Пути реформирования структуры национальной экономики

Национальное хозяйство современных цивилизованных стран неоднородно по своей социально-экономической структуре. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах есть государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, частные фирмы, весьма распространен малый бизнес. В совокупности эти структуры образуют смешанное хозяйство. Имеющая место неоднородность государственного и негосударственного, государственного и домашнего хозяйств позволяет говорить о современной смешанной экономике как о многосекторной. Многосекторность и многопрофильность – это не только наличие многих равноправных секторов и типов хозяйства, но и их взаимодействие между собой. В экономике оно реализуется государством, частными корпорациями и рынком.

Национальное хозяйство даже малых государств неоднородно, оно состоит из различных региональных структур, отличающихся не только профилем предприятий, но и характером организационно-управленческой деятельности. В результате в пределах национального хозяйства не избежать комбинирования методов и принципов управления производством. В свою очередь методы и формы государственного регулирования влияют не только на отдельные секторы хозяйства, но и на содержание и размеры самого государственного сектора. В экономике получают развитие смешанные производственные структуры. Речь идет о создании государственно-частных и совместных предприятий, складывающихся на базе национальных и иностранных производств.

Переход к новой экономической системе, базирующейся на рыночных началах, потребовал серьезных институциональных изменений в экономике. Одно из них – образование новых субъектов хозяйствования, адекватных этой системе. Новые субъекты хозяйства, адекватные новым экономическим условиям, формируются двумя основными способами. Во-первых, это реформирование государственного сектора, реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразования в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы. Во-вторых, это создание совершенно новых предприятий, когда их участники собирают начальный капитал и проходят в соответствии с принятыми процедурами государственную регистрацию. Снятие ограничений на создание новых предприятий, а также ограничений относительно размеров частных предприятий резко интенсифицировало институциональные изменения в экономике.

Становление смешанной экономики – необходимое условие рыночных преобразований. Ведь рынок предполагает экономическое взаимодействие ряда субъектов рыночных отношений, без чего невозможно создать такой атрибут рынка, как конкуренция. Без конкуренции и рынок – не рынок, и экономика – не экономика. Поэтому в переходный период необходимо демонополизировать, разгосударствить государственный сектор в национальной экономике, создать частный сектор, который ранее отсутствовал.

При командно-административной системе господствовал монополизм в экономических отношениях, а главным монополистом выступало государство, которое было основным покупателем продукции, оно же являлось главным, исключительным распределителем ресурсов: финансовых средств, техники, трудовых ресурсов, удобрений и т. д. Предприятия искали различные пути доступа к этим ресурсам, и очень часто дело складывалось так, что одни получали достаточно ресурсов, иногда в избытке, другие оказывались обделенными ими. В условиях отсутствия конкуренции предприятия, располагающие ресурсами, не были заинтересованы в их рациональном использовании, а предприятия, лишенные необходимых средств, не могли интенсивно развивать производство. Функционирующие производственные звенья действовали как обособленные друг от друга «мирки», экономически связанные с государственной структурой власти.

Переход к рынку предполагает создание конкурентообразующей среды. Ее структурными элементами должны стать не просто хозяйствующие субъекты, а различные собственники. Для рынка не важно, будут ли эти хозяйствующие субъекты называться по-прежнему или превратятся в акционерные общества, важно, чтобы они были собственниками используемых в производстве ресурсов и производимой продукции, реализовать которую могли бы по своему усмотрению. Не важно также, к какой форме собственности эти хозяйствующие субъекты относятся - общественной, кооперативной или частной. Важно, чтобы они были реальными собственниками и имели возможность самостоятельно распоряжаться объектами этой собственности. Необходимо, чтобы хозяйствующий субъект мог самостоятельно выбрать вид производственной деятельности, форму собственности, способ организации производства и в своих интересах использовать полученные результаты. Обеспечить указанные условия можно посредством реформирования отношений собственности.

Темпы преобразования отношений собственности определяют процесс развития конкуренции в переходной экономике. Поскольку прибыль, как известно, не является непосредственной целью экономической деятельности государства, объективно ослаблен интерес государственных предприятий к ее увеличению. Кроме того, бюджетные ограничения для государственных предприятий, как показывает практика, являются намного более мягкими, чем для негосударственных. Государство, как правило, длительное время поддерживает свои убыточные предприятия посредством бюджетного финансирования и льготного кредитования, не допуская тем самым их банкротства. В силу названных причин преобладание государственной собственности на средства производства на первых этапах перехода к рынку сдерживает развитие конкуренции. Но чем быстрее идет процесс приватизации, тем выше становится доля негосударственных предприятий на рынке и тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в обществе можно создать огромный слой частных собственников, но если они будут замыкаться на внутреннем потреблении, будут полностью зависимы от государственно-административной системы управления, рынок создан не будет. Примером может служить недавняя история Китая, где широкомасштабное развитие получило мелкотоварное производство, особенно в сфере сельского хозяйства. Это позволило на первом этапе в сжатые сроки решить продовольственную проблему, но не решило проблему формирования национального рынка. Аналогичная ситуация наблюдалась в период НЭПа. В обоих случаях был дан толчок развитию национальной экономики, но отнюдь не национального рынка, был сформирован слой собственников-потребителей, но не собственников-производителей.

