Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Региональная политика. Формы осуществления
К формам осуществления региональной экономической политики относятся:
- использование бюджета для перераспределения ресурсов между регионами. Основной целью является предотвращение еще большего разрыва между регионами, снижения производства и банкротства предприятий;
- размещение государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд. Размещение государственного заказа может стимулировать экономический подъем в соответствующих регионах;
- структурная перестройка экономики региона.
Основными формами государственной поддержки регионов являются:
- трансферты, направленные в местные бюджеты из государственного бюджета с целью выравнивания бюджетной обеспеченности регионов;
- дополнительные финансовые поддержки депрессивных регионов;
- субсидии (могут быть предоставлены отдельным регионам: для переселения граждан из закрывающихся городов, поселков; для строительства жилья переселенцев.);
- содействие развитию социальной сферы региона.
Выбор конкретного направления поддержки определяется условиями развития региона, выхода его из кризиса. В одних случаях целесообразно помочь в строительстве транспортной магистрали, связав тем самым регион с общим рынком, в других – создать правовые условия и направить государственные средства в освоение природных ресурсов региона и т.д.
По степени универсальности и широте воздействия инструменты регионального регулирования делятся на 2 группы:
- Общеэкономические регуляторы (макроинструменты), воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях. Для стимулирования экономического роста и поддержки проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы. Цель – поднять конкурентоспособность определенных регионов на национальных и внешних рынках.
- Регуляторы адресного воздействия. Они применяются для непосредственного воздействия на деятельность субъектов региональной экономики. Существуют два главных направления воздействия:
- на труд (переподготовка кадров, выделяются субсидии и целевые кредиты для создания нового рабочего места. При рассасывании безработицы – компенсация части затрат на переезд, ссуды на новое жилье);
- на капитал – инвестиционные гранты (субсидии, скидки). Они предоставляются на инвестиции в конкретные объекты, способствующие экономическому развитию региона (особенно инновационная деятельность).
Политика стимулирования устойчивого развития региона должна учитывать социальные, экономические и экологические потребности региона и определять последующее продвижение в вопросе стимулирования устойчивого развития региона в ближайшей перспективе. Поэтому политика стимулирования устойчивого развития региона должна быть организационно обоснованным набором стимулирующих мероприятий, направленных на улучшение существующего состояния, свойственного региональным социо-эколого-экономическим системам в кратко- и долгосрочном периоде.
Основное содержание отбора политики стимулирования устойчивого развития регионов заключается в следующем: чем низшие показатели уровня стимулирования устойчивого развития региона и уровня устойчивого развития региона, тем интенсивнее нужно применять мероприятия стимулирующего влияния. Выбор политики стимулирования устойчивого развития регионов должен учитывать уровень стимулирования устойчивого развития регионов, а также уровень устойчивого развития регионов на современном этапе. Учет уровня стимулирования устойчивого развития регионов позволит узнать, как проводилось стимулирование устойчивого развития регионов, и использовались ли достаточно эффективные инструменты стимулирования. Уровень устойчивого развития регионов позволит выяснить, насколько развитыми есть регионы той или иной страны в социальном, экономическом и экологическом плане, а главнее всего – на сколько достигнутый уровень устойчивого развития регионов.
В недалеком прошлом в отечественной экономике существовала излишне централизованная система управления экономикой, которая чаще всего игнорировала экономическую логику и законы. О целеустремленной и взвешенной региональной экономике, как об экономике государства, с учетом интересов развития регионов не было и слова.
Поэтому в настоящее время как никогда заострились проблемы формирования научно обоснованной региональной политики, разработки новой модели региональной экономики. Отдельные теоретические и методологические вопросы региональной экономики, особенно переходного периода, недостаточно изучены, и, естественно, не нашли своего практического применения.
На основе анализа теоретических положений, освещенных в литературе, можно прийти к выводу о том, что социально-экономические процессы являются динамическим явлением, которое имеет разноаспектный характер. Их динамика может состоять в переходе от более качественного до менее качественного состояния. Примером такого перехода является процесс ухудшения социально-экономического положения регионов, имеющего место во время трансформационного периода экономики. Поэтому сущность социально-экономических процессов необходимо рассматривать, прежде всего, на основе развития, то есть перехода с низшего уровня к более высокому, более качественному.
Управление социально-экономическими процессами - это централизованное влияние со стороны органов управления на социально-экономическое развитие страны, регионов путем планирования и программирования стабилизации и улучшения социально-экономического состояния. При этом учитывается влияние общеполитических, демографических, экономических и социальных изменений на будущие условия хозяйственной, научно-исследовательской, культурной и других видов деятельности; механизмы реализации планов и программ, в том числе их финансовое обеспечение, организацию выполнения, мотивацию и контроль.
