Понятие государственной научно-технической политики

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Государственная научно-техническая политика – это составная часть социально-экономической политики, которая:

  • выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности;
  • определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научно-техническая политика определяет основные цели, формы и методы деятельности государства в научно-технической сфере:

  • Государство призвано создавать современную инфраструктуру науки и готовить научно-технические кадры, предоставлять государственное финансирование и приоритетное материально-техническое обеспечение фундаментальных исследований, долгосрочных государственных научно-технических программ, поддержку приоритетных направлений развития науки и техники.
  • Государство также ведет статистику в научно-технической сфере, обеспечивает создание рынка научно-технической продукции, оценивает научно-технический уровень исследований, новых технологий и техники, осуществляет экспертизу научно-технических проектов, налаживает научно-техническое сотрудничество другими государствами.

Главные принципы государственной научно-технической политики:

  • демократизация и децентрализация управления в сфере науки и техники;
  • учет требований экологической безопасности;
  • поддержка (первоочередная) научно-технических работ, которые обеспечивают разрешение важнейших проблем развития путем отбора научно-технических приоритетов;
  • сбалансированность развития фундаментальных и прикладных исследований;
  • поддержка конкуренции и предпринимательства в научно-технической сфере;
  • создание и развитие рынка научно-технической продукции;
  • участие научно-технической общественности в формировании и реализации государственной научно-технической политики.

Прямое государственное регулирование научно-технической деятельности осуществляют при помощи таких форм и методов:

  • определение государственных приоритетов развития науки и техники;
  • формирование и реализация национальных, государственных и межгосударственных научно-технических программ;
  • формирование и размещение государственного заказа;
  • бюджетное финансирование определенных видов научно-технической деятельности;
  • проведение государственной научно-технической экспертизы;
  • создание системы научно-технической информации;
  • ведение патентно-лицензионной деятельности;
  • проведение метрологии, стандартизации и сертификации продукции в научно-технической сфере;
  • формирование и поощрение научно-технических кадров.

Приоритетные направления развития науки и техники на основании комплексного прогноза социально-экономического и научно-технического развития государства определяет Верховная Рада Украины по представлению Кабинета Министров.

Прогнозирование обеспечивают государственные институции: главные институты министерств и ведомств вместе с институтами НАН Украины.

Государственные органы и научные организации разрабатывают соответствующую концепцию с определением целей, ожидаемых экономических и социальных результатов, структурных изменений в производстве и обосновывают нужные для этого ресурсы. Концепцию рассматривает Кабинет Министров Украины, одобренная концепция является основанием для формирования государственных научно-технических программ научных исследований, создание и освоение новых видов техники и технологии.

Государственные научно-технические программы являются главными средствами реализации национальных программ и приоритетных направлений развития науки и техники. Их формируют и реализуют на основании целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсных основах.

Для разрешения важных заданий в отрасли научно-технической деятельности введен государственный заказ, который обеспечивают финансированием и поддерживают материально-техническими ресурсами.

Неотъемлемым элементом государственного регулирования научно-технической деятельности является государственная научно-техническая экспертиза, которую осуществляют с целью обеспечения научной обоснованности структуры и содержания приоритетных направлений развития науки и техники, соответствующих научно-технических программ и проектов, определения социально-экономических и экологических последствий научно-технической деятельности, анализа эффективности использования научно-технического потенциала.

Государство проводит определенную политику в формировании и поощрении научно-технических кадров, в частности обеспечивает их подготовку и переподготовку, в том числе, за пределами Украины, внедряет систему аттестации кадров, государственные и именные премии в области науки и техники и тому подобное.

Важной формой государственного регулирования развития науки и техники является создание и функционирование системы научно-технической информации, в которую входят территориальные сети центров первичного сбора и проработка всех видов научно-технических данных, государственные центры, научные библиотеки.

Особенно важное значение для дальнейшего роста темпов научно- технического прогресса и повышения на его основании эффективности национального производства в Украине имеет патентование, продажу и покупку лицензий. С этой целью Кабинет Министров выдал соответствующие рекомендации по патентно-лицензионному делу. Все изобретения в Украине должны быть защищены от их неоплачиваемого использования другими странами, для чего есть патентование изобретений за границей. Патентование за границей изобретений, сделанных в пределах Украины, а также изобретений, сделанных за границей гражданами Украины, проводят по предложению соответствующих министерств и ведомств.

Патентно-лицензионная деятельность обеспечивает регулирование всего комплекса правовых и экономических отношений, связанных с созданием, защитой и использованием интеллектуальной собственности.

Государство также регулирует научно-техническую деятельность путем внедрения государственного надзора за соблюдением стандартов, норм и правил. Эту функцию выполняет Государственный комитет Украины со стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт Украины) и его территориальные органы.

С целью создания экономически благоприятных условий для научно-технической деятельности государство применяет финансово-кредитные и налоговые рычаги:

  • создание инновационных фондов, содействие организации и деятельности коммерческих инновационных банков, систем страхования научно-технической деятельности;
  • введение льготного налогообложения и кредитования, применение ускоренной амортизации основных фондов предприятий, которые выполняют работы с приоритетных направлений научно-технического прогресса соучаствуют ли в формировании инновационных фондов.

Государственный инновационный фонд создают из бюджетных средств, которые выделяет государство для поддержки научно-технической деятельности, взносов юридических и физических лиц. Для оперативного разрешения вопросов материально-технического обеспечения развития и использования достижений науки и техники в Украине создают государственный резерв материально-технических и сырьевых ресурсов, который является составляющей Государственного инновационного фонда.

Для субъектов научно-технической деятельности были внедрены налоговые льготы. В частности, государственные учебно-воспитательные заведения, научные учреждения и организации, деятельность которых полностью или частично финансируют из бюджета, освобождены от уплаты налогов. В Украине некоторое время использовали и другие налоговые льготы. Например, прибыль опытно-конструкторских, конструкторско-технологических организаций и опытных производств при этих учреждениях облагали налогом в размере 20% от ставки налога для предприятий Украины. Прибыль (доход) опытных заводов, доля опытной продукции которых составляет не меньше 80%, облагали налогом в размере 50% этой ставки. Прибыль (доход) предприятий и организаций, полученная вследствие выполнения работ за государственными научно-техническими программами, программами Государственного фонда фундаментальных исследований и Государственного инновационного фонда, не облагали налогом. Налогооблагаемый доход субъектов научно-технической деятельности уменьшали на сумму в размере 50% расходов предприятий (кроме капитальных вложений) на проведение собственными силами или научными организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции, выполняемых за счет прибыли, который есть в распоряжении предприятий.

Главным средством реализации общегосударственных (национальных) научно-технических программ являются государственные (межведомственные), отраслевые (многоотраслевые) и региональные (территориальные) программы.

Государственные научные и научно-технические программы формирует Министерство Украины по делам науки и технологий на основании целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсных основах.

Объемы финансирования общегосударственных (национальных) научно-технических программ ежегодно определяет Верховная Рада Украины во время принятия Закона Украины о Государственном бюджете Украины.

Положение о государственных научных и научно-технических программах утверждает Кабинет Министров Украины.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна