Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Инвестиционная политика. Основные направления
Инвестиционная политика – комплекс правительственных решений, которые определяют основные направления источники и объемы использования капитальных вложений в экономику, ее различные сферы и отрасли. Инвестиционная политика определяется состоянием экономики, главными задачами в производстве, научно-техническом и социальном развитии страны. Особенность инвестиционной политики в развитых странах мира на современном этапе – осуществление технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий, сокращение масштабов нового строительства.
Правительственными, независимыми структурами, коллективами ученых, отдельными специалистами разработаны различные концепции инвестиционной политики. Несмотря на значительное разнообразие, их объединяет позиция, согласно которой односторонний монетаристский подход, так же как и возврат к централизованной системе управления экономикой, в современных условиях недостаточны.
Действительно, анализ ситуации приводит к принципиальному выводу о неизбежности обеспечить решение приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который характеризуется весьма низкой степенью сформированности. Требуется усиления роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. При этом следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе с учетом специфики переходного к рынку периода развития экономики.
При анализе возможностей усиления роли государства в инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного участия имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что рост присутствия государства в экономике должен способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению. Оно предполагает повышение эффективности государственной долгосрочной политики и конкретных действий при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций.
При анализе данной проблемы возникает также вопрос о критерии достаточности инвестиций. В среднесрочном периоде критерием достаточности инвестиций может служить такой объем инвестиционных ресурсов, который позволит обеспечить переход к устойчивому экономическому росту. С точки зрения макроэкономики это означает достижение стабильных положительных значений величины совокупных чистых инвестиций, соответствующих приросту объемов средств для обновления основного капитала, при увеличении эффективности использования инвестируемых ресурсов. В связи с этим необходимо стимулирование инвестиций до уровня, превышающего выбытие накопленных элементов производственного капитала. Этот ориентир обусловлен тем, что при более низких значениях инвестиций во вновь созданный продукт не будут скомпенсированы выбывающие элементы производственного капитала, в результате чего будут по-прежнему воспроизводиться условия экономического спада и продолжиться сокращение потенциала реального оживления производства.
Между тем возможности обеспечения приемлемой динамики экономического развития во многом ограничены низкими масштабами внутренних накоплений, снижением капиталоотдачи вложений в реальном секторе экономики. Очевидно, что это особенности экономики в ближайшее время будут определять принципы государственной инвестиционной политики. С учетом жестких ресурсных ограничений и несформированности рыночных механизмов инвестирования государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться на принципах выбора приоритетных направлений и «точечного инвестирования», повышения степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий.
Данная специфика воздействует и на формы участия государства в инвестиционной деятельности. Как уже отмечалось, в рыночной экономике роль государства как непосредственного инвестора сохраняется для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы и отраслей, имеющих особое государственное значение. Более важное значение приобретает регулирование инвестиционного процесса, направленное на создание благоприятного режима для деятельности частных инвесторов.
При определении стратегических приоритетов необходимо исходить из имеющихся конкурентных преимуществ на мировом рынке, выражающийся в первую очередь в наличии разработок высоких технологий. В настоящее время к отраслям, где существуют серьезные технологические заделы и сохраняются потенциальные преимущества, можно отнести авиацию, металлургию, энергетику, машиностроение, станкостроение, биотехнологию и ряд других.
Инвестиции в производство инновационной продукции будут способствовать формированию новых направлений перетока капитала, повышению его производительности и стимулированию экономического роста. Точечный характер этих инвестиций позволит добиться экономического оживления при ограниченности инвестиционных источников. Такой подход признан мировой практикой испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста, обусловленных недостаточностью рыночных механизмов.
Высокую степень приоритетности следует придать эффективным программам развития жизнеобеспечивающих отраслей и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечение внутреннего спроса в экономике. Вместе с тем следует учитывать, что в экономике, интегрирующейся в мирохозяйственные связи, инвестиции в производство товаров, являющихся конкурентоспособными лишь на внутреннем рынке, не могут быть источником стабильного растущего дохода.
Важным условием эффективности государственной инвестиционной политики является разработка концепции структурной перестройки производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в экономике условий, в том числе и институциональных.
В отечественной экономике традиционно носителями конкурентных преимуществ являются крупные производственные комплексы. Именно крупные корпорации, обладающие научно-техническим потенциалом, возможностями мобилизации ресурсов и эффективной интеграции в мирохозяйственные связи, могут выступить основой подъема и ускоренного развития экономики. Предприятия мелкого бизнеса, имеющие, несомненно, большое значение для функционирования рыночной экономики, в настоящее время характеризуются крайне низким техническим уровнем и отсутствием инвестиционных ресурсов, что вызывает необходимость поиска их места в цепочках крупных структур.
