Пути реформирования структуры национальной экономики

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Национальное хозяйство современных цивилизованных стран неоднородно по своей социально-экономической структуре. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах есть государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, частные фирмы, весьма распространен малый бизнес. В совокупности эти структуры образуют смешанное хозяйство. Имеющая место неоднородность государственного и негосударственного, государственного и домашнего хозяйств позволяет говорить о современной смешанной экономике как о многосекторной. Многосекторность и многопрофильность – это не только наличие многих равноправных секторов и типов хозяйства, но и их взаимодействие между собой. В экономике оно реализуется государством, частными корпорациями и рынком.

Национальное хозяйство даже малых государств неоднородно, оно состоит из различных региональных структур, отличающихся не только профилем предприятий, но и характером организационно-управленческой деятельности. В результате в пределах национального хозяйства не избежать комбинирования методов и принципов управления производством. В свою очередь методы и формы государственного регулирования влияют не только на отдельные секторы хозяйства, но и на содержание и размеры самого государственного сектора. В экономике получают развитие смешанные производственные структуры. Речь идет о создании государственно-частных и совместных предприятий, складывающихся на базе национальных и иностранных производств.

Переход к новой экономической системе, базирующейся на рыночных началах, потребовал серьезных институциональных изменений в экономике. Одно из них – образование новых субъектов хозяйствования, адекватных этой системе. Новые субъекты хозяйства, адекватные новым экономическим условиям, формируются двумя основными способами. Во-первых, это реформирование государственного сектора, реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразования в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы. Во-вторых, это создание совершенно новых предприятий, когда их участники собирают начальный капитал и проходят в соответствии с принятыми процедурами государственную регистрацию. Снятие ограничений на создание новых предприятий, а также ограничений относительно размеров частных предприятий резко интенсифицировало институциональные изменения в экономике.

Становление смешанной экономики – необходимое условие рыночных преобразований. Ведь рынок предполагает экономическое взаимодействие ряда субъектов рыночных отношений, без чего невозможно создать такой атрибут рынка, как конкуренция. Без конкуренции и рынок – не рынок, и экономика – не экономика. Поэтому в переходный период необходимо демонополизировать, разгосударствить государственный сектор в национальной экономике, создать частный сектор, который ранее отсутствовал.

При командно-административной системе господствовал монополизм в экономических отношениях, а главным монополистом выступало государство, которое было основным покупателем продукции, оно же являлось главным, исключительным распределителем ресурсов: финансовых средств, техники, трудовых ресурсов, удобрений и т. д. Предприятия искали различные пути доступа к этим ресурсам, и очень часто дело складывалось так, что одни получали достаточно ресурсов, иногда в избытке, другие оказывались обделенными ими. В условиях отсутствия конкуренции предприятия, располагающие ресурсами, не были заинтересованы в их рациональном использовании, а предприятия, лишенные необходимых средств, не могли интенсивно развивать производство. Функционирующие производственные звенья действовали как обособленные друг от друга «мирки», экономически связанные с государственной структурой власти.

Переход к рынку предполагает создание конкурентообразующей среды. Ее структурными элементами должны стать не просто хозяйствующие субъекты, а различные собственники. Для рынка не важно, будут ли эти хозяйствующие субъекты называться по-прежнему или превратятся в акционерные общества, важно, чтобы они были собственниками используемых в производстве ресурсов и производимой продукции, реализовать которую могли бы по своему усмотрению. Не важно также, к какой форме собственности эти хозяйствующие субъекты относятся - общественной, кооперативной или частной. Важно, чтобы они были реальными собственниками и имели возможность самостоятельно распоряжаться объектами этой собственности. Необходимо, чтобы хозяйствующий субъект мог самостоятельно выбрать вид производственной деятельности, форму собственности, способ организации производства и в своих интересах использовать полученные результаты. Обеспечить указанные условия можно посредством реформирования отношений собственности.

Темпы преобразования отношений собственности определяют процесс развития конкуренции в переходной экономике. Поскольку прибыль, как известно, не является непосредственной целью экономической деятельности государства, объективно ослаблен интерес государственных предприятий к ее увеличению. Кроме того, бюджетные ограничения для государственных предприятий, как показывает практика, являются намного более мягкими, чем для негосударственных. Государство, как правило, длительное время поддерживает свои убыточные предприятия посредством бюджетного финансирования и льготного кредитования, не допуская тем самым их банкротства. В силу названных причин преобладание государственной собственности на средства производства на первых этапах перехода к рынку сдерживает развитие конкуренции. Но чем быстрее идет процесс приватизации, тем выше становится доля негосударственных предприятий на рынке и тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в обществе можно создать огромный слой частных собственников, но если они будут замыкаться на внутреннем потреблении, будут полностью зависимы от государственно-административной системы управления, рынок создан не будет. Примером может служить недавняя история Китая, где широкомасштабное развитие получило мелкотоварное производство, особенно в сфере сельского хозяйства. Это позволило на первом этапе в сжатые сроки решить продовольственную проблему, но не решило проблему формирования национального рынка. Аналогичная ситуация наблюдалась в период НЭПа. В обоих случаях был дан толчок развитию национальной экономики, но отнюдь не национального рынка, был сформирован слой собственников-потребителей, но не собственников-производителей.

