Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Антимонопольная политика. Понятие, принципы и средства
Сущность антимонопольной политики
С начала 90-х лет проблемы монополизации стали остро, поскольку без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР получился целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущение усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В условиях рыночной трансформации экономики вопрос защиты конкуренции, недопущения злоупотребления рыночной властью монополистических структур является особенно актуальным. Создание конкурентной среды, защита законных интересов предпринимателей и потребителей, регулирование деятельности монополий способствуют формированию цивилизованных рыночных отношений, повышению эффективности функционирования национальной экономики, выступая одной из важнейших составляющих антимонопольной деятельности государства.
Процесс монополизации национальной экономики имеет существенные негативные социально-экономические последствия. Однако, имеют место и позитивные моменты. Вследствие присвоения высоких доходов монопольные структуры имеют больше возможностей финансировать научно-исследовательские работы, внедрять новую технику и технологию, осуществлять переквалификацию персонала. Эффект «масштаба производства» крупных предприятий дает возможность им производить более дешевую и качественную продукцию. Крупные предприятия более устойчивы в условиях кризиса, что уменьшает уровень безработицы и социальное напряжение в обществе.
Современная экономическая теория различает понятия «монополия» и понятие «крупное предприятие», даже если оно имеет высокую долю производства и реализации продукции. Монополией следует считать только то предприятие, которое использует рыночную власть – диктует цены, объем товаров на рынке, разрушает открытую конкуренцию. Против таких предприятий-монополистов с целью предотвращения злоупотреблений их монопольным положением государство проводит антимонопольную политику.
Принципы антимонопольной политики
Основными принципами антимонопольной политики государства являются следующие:
- свобода экономической деятельности;
- свободное движение товаров, услуг и финансовых средств;
- дифференциация и защита личных и общественных интересов;
- поощрение отношений конкуренции;
- предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию;
- специализация регулирования природных и государственных монополий.
Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных предприятий во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям. Таким образом, антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие страны: объемы производства продукции; производительность труда; цены, прибыль предприятий и их налоговые отчисления; объемы инвестиций; темпы экономического роста; конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила должны применяться таким образом, чтобы стимулировать как повышение благосостояние потребителей, так и эффективное распределение ресурсов с ограниченным доступом, а также обеспечивать экономический рост в целом, решение социальных, экологических и других проблем.
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не преследуют цель запрещения или ликвидации монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.
Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.
Формы борьбы с монополиями
Существуют две основных формы борьбы с монополиями: предупреждение создания монополий и ограничение использования монопольной власти.
Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут принудить предприятие, которое доминирует на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этой поставке было противозаконно отказано. Все их решения обязательные для выполнения, в противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы подлежат проверке государственными судами.
Антимонопольное законодательство России отвечает мировым требованиям, но при этом было бы желаемым введение, на примере антимонопольной практики других стран, жесткого контроля за выполнением данного законодательства. Это одно из самых «больных» мест в государственно-правовой структуре: принимаются законы, но ввод их в жизнь или постоянно получает отсрочку, или его вообще не происходит.
Рассмотрим правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущение недобросовестной конкуренции и осуществление государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства. Для этих целей Закон определят такие понятия:
- рынок товара (товарный рынок) – сфера оборота товара одной потребительской стоимости, в границах которой определяется монопольное положение;
- конкуренция, т.е. состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в каких нуждается потребитель;
- монопольное положение, т.е. доминирующее положение предпринимателя, что дат ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным сознается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%;
- монопольная цена – это цена, устанавливаемая предпринимателем, который занимает монопольное положение на рынке и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя;
- монопольная деятельность предпринимателя при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;
- монопольное образование (предприятие, объединение или хозяйственное общество и другое образование, которое занимает монопольное положение на рынке.
Злоупотреблениями монопольным положением считаются:
- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, которые не относятся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
- ограничение или приостановка производства, а также изъятие с оборота товаров с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
- частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников поставки или сбыта с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
- другие действия с целью создания препятствий доступа на рынок других предпринимателей;
- установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, которые ограничивают права отдельных потребителей.
Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:
- запрещение создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в какой-то сфере деятельности, а также установления ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции;
- принуждение предпринимателей к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;
- принятие решений о централизованном распределении товаров, которое приводит к монопольному положению на рынке;
- установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны в другой;
- предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, которые ставят их в привилегированное положение относительно других предпринимателей;
- ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации товаров;
- установление запретов или ограничений относительно отдельных предпринимателей или групп предпринимателей.
Недобросовестной конкуренцией признается:
- неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркирования товара, а также копирования формы, упаковывания, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени;
- умышленное распространение явно ошибочных или неточных сведений, которые могут причинить вред деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя;
- получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации с целью нанесения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя.
Относится ли понятие "джентельменское соглашение" к антимонопольном у регулированию?
Джентльменское соглашение – неофициальное, неформальное хозяйственное соглашение между предпринимателя ми, предусматривающее совместные действия с целью получения дополнительной (монопольной, спекулятивной) прибыли. Поскольку джентльменское соглашение не соответствует действующему законодательств у, оно не оформляется документом, существует как устная договоренность. Джентльменское соглашение заключается преимущественно между однотипными и относительно одинаковыми по размерам фирмами на короткий срок. Используется как инструмент ограничения деловой практики. Широкое распространение джентльменское соглашение получило во второй половине XIX в. с зарождением монополистических тенденций в экономике. Оно является основой простейших монополистических образований вроде пулов, рингов и др. С появлением антимонопольного законодательств а, которое поставило под государственный контроль официально зарегистрированные монопольные договоренности, джентльменское соглашение получает новое применение. С ее помощью создается самая опасная форма монопольного образования – тайный картель (в Германии их называют Fruhsti ckskartele – картели, созданные за завтраком). Существует опасность джентльменских соглашений между руководством фирм олигополистической отрасли. Предметом джентльменского соглашения является часть цены, товарные квоты, сферы влияния, заказы и т.д. Создание картелей запрещено антимонопольным законодательств ом большинства стран. Поэтому джентльменские соглашения – это попытка обойти закон. Однако судебное преследование участников заговора возможно, поскольку факт монопольного сговора может быть установлен по косвенным признакам, таким, как синхронное (в течение определенного времени, например, трех месяцев) повышение цен примерно на одинаковую величину, создание препятствий для проникновения в отрасль новых фирм.