Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Социальная политика. Понятие и объект
Что понимают под социальной политикой?
Социальная политика – это система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
Что является основной для выработки социальной политики?
Исходным пунктом, основой для выработки, обоснованной социальной политики являются социальные потребности, осознанные обществом, социальными слоями и группами, отдельными индивидами в форме социальных интересов относительно получения определенных социальных благ. Такие интересы формулируются в соответствии с существующими в данном обществе социальных норм и ценностей. Поэтому главным критерием эффективности социальной политики является соответствие ее содержательной модели интересам общества, определенных социальных групп и каждого индивида в частности.
Что является объектом социальной политики?
Объектом социальной политики является все население страны. К субъектами социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.
Какие цели являются стратегическими в области социальной сферы?
Стратегическими целями политики в области социальной сферы являются:
- гарантированное осуществление гражданских прав жителей на охрану здоровья, образование, приобщение культурным ценностям, благоустроенное жилище, торговое, бытовое, социальное обслуживание, связь с административными центрами;
- создание среды обитания, позволяющей воспроизводить на расширенной основе полноценный демографический потенциал, формировать способность товаропроизводителей к высокопроизводительному труду и освоению эффективных технологий, всесторонне развивать личность;
- обеспечение социальной защищенности малоимущих пользователей услуг и потребности в социальном обслуживании инвалидов, лиц пожилого возраста, детей других нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения;
- обеспечение возможности выбора типов и форм обслуживания с учетом интересов разных по уровню доходов групп населения;
- сближение условий жизнедеятельности и на этой основе установление баланса труда и капитала между городом и деревней.
Каковы основные принципы социальной политики?
Принципы социальной политики:
- Принцип социальной справедливости.
- Принцип социальной ответственности.
- Принцип социального партнерства.
- Принцип социальных гарантий.
Какие задачи решаются в рамках социальной политики?
Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.
На какие структурные части можно разделить социальную политику?
Учитывая комплексный и многоплановый характер определения «социальная политика», ее обычно расчленяют на следующие составные части:
- политика доходов населения;
- социальная защита граждан;
- развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания;
- молодежная политика.
Особенно важное место в социальной политике государства занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.
Социальная защита граждан включает оказание материальной и другой поддержки социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и др.). Важное место в сфере социальной защиты граждан отводится обеспечению занятости населения.
Социальная политика в области здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания включает перечень различных мер по их дальнейшему развитию, максимальной доступности и охвату населения, в том числе:
- здравоохранение: гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, использование дополнительных источников финансирования по мере экономического развития первичной медицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, улучшение обеспечения лекарствами;
- образование: формирование интеллектуального потенциала нации, способного активно влиять на развитие экономики, науки и культуры, создание рациональной сети учебно-воспитательных учреждений, обновление и расширение материально-технической базы, развитие многовариантной системы профессионального образования и др.;
- культура: повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материально-технической базы и др.
Величина доходов, других благ и услуг, их распределение по группам населения во многом определяют уровень жизни. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами. Он характеризуется системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, накопленным имуществом, денежными сбережениями, условиями труда, продолжительностью свободного времени и т.д.
В качестве обобщающего показателя оценки уровня жизни населения ООН рекомендован индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий следующие компоненты: размер ВВП на душу населения с учетом покупательной способности денежной единицы, продолжительность жизни и уровень образования граждан.
Необходимость проведения активной социальной политики, направленной на поддержание уровня жизни населения и обеспечение социальной защиты наиболее нуждающихся граждан, обусловливает широкое использование в прогнозировании и планировании социальных нормативов.
Социальная защита является составной частью социальных гарантий населению, которое должны обеспечиваться государством при рыночных условиях соответственно основам социальной политики. К таким гарантиям относятся:
- гарантирование каждому работающему гражданину минимального уровня заработной платы, ее индексации в соответствии с прожиточным минимумом;
- удовлетворение просветительно-культурных потребностей и надлежащего уровня здравоохранения с целью всестороннего развития личности;
- защита покупательной способности малообеспеченных граждан;
- выравнивание уровней жизни отдельных категорий население и т.п.
Обеспечение этих гарантий возможно при условии комплексного использования разных методов и рычагов, в частности, реализации конституционных прав граждан на работу и помощь из безработицы, внедрение оплаты работы не ниже минимального уровня, индексации зарплаты в условиях роста цен и прожиточного минимума, предоставление государственной помощи, льгот и других видов социальной поддержки малообеспеченным семьям и семьям, которые имеют детей, материального обеспечения в случае достижения пенсионного возраста, временной или постоянной потери трудоспособности, потери кормильца и т.п.
Итак, содержание социальных гарантий в целом и социальной защиты населения в частности является методом обеспечения со стороны государства удовлетворения необходимых потребностей граждан на уровне социально определенных норм. Формы и методы социальной защиты населения должны обеспечить каждого гражданина жизненно необходимыми потребностями не ниже прожиточного минимума. Особенностью социальной защиты является ее адресная направленность, то есть социальная помощь должна предоставляться тем гражданам и в таких объемах, которых они требуют.
Основными видами социального обеспечения и защиты населения являются:
- пенсионное обеспечение;
- социальное страхование;
- льготы ветеранам войны и работы;
- помощь семьям с детьми;
- другие виды социальной помощи;
- пенсии военнослужащим и лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел;
- содержание учреждений социального обеспечения;
- другие виды.
Объем средств, которые направляются на социальную защиту населения, зависит от финансовых возможностей государства, которые определяются объемом ВВП и научно-обоснованным оптимальным объемом фонда потребления. Осуществляя социальные выплаты, государство придерживается определенных параметров, и потому в условиях экономического кризиса не способно обеспечить социальную защиту населения на надлежащем уровне.
Увеличить расходы на социальные потребность населения можно только при условии возрастания объема ВВП. Однако государство должно, прежде всего, создавать условия для трудоспособных граждан, который будет оказывать содействие уменьшению количества людей, которые требуют экономической поддержки.