Общество в настоящее время крайне нуждается в предпринимателях-производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие места на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Они заняты накоплением собственного богатства, материализацией его в виде строительства коттеджей, гаражей, приобретения квартир, машин, приватизации земельных участков и т.д.

Фактор права собственности выступает определяющим в развитии предпринимательства. Только собственник может самостоятельно принимать решения и воздействовать на их результативность. Предприниматель стремится приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческих решений, гарантий риска и т.д.

Таким образом, под предпринимателем следует понимать собственника, обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферы услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественного дела и умеющего оценивать его результативность, общественную и личную целесообразность. В формировании такого класса собственников-предпринимателей состоит одна из главных задач создания смешанной экономики, которая предполагает наличие различных форм хозяйствования, базирующихся на разных формах собственности. Развитие смешанной экономики как раз и способствует выбору товаропроизводителями форм собственности и хозяйствования.

Вместе с тем, существует ряд трудностей, тормозящих развитие предпринимательства в переходной экономике: неразвитая инфраструктура по поддержке и обслуживанию малого предпринимательства, трудности получения кредитов (особенно на долгосрочные проекты) и их погашения в условиях высоких ставок банковского процента, поборы (рэкет) со стороны криминальных структур, а нередко и со стороны разного рода чиновников, низкий уровень безопасности и т.п.

С преобразованием административно-командной системы хозяйствования даже традиционно советские хозяйственные структуры обретают не только административную, но и экономическую самостоятельность. В их действиях и экономических расчетах начинают проявляться элементы самостоятельных товаропроизводителей, ориентированных на рынок и способных функционировать в условиях рынка. Предприятия, вступая в отношения друг с другом, все больше руководствуются рыночными критериями и стимулами, сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой. Это касается как непосредственно производства продукции, так и ее распределения, реализации, решения социальных вопросов жизни населения.

Учитывая, что в переходной экономике государственный сектор еще будет продолжать играть весомую роль, формирование субъектов рыночных отношений должно предполагать не только стимулирование частного предпринимательства, но и преобразование государственных предприятий. Суть этих преобразований состоит в том, чтобы разграничить права и обязанности госпредприятий, в значительной степени вывести их из-под государственной опеки, создать экономические и правовые предпосылки для их экономической ответственности за результаты хозяйственной деятельности вплоть до банкротства и закрытия, уравнять предприятия всех форм собственности в отношении предпринимательского риска.

При обосновании рыночных форм хозяйствования необходимо исходить из следующих организационно-экономических принципов:

  • экономической целесообразности. Следует освоить и внедрить такие формы хозяйствования и собственности, которые бы сопровождались если не ростом, то по крайней мере прекращением спада производства;
  • нельзя все и вся разрушать. Надо сохранить социальную базу, обеспечить всем жителям страны равные права пользования производственной и социальной инфраструктурой;
  • при выборе форм собственности и форм хозяйствования необходимо учитывать менталитет нации, использовать преимущества местных условий, обеспеченность трудовыми ресурсами и т.д.;
  • надо быть крайне осторожным при определении приоритетов в развитии тех или иных форм хозяйствования, ибо бесперспективное производство может сыграть регрессивную роль;
  • необходимо обеспечивать постепенный переход от одних форм предпринимательской деятельности к другим, от менее развитых форм собственности к более развитым;
  • не следует забывать о принципе добровольности выбора форм хозяйствования.

Для рыночной экономики индустриально развитых стран характерна следующая структура отношений собственности:

  • ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капитала;
  • за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной собственностью;
  • существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит государственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятельностью.

Основным условием функционирования рыночной экономики является оптимизация структуры производства и народного хозяйства в целом. Структурная трансформация экономики – сложный, многоплановый процесс, охватывающий, в частности, совершенствование отраслевых пропорций производства, оптимизацию воспроизводственных пропорций, совершенствование территориальной структуры производства, наконец, оптимизацию его размерной (масштабной) структуры. Совершенствование организационной структуры общественного производства предполагает рациональное сочетание крупных, средних и малых предприятий как составляющих его размерной структуры.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна