современного глобального кризиса относятся к первой половине 2003 года. По достижению возможного расширения потребительского спроса, США активно начали заниматься строительством жилья и предоставлением его в ипотеку.

В результате, увеличение спроса на рынке недвижимости способствовало повышению цен на собственность, что выражалось в постепенном увеличении объемов ипотечного кредитования. Обвал фондового рынка в 2000 г. послужил причиной снижения процентных ставок в 2002 г., а ипотечные ставки ФРС на тот период времени составляли 1 % годовых.

Произошел бурный рост американского ипотечного рынка. По данным ФРС, внутренние активы кредитного рынка в 2002 г. составляли 20 803,8 миллиардов долларов, в IV квартале 2007 г. они выросли на 45 %, что в абсолютной величине составило 34 689,2 миллиардов долларов, а с учетом внешних обязательств объем данного сектора превысил 110 триллионов долларов. Банки, с целью максимизации прибыли, действовали рискованно, выдавая кредиты без первоначального взноса или на сумму, превышающую рыночную стоимость приобретаемого имущества.

В тоже время, рост стоимости жилья в США в десятки раз увеличил спекулятивные операции на финансовом рынке. К 2005 г. 40 % всех покупаемых домов рассматривались покупателями не как место проживания, а как объект инвестиций и спекуляций. Так как рост среднего дохода в начале 2000-х гг. был достаточно слабым, то кредиторы создали несколько механизмов, способствующих повышению привлекательность ипотеки. Наиболее распространенным было предоставление кредитов под «плавающие» процентные ставки, обычно привязанные к индексу LIBOR. В период с 2004 по 2006 гг. размер годовой ставки LIBOR увеличился с 1,67 % до 5,39 %. В результате, ежемесячные платежи по ипотечным кредитам, частично основанным на ставке LIBOR, повысились, и заёмщики стали испытывать затруднения с выплатами по кредитам.

Так, в 2008 г. ипотечная задолженность американских домохозяйств достигла максимальной отметки 14 513,1 миллиардов долларов или 99 % ВВП США. Рекордные темпы прироста задолженности по ипотечным кредитам в 2002−2008 гг. – (с 4,7 % − 2002 г. и 61,4 % − 2006 г.), одновременно опережая соответствующий прирост ВВП (среднее значение за данный период − 2,1 %), демонстрируют дальнейшее увеличение финансового «пузыря».

С начала 2000-х гг. потребление американских домашних хозяйств происходит, главным образом, за счет наращивания кредита, а не дохода. В течение анализируемого периода совокупные долги по потребительскому и ипотечному кредиту американских домохозяйств составляли более 120 % от их располагаемого дохода, достигнув в 2006 году максимального значения 15 986,7 миллиардов долларов или 159,3 % располагаемого дохода граждан. При этом до 2006 г. темпы прироста ссудной задолженности превышали темпы прироста ВВП и денежных доходов населения. В 2008 г. в условиях ужесточения стандартов кредитования общий долг домохозяйств упал на 10,4 %. Уменьшению совокупного долга способствовали проводимые банками антикризисные меры по конфискации недвижимости. В 2010–2012 гг. средний темп прироста располагаемого дохода населения составил 5,6 %, одновременно происходило сокращение долга в среднем на −1,9 % . К сентябрю 2013 г. совокупный долг американских граждан сократился на −3,2 % и составил 15 890,3 миллиардов долларов или 123,2 % располагаемого дохода.

Неплатежи по кредитам нефинансового сектора привели к снижению объемов кредитования физических лиц, а заемщики, потеряв доверие к банкам, не спешили совершать покупку недвижимости. Таким образом, в 2006 г. началось массовое снижение спроса на недвижимость, что привело к падению рыночных цен на жилое имущество. Как следствие, образовалась просроченная задолженность, которую не покрыть за счет упавшей в цене недвижимости. Одновременно в преддверии кризиса широкое распространение получил метод секьюритизации долга, что существенно повлияло на чувствительность кредиторов к кредитным рискам и послужило дополнительным стимулом к развитию кризисных процессов.

Период 2008-2012 гг. в США, не смотря на совокупность мер по поддержанию банковского сектора силами ФРС, характеризуется падением объемов ипотечного кредитования. В это время отмечается уменьшение доли просроченной задолженности в активах внутреннего кредитного рынка − с 44,8 % в 2008 г. до 32,2 % в 2012 г. Соотношении совокупного долга домохозяйств к ВПП за четыре года сократилось до 80 % и в IV квартале 2012 г. составило $13 000,2. Это связано с началом процесса финансового делевериджа, выраженным в ужесточении стандартов кредитования, уменьшением сроков погашения кредитов и прочих антикризисных мер по сокращению уровня кредитного плеча.

Кризис вышел за пределы высокорисковой части ипотечных кредитов и за переделы как ипотечного рынка в целом, так и границ США, создав проблемы для банковских систем всего мира.

Масштабы кризиса на ипотечном рынке США приобрели глобальный характер. В современных условиях интеграции международного капитала кризис, распространяясь в мировом финансовом пространстве, вызвал общемировой спад производства.

Источник: Мызникова Т.Н. «Банковская политика в области ипотечного кредитования США и финансовый кризис»