Вопрос эффективного управления социально-экономическими процессами рассматривается, прежде всего, по отношению к экономике региона. Понятие „регион” рассматривается как территория с совокупностью естественных и исторически сформированных, стойких экономико-географических и других свойственных ей особенностей, а управление экономикой региона рассматривается как сознательное, целеустремленное влияние со стороны субъектов управления на население и экономические объекты, осуществляемое с целью получения прогнозируемых результатов. Достижение цели управления связано с решением таких заданий: предоставление комплексности экономическому и социальному развитию региона; усиление роли регионов в становлении рыночных отношений; повышение эффективности производства в регионе на основе ускорения научно-технического прогресса; создание новых производств; развитие социальной инфраструктуры и рост благосостояния населения; рациональное использование информационных, материальных, трудовых, финансовых и естественных ресурсов; создание системы социальной защиты отдельных прослоек населения с учетом региональных особенностей.
Эффективность управления социально-экономическими процессами на уровне региона определяется большим количеством внутренних переменных, наиболее важными из которых являются структурные переменные, к которым относятся и параметры организационной структуры управления. К особенностям адаптации организационной структуры управления региональной экономикой к условиям динамично развивающейся внешней среды, следует отнести такие:
- в современных условиях развития экономики деятельность органов управления направлена, в первую очередь, на экономическую среду жизнедеятельности региона в целом;
- создание новых организационных структур управления осуществляется в условиях формирующегося организационно-правового поля, отличной особенностью которого является непоследовательность, а иногда и противоречивость законотворческой деятельности.
В управлении социально-экономическим развитием региона в последние годы наметились такие тенденции: преобладающее использование возможностей развития внутриобластных хозяйственных связей для преодоления спада производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления; введения ежемесячного прогнозирования и оперативного отслеживания работы отраслей; укрепление экономических служб местных органов исполнительной власти и самоуправления; внедрение программного обеспечения функционирования информационно-аналитических систем, и, что особенно стоит подчеркнуть, переход на программно целевые методы управления социально-экономическими процессами.
В условиях переходной экономики выбор возможных вариантов развития объектов управления является исключительно сложным заданием, которое базируется на тщательном анализе информации, согласовании целей и задач всей системы управления и ее составных элементов. Решение о выборе должно опираться на достоверную и по возможности открытую для общественности информацию в сравнении с соответствующими прогнозными показателями относительно объекта управления. Введение прогнозной информации относительно продолжительности срока реализации является одним из основных факторов эффективного управления.
Важной частью изменения внутренней стратегии управления регионом в переходный период является применение способов и методов анализа, которые используются в странах с рыночной экономикой. Формирование региональной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на уровне отдельных экономических зон, районов или городов - объектов управления, поскольку эти звенья составляют основу экономики региона.
Одной из основных тенденций в деятельности субъектов управления региональной экономикой является переход на программные методы управления социально-экономическими процессами с целью формирования социально ориентированной рыночной экономики. Для обеспечения комплексного и системного подхода к решению региональных проблем необходимо создание информационно-аналитической инфраструктуры (а это и информационно-аналитические центры, и постоянные рабочие группы) поддержки принятия решений субъектами управления на всех уровнях.
Эффективное управление на уровне региона в современных условиях невозможно без использования информационных технологий, которые позволяют оперативно и наглядно представлять достоверную и точную информацию о состоянии экономики региона, структурированную в зависимости от уровней управления. Информационная система управления регионом должна состоять из целого ряда подсистем, основными из которых является рынок ресурсов, рынок товаров и услуг в регионе, трудовой потенциал, анализ деятельности бюджето- и градообразующих предприятий региона, населения, оперативный контроль за хозяйственной деятельностью субъектов, контроль за выполнением управленческих решений.
Информационные системы, которые используются в управлении, должны удовлетворять следующим требованиям: быть закрытыми, автономными относительно внешней среды и связанными с ним лишь на уровне входов и выходов; иметь конкретные правила представления данных на входах и выходах системы (параметризация) и заданные области возможных изменений входных параметров; обеспечивать высокую эффективность выполнения своих функций.
Таким образом, одним из главных факторов сложного экономического положения регионов является неэффективная адаптация существующей системы управления к условиям, которые непрерывно изменяются. Управление регионом необходимо рассматривать как систему с характерными для нее признаками, к числу которых относят сложность взаимосвязей и самоорганизации. Проблема адаптации системы управления экономикой региона должна рассматриваться в тесной зависимости со структурной перестройкой экономики региона, изменениями производственных отношений и производительных сил.