Общество в настоящее время крайне нуждается в предпринимателях-производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие места на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Они заняты накоплением собственного богатства, материализацией его в виде строительства коттеджей, гаражей, приобретения квартир, машин, приватизации земельных участков и т.д.

Фактор права собственности выступает определяющим в развитии предпринимательства. Только собственник может самостоятельно принимать решения и воздействовать на их результативность. Предприниматель стремится приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческих решений, гарантий риска и т.д.

Таким образом, под предпринимателем следует понимать собственника, обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферы услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественного дела и умеющего оценивать его результативность, общественную и личную целесообразность. В формировании такого класса собственников-предпринимателей состоит одна из главных задач создания смешанной экономики, которая предполагает наличие различных форм хозяйствования, базирующихся на разных формах собственности. Развитие смешанной экономики как раз и способствует выбору товаропроизводителями форм собственности и хозяйствования.

Вместе с тем, существует ряд трудностей, тормозящих развитие предпринимательства в переходной экономике: неразвитая инфраструктура по поддержке и обслуживанию малого предпринимательства, трудности получения кредитов (особенно на долгосрочные проекты) и их погашения в условиях высоких ставок банковского процента, поборы (рэкет) со стороны криминальных структур, а нередко и со стороны разного рода чиновников, низкий уровень безопасности и т.п.

С преобразованием административно-командной системы хозяйствования даже традиционно советские хозяйственные структуры обретают не только административную, но и экономическую самостоятельность. В их действиях и экономических расчетах начинают проявляться элементы самостоятельных товаропроизводителей, ориентированных на рынок и способных функционировать в условиях рынка. Предприятия, вступая в отношения друг с другом, все больше руководствуются рыночными критериями и стимулами, сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой. Это касается как непосредственно производства продукции, так и ее распределения, реализации, решения социальных вопросов жизни населения.

Учитывая, что в переходной экономике государственный сектор еще будет продолжать играть весомую роль, формирование субъектов рыночных отношений должно предполагать не только стимулирование частного предпринимательства, но и преобразование государственных предприятий. Суть этих преобразований состоит в том, чтобы разграничить права и обязанности госпредприятий, в значительной степени вывести их из-под государственной опеки, создать экономические и правовые предпосылки для их экономической ответственности за результаты хозяйственной деятельности вплоть до банкротства и закрытия, уравнять предприятия всех форм собственности в отношении предпринимательского риска.

При обосновании рыночных форм хозяйствования необходимо исходить из следующих организационно-экономических принципов:

  • экономической целесообразности. Следует освоить и внедрить такие формы хозяйствования и собственности, которые бы сопровождались если не ростом, то по крайней мере прекращением спада производства;
  • нельзя все и вся разрушать. Надо сохранить социальную базу, обеспечить всем жителям страны равные права пользования производственной и социальной инфраструктурой;
  • при выборе форм собственности и форм хозяйствования необходимо учитывать менталитет нации, использовать преимущества местных условий, обеспеченность трудовыми ресурсами и т.д.;
  • надо быть крайне осторожным при определении приоритетов в развитии тех или иных форм хозяйствования, ибо бесперспективное производство может сыграть регрессивную роль;
  • необходимо обеспечивать постепенный переход от одних форм предпринимательской деятельности к другим, от менее развитых форм собственности к более развитым;
  • не следует забывать о принципе добровольности выбора форм хозяйствования.

Для рыночной экономики индустриально развитых стран характерна следующая структура отношений собственности:

  • ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капитала;
  • за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной собственностью;
  • существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит государственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятельностью.

Основным условием функционирования рыночной экономики является оптимизация структуры производства и народного хозяйства в целом. Структурная трансформация экономики – сложный, многоплановый процесс, охватывающий, в частности, совершенствование отраслевых пропорций производства, оптимизацию воспроизводственных пропорций, совершенствование территориальной структуры производства, наконец, оптимизацию его размерной (масштабной) структуры. Совершенствование организационной структуры общественного производства предполагает рациональное сочетание крупных, средних и малых предприятий как составляющих его размерной структуры.