Организация биржевых торгов

Рассмотрим основы организации биржевой торговли облигациями.

На развитых фондовых рынках биржевая торговля облигациями, как правило, невелика по объему. Современные биржи выполняют для облигаций главным образом представительские функции: нормы, устанавливаемые государством для инвестиционных операций институциональных инвесторов, запрещают многим из них приобретать облигации, которые не котируются на какой-либо из фондовых бирж. Поскольку сейчас трудно найти эмитента, не рассчитывающего на покупку его облигаций институциональными инвесторами, вовсе не удивительно, что абсолютное большинство эмитентов исправно идет на биржу с просьбой принять облигации к котировке.

Казалось бы, раз уж облигации котируются на бирже, то и сделки с ними целесообразно проводить в торговом зале. Ведь в свое время биржевая торговля ценными бумагами начиналась именно с облигаций. Заключение сделок на бирже кажется тем более оправданным, что в торговле облигациями наиболее активны фирмы, входящие в число наиболее крупных и влиятельных членов биржи.

И все же сделки с облигациями совершаются главным образом во внебиржевом обороте. Главная причина заключается в том, что динамика рыночных цен облигаций более предсказуема, менее подвержена сильным и внезапным колебаниям, чем в случае акций. Чем неустойчивее курс биржевого товара, тем сильнее проявляется у биржевиков «стадный инстинкт», тем охотнее сбиваются они в биржевую толпу, олицетворяющую концентрацию спроса и предложения. Если и дальше использовать образ биржевой толпы, то с его помощью можно проиллюстрировать второе свойство биржевой торговли – способность перерабатывать большой поток поручений на куплю-продажу ценных бумаг. Действительно, в биржевой толпе заказы на проведение сделок быстро растворяются – взаимодействие заинтересованных сторон протекает динамично, сама атмосфера способствует заключению сделок, и потому биржевая толпа способна пропустить через себя множество сделок.

Торговый зал биржи – место сбора биржевой толпы. Для торговли облигациями оба свойства таких собраний - концентрировать спрос и предложение и перерабатывать большой поток сделок – где требуются. Во-первых, в силу характера облигаций как биржевого товара задачу установления их рыночной цены могут брать на себя дилеры, достаточно хорошо представляющие себе соотношение спроса и предложения. Окунаться в биржевую толпу необходимости нет. Во-вторых, темп торговли облигациями неспешный, его не сравнить с водоворотом акций. Облигации гораздо реже акций переходят из рук в руки.

Если на первых порах наиболее загадочным из происходящего на бирже кажется сам процесс заключения сделок (и действительно, заключаются они в гвалте биржевой толпы, биржевики обмениваются какими-то неприятными знаками и т.д.), то при более близком знакомстве с фондовым рынком не меньше изумляет другая его сторона - процесс доведения заключенных в торговом зале сделок до конца, то есть перевод денег продавцу и доставка бумаг покупателю. Ведь на Нью-Йоркской фондовой бирже заключаются сделки на многие миллионы акций в день, а подчас и несколько сотен миллионов.

Попытаемся обрисовать главные принципы, на которых построен существующий ныне механизм оформления биржевых сделок. Прежде всего, необходимо выделить обязательность наличия клиринговой палаты и центрального депозитария, в котором хранятся многие из сертификатов акций, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Клиринговая палата решает две главные задачи: сверка информации, подаваемой членами биржи о заключенных ими за день сделках; смыкание начального и конечного звеньев в цепях, по которым одни и те же акции переходили из рук в руки в течение биржевого дня. Порядок сверки следующий: по итогам дня каждый из биржевиков подает в клиринговую палату полный перечень всех заключенных им сделок. Во всех случаях контрагентами являются другие члены биржи, поскольку инвесторы не имеют доступа в торговый зал и обязаны совершать операции только через биржевиков. Клиринговая палата на следующий день возвращает каждому члену биржи его же список, но уже разделенный на две части. В первой – сделки, сведения о которых в точности совпадают с теми, которые были поданы указанными в списке контрагентами. Во второй – сделки, которые контрагенты, указанные биржевиком, в своих списках не привели. Кроме того, добавляется третья часть, составленная клиринговой палатой: сделки, по которым другие члены биржи числят данного биржевика своим контрагентом, а он эти сделки в своем списке не привел.

Если с первой частью списка хлопот нет, то со второй и с третьей частями биржевики обязаны тщательно разобраться. Подчеркнем: не затрагивая интересов своих клиентов. Ведь биржевик, совершив сделку, дает подтверждение заказчику - поручение выполнено. И клиента не должна касаться сверка, даже если в ходе ее выясняется, что произошло недоразумение и контрагент сделку либо вообще не зафиксировал, либо считает, что она была заключена на иных условиях. При «выяснении отношений» биржевики договариваются, кто возьмет на себя издержки, связанные с исправлением ошибки. В любом случае издержки несут сами биржевики.

Нет большой необходимости говорить о том, что сверка «ловит» именно ошибки. Крайне редки случаи, когда биржевики сознательно искажают сведения о заключенных ими сделках. Контрагенты быстро заподозрят неладное, и тогда нечистый на руку биржевик прогорит – ему просто не с кем будет проводить операции.

Сверка заканчивается тем, что биржевики направляют в клиринговую палату уточненные списки сделок, а палата проверяет, все ли проблемы сняты. Затем идет отсев промежуточных звеньев: если один и тот же пакет акций за день побывал в руках десяти биржевиков, то полный расчет необходим только между первым и десятым.

Итоговые данные клиринговая палата сообщает в депозитарий. Дальше возможны два варианта. Первый: клиент хочет, чтобы купленные им акции были зарегистрированы «на уличное имя», то есть за брокерской фирмой, выполнивший его заказ. Это самый простой вариант – нет нужды выписывать сертификат, просто в учете, который ведется в депозитарии, делается соответствующая запись. Второй вариант: клиент хочет получить сертификат акций на руки. При этом из депозитария направляется информация агенту по трансферту о том, что необходимо выписать сертификат и доставить его владельцу. Поскольку акции в США именные, старый сертификат погашается в любом варианте - либо уничтожается, если он был на руках у прежнего владельца, либо вносятся изменения в учетные записи, если акции значились в депозитарии зарегистрированными на «уличное имя» и как таковой сертификат не выписывался. Ясно, что порядок регистрации бумаг «на уличное имя» упрощает оформление сделок и уменьшает объем работы как для депозитария, так и для агентов по трансферту, ведь биржевики перебрасываются большим числом акций. К тому же часть сделок совершается между инвесторами, пользующимися услугами одной и той же посреднической фирмы.

Практика регистрации «на уличное имя» возможна лишь тогда, когда в самих биржевых фирмах налажена предельно четкая система учета заключенных сделок. На фирме должно быть точно известно, кому и какие из акций, зарегистрированных на нее в депозитарии, на самом деле принадлежат.

Запутаться в оформительских операциях так же легко, как и потерять доверие клиентов. Поэтому биржевые фирмы придают исключительно большое значение постановке дела в их вспомогательных подразделениях.

При обслуживании фондовых операций многие услуги вспомогательного характера, нацеленные на обеспечение бесперебойного оформления сделок с ценными бумагами, четкости в доведении дивидендных и процентных платежей до адресатов и т.д., выполняют коммерческие банки. По поручению корпорации, выпустившей ценные бумаги, банк может выступать в следующих качествах:

  1. Агент по трансферту. В этом качестве банк ведет реестр держателей ценных бумаг, вносит в него все изменения, касающиеся смены владельца или сведений, прежде всего адресных, об имеющихся владельцах, а также выписывает сертификаты новым владельцам, купившим соответствующие бумаги, и перечисляет дивиденды. Кроме того, агент по трансферту может взять на себя обслуживание акционеров, участвующих в программе реинвестирования дивидендов, если корпорация, по акциям которой банк является трансфертным агентом, имеет такую программу. Обычно трансфертный агент также рассылает акционерам перед общим собранием бланки доверенностей на голосование и ведет подсчет голосов на собрании.
  2. Депозитарий (хранилище) ценных бумаг.
  3. Агент по регистрации. Функции банка-регистратора заключаются в ведении учета общего числа акций, на которые выписаны сертификаты. В каждый момент оно должно в точности соответствовать тому числу акций, которое было размещено в соответствии с уставными документами. Ошибки при выписке сертификатов весьма неприятны для акционерного общества – появляются «лишние» акционеры, они существуют на бумаге как юридически полноправные владельцы акций, а значит, корпорация обязана выплачивать им дивиденды. Но фактически для корпорации их нет как акционеров – никаких средств в уставный капитал они не вносили и только претендуют на часть прибыли, заработанную другими.

Ввиду особой важности функции регистратора акционерное общество может использовать в качестве трансфертного агента один банк, а в качестве регистратора – другой. Тем самым обеспечивается двойной контроль за точностью списочного состава акционеров, его полным соответствием контингенту действительных акционеров. Контроль может быть достаточно строгим и при закреплении функций агентов по трансферту и регистрации за одним банком, поскольку выписывают сертификаты и следят за тем, чтобы не выписать их на большее число акций, чем разрешено эмитировать, служащие двух разных подразделений.

Отметим особенность, характерную для американского фондового рынка: банк, взявший на себя миссию представлять интересы держателей облигационного займа и подписавший соответствующее соглашение с корпорацией-эмитентом, автоматически становится и трансфертным агентом, и регистратором по данному выпуску.