Инвестиционная политика должна строится с учетом реалий экономического положения, наличных природных и трудовых ресурсов, климата, геополитического положения, существующей рыночной инфраструктуры и других факторов.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности определяют:
- показатели экономического и социального развития;
- национальные и региональные программы развития национального производстве;
- государственные и местные бюджеты, предусмотренные в них объемы государственного финансирования инвестиционной деятельности.
Руководят государственными инвестициями общегосударственные и местные органы государственной власти. На макроуровне проблемы регулирования инвестиционной деятельности и развития строительного комплексы решают Министерство экономики Украины и Государственный комитет по делам строительства, архитектуры и жилищной политики, Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. В составе Минэкономики есть отдел строительного комплекса и промышленности строительных материалов, а в названном комитете функционирует управление с реализации инвестиционных программ и государственного заказа.
Управление государственными инвестициями планирует выполнение конкретных действий относительно инвестирования бюджетных и внебюджетных средств. Основанием для принятия решения об инвестировании общегосударственных бюджетных средств является:
- прогнозы экономического и социального развития;
- схемы развития и размещения производительных сил;
- целевые научно-технические и комплексные программы;
- технико-экономические обоснования целесообразности таких инвестиций.
Принятие решений об инвестициях из средств бюджетных ассигнований нуждается в системном подходе к определению приоритетов. Сегодня выбор приоритетных направлений инвестиционной деятельности в Украине связан с первоочередными заданиями стабилизации экономики, долгосрочными заданиями, направленными на ее перестройку, но повышение уровня жизни населения. Приоритетность зависит от соответствующих целевых комплексных, отраслевых (межотраслевых) и территориальных программ, за которыми Минэкономики Украины определяет наиболее неотложные задания.
Объемы государственных инвестиций средств государственного бюджета за предоставлением Правительства утверждает Верховная Рада Украины в Государственной программе экономического и социального развития.
Общий объем бюджетных ассигнований направляют не только во исполнение целевых комплексных программ, но и на развитие социальной инфраструктуры общегосударственного значения с формированием перечня этих объектов.
Для приоритетных объектов инвестирования в социальной сфере предусмотрено две формы инвестирования – из средств бюджетных ассигнований и из средств государственного кредита.
Министерства и ведомства конкретизируют заключения относительно риска и объемов инвестиций за соответствующими программами, направлениями и объектами и обеспечивают целевое использование государственных средств через выполнение заданий государственного заказа (государственного контракта).
Государственный заказ во исполнение работ в капитальном строительстве – одна из главных форм реализации общегосударственных инвестиций. Кабинет Министров Украины размещает заказ (контракт), по обыкновению, на конкурсных основах с учетом экономической выгодности.
Государственные, межгосударственные и региональные инвестиционные проекты и программы, которые реализуют из бюджетных и внебюджетных средств, подлежат обязательной государственной экспертизе. В случае потребности экспертизу отдельных инвестиционных проектов и программ могут проводить экспертные комиссии, создаваемые Верховной Радой Украины.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности обеспечивают не только государственное управление и государственное финансирование инвестиций, но и такие рычаги:
- система налогов, налоговых ставок и льгот;
- проведение кредитной и амортизационной политики;
- предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производства;
- определение условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами;
- политика ценообразования;
- проведение экспертизы инвестиционных проектов и тому подобное.
Систему регулирования условий инвестиционной деятельности корректируют в зависимости от экономической политики государства в каждый конкретный период и в зависимости от степени инвестиционной активности субъектов ведения хозяйства и тому подобное.
Государственное финансирование осуществляется чаще всего в рамках государственных программ поддержки предпринимательства на общегосударственном и региональном уровнях. Выделяют четыре основных вида государственного финансирования инвестиций: дотации и гранты, долевое участие, прямое (целевое) кредитование, предоставление гарантий по кредитам.
При финансировании путем предоставления грантов и дотаций денежные средства обычно выделяются под конкретный проект на безвозмездной основе.
Долевое участие государства предполагает, что оно через свои структуры выступает в качестве долевого вкладчика, остальная часть необходимых инвестиционных вложений осуществляется коммерческими структурами.
Прямые (целевые) кредиты предоставляются, как правило, конкретному предприятию (или под определенный инвестиционный проект) на льготной основе. Вместе с тем государство устанавливает величину процентных ставок, срок и порядок возврата кредита.
При предоставлении гарантий по кредитам предприятие получает кредит от коммерческой структуры, а правительство через определенные институты выступает гарантом возврата данного кредита, выплачивая сумму кредита в случае невыполнения своих обязательств предприятием.