Региональная политика. Подходы к определению понятия «регион»

Существует несколько подходов к определению понятия «регион»:

  • территориальный подход, согласно которому регион – это всегда территория, но границы территориальных образований разные. Регион может формироваться как в рамках административно-территориальной единицы; объединять несколько территориальных единиц; являться частью административно-территориальных единиц; объединять территории нескольких стран или их часть;
  • экономический подход: территория – это основа всего существующего (жизни), базой которого является производство следовательно экономические цели. Этот подход определяет регион как часть народнохозяйственного комплекса страны, характеризующаяся завершенностью воспроизводственного процесса и в совокупности обеспечивая целостность национальной экономики;
  • социально-экономический подход появился тогда, когда стали связывать уровень жизни населения и результаты экономики региона. Согласно данному подходу регион – это социально-экономическая система, основные звенья которой (материальное производство и социальная сфера) сбалансированы. С другой стороны регион – это территориальное образование, имеющее собственное региональные органы управления и четко очерченные границы, в пределах которых воспроизводятся соц. и экономические процессы жизнеобеспечения населения. Кроме того регион – это система, образующая социальную общность;
  • административный подход уделяет внимание привязанности к границам.

Регион выполняет в экономике государства следующие функции:

  • институциональные (регион – это часть территории страны);
  • экономические, в частности, обеспечение экономической безопасности стран в целом и создание условий свободной деятельности в регионах (региональная функция спроса, региональная функция предложения, функция региональной активности, функция региональной специализации, функция регионального управления, хозяйственная функция региона, демографическая функция, социально-бытовая функция);
  • социальные;
  • экологические и пр.

В соответствии с антропосоциетальным подходом региону, как и обществу, свойственны четыре основные функции: жизнеобеспечивающая, духовно-интегрирующая, статусно-дифференцирующая, властно-регулирующая. Каждая функция осуществляется через соответствующую регионально-функциональную структуру, которая представляет собой совокупность социальных институтов, организаций, общностей, природных и созданных человеком ресурсов. Ее динамика предстает в виде взаимосвязанных пар процессов, обозначенных выше. Совокупность таких функций, структур и процессов образует непосредственную социокультурную среду жизнедеятельности человека и служит пространственной ячейкой общества как антропосоциетальной системы. Соответственно, функции, структуры и процессы территориального сообщества предстают в трех конфигурациях: одна обращена к самому региону как целому, другая – к человеку, третья – к обществу.

Функция жизнеобеспечения включает использование ресурсов территории и человеческого потенциала ее жителей для поддержания безопасности и целостности региона; удовлетворение жизненных потребностей индивида в пище, одежде, жилище, здоровье; в отношении к обществу она реализуется в виде налогов и других отчислений для безопасности и целостности общества. Эта функция осуществляется через жизнеобеспечивающий комплекс региона - деловые организации региона, но также домохозяйства, правоохранительные службы и многое другое.

Функция интеграции конкретизируется как поддержание порядка на территории региона, сеть коммуникаций (межличностных, транспортных, телефонных, Интернет и т.п.) между поселениями, домохозяйствами (соседские отношения) и внутри профессиональных групп со сходными занятиями; в отношении к человеку она предстает как совокупность ценностей и норм, правил и образцов поведения, одобряемых большинством жителей данного региона; вклад в интеграцию общества регион осуществляет легитимацией социетальных ценностей и норм, правил и образцов - формальных и неформальных, развитием позитивных взаимодействий с другими регионами. Коммуникативная структура имеет преимущественно символический характер и в целом может быть охарактеризована как культура региона; но сеть коммуникаций имеет и физические составляющие - транспорт, электронные каналы и др.

Функция дифференциации реализуется в социально-профессиональной и статусно-престижной структуре его жителей. Она конкретизируется в совокупности статусов и ролей, которые мотивируют активность людей, непосредственно побуждают их к действиям разнообразными способами: от конструктивных образцов развития до разрушительных антагонизмов. Основной структурой, через которую воплощается функция дифференциации, служит социальная стратификация населения региона.

Властно-регулятивная функция выступает как сочетание координации и контроля со стороны органов управления и самоуправления, благодаря чему поддерживается социальный порядок в регионе. Действия жителей региона подлежат положительным или негативным санкциям со стороны официальных органов управления, так и любого из жителей, придерживающегося традиций, обычаев, принятых в данном регионе или во всем обществе. Носителями данной функции служат структуры управления в масштабе региона, в деловых и общественных организациях, действующих в регионе, а также структуры муниципального и местного самоуправления, спонтанные институты социального контроля.

Социокультурные функции и структуры региона паритетны по своей природе и взаимосвязаны; в оптимальном состоянии они сбалансированы между собой. За их сбалансированность непосредственно ответственна властно-регулирующая структура.

Степень реализации функций зависит от следующих факторов:

  • уровень развития промышленного комплекса региона и страны; степень обеспечения природными ресурсами; обеспеченность и качество трудовых ресурсов;
  • наличие уникальных свойств региона, имеющих уникальную значимость;
  • социально-политическая стабильность в регионе;
  • финансовые возможности региона;
  • геополитическое положение региона.

Паритетность функций региона означает, что каждая функция имеет фундаментальное основание, не сводится к другим функциям и не выводится из них. Это исключает принятие какой-либо одной функции за определяющую, из которой выводятся остальные. Вместе с тем, взаимосвязанность функций включает разнонаправленные причинные зависимости между ними, в том числе изменяющие свое направление с изменением фазы эволюции региона или состояния окружающей его среды, общества. Такого рода релятивный детерминизм свойствен и взаимосвязям между функциональными структурами региона и способами их динамики, процессами.

Устойчивость и надежность функционирования отдельных элементов социально-экономической системы создает условия для формирования и прогрессивного развития целостного образования. Вместе с этим, проблема обеспечения национальных интересов государства в современных условиях подтверждает необходимость рассмотрения социально-экономических проблем через призму регионального развития, поскольку именно в регионах формируются основные элементы системы, обеспечивающие устойчивость национальной экономики и одновременно с этим, регионы являются центрами, в которых аккумулируются основные социально-экономические проблемы общества. Таким образом, роль региона как основного территориального образования, формирующего систему национальной экономики, предопределяет необходимость глубокого изучения особенностей функционирования и развития региона как формы организации экономического пространства.