Модели государственного регулирования экономики и экономической политики

Государственное регулирование экономики управление можно также охарактеризовать как элемент экономической системы. И реализация указанных выше принципов государственного управления имеет свойство трансформироваться в зависимости от параметров господствующей экономической системы, которая, в свою очередь, определяет основополагающие принципы экономической политики. В таблице представлена характеристика моделей государственного регулирования в различных экономических системах.

Принципы экономической политики в зависимости от модели государственного регулирования экономики

Часть 1

Признаки и структурные элементы модели Командно-административная экономика Рыночная экономика
1. Формы собственности на средства производства Государственная и колхозно-кооперативная в сельском хозяйстве Негосударственная, частная
2. Народнохозяйственное планирование Организация планирования из единого центра Отсутствует
3. Участие государства в планировании на предприятиях Директивное планирование всех параметров производства Отсутствует
4. Снабжение и торговля Адресное централизованное распределение Коммерческая торговля
5. Ценообразование Государственные монополистические цены Рыночные (свободные) цены
6. Методы финансового перераспределения Изымание в бюджет всей прибыли, средств для обновления производства, а также доход от торговли Минимальные налоги
7. Функции государственных финансов Денежное обеспечение материальных пропорций народнохозяйственных планов Финансирование специальных затрат государства
8. Способы поддержки материально-денежного баланса Государственная регламентация финансовых затрат предприятий, уровня зарплаты и цен Рыночное регулирование спроса и предложения
9. Назначение руководителей предприятий Назначаются государственными органами Менеджера назначает собственник или правление предприятия
10. Контроль уровня заработной платы Централизованное ограничение средней заработной платы и строгая государственная тарификация Внутрифирменная тарификация и государственный контроль за уровнем минимальной заработной платы
11. Регулирование государством негосударственного сектора Директивное управление Государственное регулирование предпринимательства не допускается
12. Организация конкуренции Условия для конкуренции отсутствуют, производство, обмен и распределение монопольные Свободная конкуренция
13. Способ социальной защиты Директивная регламентация Смешанная форма с преимуществом ответственности за социальную защиту свободных предпринимателей

Часть 2

Признаки и структурные элементы модели Смешанная экономика
1. Формы собственности на средства производства Государственная, негосударственная, смешанная, иностранный капитал
2. Народнохозяйственное планирование Предплановая функция для принятия программ, экономических нормативов и бюджетной политики
3. Участие государства в планировании на предприятиях Рекомендательное. Конкурсный госзаказ
4. Снабжение и торговля В основном коммерческое снабжение и торговля
5. Ценообразование Используются государственные, кооперативные, договорные и рыночные цены
6. Методы финансового перераспределения Стабильно высокие налоги
7. Функции государственных финансов Финансирование государственных, научно-технических программ, дотаций
8. Способы поддержки материально-денежного баланса Налоговая, кредитная политика, политика цен. Инвестиционные и социальные программы
9. Назначение руководителей предприятий Правление выбирает коллектив. Руководителя назначает правление
10. Контроль уровня заработной платы Государственная тарификация и контролирование минимальной заработной платы
11. Регулирование государством негосударственного сектора Невмешательство в хозяйственную деятельность. Регулирование посредством налогообложения
12. Организация конкуренции Конкуренция стимулируется рынком
13. Способ социальной защиты Обязательная государственная форма защиты и контроль за выполнением требований социальной защиты предпринимателями

Цивилизацией накоплен значительный опыт в формировании системы государственного регулирования в зависимости от принятой в том или иной государстве модели рыночных отношений.

Американская модель государственного регулирования экономики

Американская модель управления построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения обеспечивается приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Задача достижения «социального равенства» здесь вообще не ставится. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации – массовой ориентации на достижение личного успеха, а также на высоком уровне экономического благосостояния. Таким образом, в американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса.

Немецкая модель государственного регулирования экономики

Преобразование экономики по немецкой модели исходит из того, что в центре государственных преобразований находится человек с его интересами и заботами (как свободная личность), сознающая свою ответственность перед обществом. Концепция свободного рынка исходит из того, что выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы, каждый работает тем лучше, чем очевиднее результаты материального и духовного благосостояния. Государство не стоит в стороне от проблем общества: оно всемерно способствует развитию конкуренции, созданию условий для плодотворного предпринимательства, а также формирования такого «рыночного хозяйства», которое социально защищает население.

Польская модель государственного регулирования экономики

Польская модель также представляет большой интерес (вариант «шоковой терапии»). Он готовился заранее и уже в 1982 г. на рынке стали доминировать договорные цены, которые в указанный период непрерывно росли (особенно на продукты питания). Первые месяцы реформы вызвали шок у населения, поскольку произошло резкое падение уровня жизни населения (в свое время этот вариант реформ Лех Валенса назвал «бандитским»). Основное отличие модели «шоковой терапии» состоит в осуществлении реформ в условиях кризиса экономики (рост цен, инфляция, иностранная задолженность, снижение темпов экономического развития).

Французская модель государственного регулирования экономики

Французская система государственного регулирования характеризуется большим разнообразием экономических инструментов хозяйствования: стратегическое планирование, стимулирование конкуренции, регулирование объемов производства, гибкая система налогообложения. Особенность модели – стратегическое планирование и рыночный механизм. Система государственного регулирования экономики Франции прошла несколько этапов своего развития: от жесткого государственного регулирования до индикативного планирования (прогноз, рекомендации) при сочетании государственного и частного бизнеса (и равном подходе к планированию). Французская модель исходит из того, что рынок сам по себе не решает многих проблем (особенно – удовлетворение нужд общества, которые имеют большое значение для будущего страны). В этих условиях государство регулирует цены на продукты питания, жилье, медицинскую помощь, товары и услуги, имеющие большое социальное значение. Планирование проводится Генеральным комиссариатом по разработанным заранее планам. Открытый характер французской экономики делает возможным широкий доступ иностранным фирмам на внутренний рынок. В основе ценообразования лежат три фактора: инфляция, конкуренция, баланс между спросом и предложением на потребительском рынке.

Шведская модель государственного регулирования экономики

Шведская модель представляет собой социал-демократический вариант экономического и общественного развития, главной целью которого является улучшение жизни людей. Швеция – капиталистическая страна, однако она доказала, что в этих условиях можно обеспечить «богатый социализм» с высоким уровнем и качеством жизни. Начало создания модели относится к 1932 г., когда социал-демократическая партия стала самой крупной и влиятельной силой страны. Элементы социализма есть во многих других странах, но именно здесь они имеют ярко выраженный характер. Теоретической основой данной модели является функциональный социализм без национализации средств производства с сохранением основных средств производства в личном владении. Шведская система характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. Сердцевиной этой системы является социальная политика государства, подкрепленная высоким уровнем налогообложения. Здесь относительно невелики различия в доходах населения при общем высоком уровне его социального обеспечения.

Южнокорейская модель государственного регулирования экономики

Южнокорейская модель государственного регулирования сочетает в себе план и рынок и представляет собой систему жесткого государственного планирования и рыночного механизма. Буквально за 1 год были приняты необходимые законы, регулирующие экономику: приватизация собственности; регулирование внешней торговли; контроль за ценами на товары и услуги, изменение курса валюты, продолжительности рабочего дня. В стране действует формула: «Малый бизнес – движущая сила экономического роста». Частный сектор отдан во власть рынка. На себя государство взяло те отрасли экономики, которые были «неподъемными» для частного сектора, так как требовали больших первоначальных капитальных вложений: производственная и социальная инфраструктура; энергетика; добывающая промышленность; тяжелое машиностроение.

Японская модель государственного регулирования экономики

Целями японской концепции государственного регулирования являются: мобилизация сознания людей на постоянное повышение производительности груда и на этой основе – снижение себестоимости продукции, резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке при некотором отставании уровня жизни населения от темпов роста производительности труда. При этом показательно имущественное расслоение населения, которое чаще всего игнорируется государством. Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Планы представляют собой государственные программы (рекомендательного характера), ориентирующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач.