Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Понятие и виды экологической политики
Понятие экологической политики
Экологическая политика – это осуществляемая экономическим субъектом высшего уровня (государством, межгосударственным объединением) генеральная линия действий или система мероприятий, которые определяют направления природопользования и состояние окружающей среды. Экологическая политика определяет экологическую направленность деятельности отдельных составляющих субъекта хозяйствования согласно его целей, заданий и интересов.
Виды экологической политики
- Глобальная – проведение международных, политических и внешнеэкономических акций с расчетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, запасов имеющихся в мире природных ресурсов и их распределение между с странами.
- Государственная – социально-экономическая политика, в том числе международная, построенная на понимании эффектов и недостатков, связанных с экологическим состоянием территорий и акваторий.
- Региональная – политика государства, относительно регионов, а также экополитика, осуществляемая самими регионами.
- К местной экополитике относят проведение локального и объективного мониторинга; осуществление государственного контроля соблюдения природоохранных законодательств; организация разработки местных экологических программ и проектов.
- Экологическая политика на уровне предпринимательства. После получения экологией доминирующего статуса в системе общественных ценностей предприятие уже не может обойтись без отображения своей экологической политики в долгосрочных планах.
Принципы экологической политики
- Принцип альтернативных издержек. Он требует учета альтернативных издержек использования природных ресурсов и экологических благ. Выигрыш от определенного варианта использования должен превышать альтернативные издержки. Это гарантирует рациональность, т.е. наилучшее из возможных применений благ и ресурсов. Например, если окружающая среда используется для размещения отходов, то альтернативные издержки заключаются в потере качества окружающей среды.
- Принцип «загрязнитель платит». Он является конкретизацией принципа альтернативных издержек. Требование, чтобы альтернативные издержки общества сопоставлялись с выигрышами, само по себе не определяет, каким образом эти издержки распределяются между субъектами экономики. В условиях рыночной экономики, когда экономические субъекты принимают самостоятельные решения, важно сопоставлять частные выигрыши от экономической деятельности с общественными альтернативными издержками. В результате альтернативные издержки будут адресованы тем хозяйственным единицам, по вине которых они возникли.
Благодаря использованию этого принципа достигается ряд преимуществ:- альтернативные издержки охраны окружающей среды распределяются рационально;
- формируется стимул к сокращению и предотвращению загрязнений;
- устраняется разрыв между частными и общественными издержками, и в результате цены товаров наряду с затратами труда и капитала включают экологические издержки.
- Принцип долгосрочной перспективы. Он предполагает, что в случае выбора между охраной или деградацией окружающей среды альтернативные издержки должны определяться не статически, а в долгосрочной перспективе. Часто последствия загрязнения окружающей среды проявляются через длительное время, что порождает экологические риски и неопределенность. Следовательно, экологическая политика сможет добиться успеха, не только борясь с существующими загрязнениями, но и предупреждая будущие.
- Принцип взаимозависимости. Экологические системы образуют сложную сеть взаимодействий. Поэтому при проведении экологической политики необходимо учитывать перемещение загрязняющих веществ из одних подсистем окружающей среды в другие. Экологическая политика должна быть комплексной, т.е. охватывать все объекты и подсистемы окружающей среды, виды природных ресурсов, а также все известные типы загрязняющих веществ.
Инструменты экологической политики
Инструменты экологической политики делятся на прямые (direct) и косвенные (indirect). При выборе определенной модели экологической политики важно подобрать такие инструменты и их комбинации, которые позволят решить конкретную задачу с наибольшей эффективностью. Спецификой экологических проблем является то, что они большей частью не могут быть решены рыночным путем, и поэтому необходимо активное вмешательство государства.
Наиболее известными инструментами прямого эколого-экономического регулирования являются моральное осуждение, а также экологические стандарты и нормативы.
К наиболее распространенным инструментам косвенного эколого-экономического регулирования относятся:
- правительственные субсидии;
- инструменты кредитной системы;
- инструменты системы экологического налогообложения;
- рынок прав (разрешений) на загрязнение окружающей среды;
- инструменты системы страхования.
Эколого-экономические механизмы защиты окружающей среды
Дополнительные издержки, накладываемые на общество в результате загрязнения окружающей среды по причине хозяйственной деятельности, относятся к «внешним издержкам», т.е. эти издержки находятся как бы вне производства, являясь в то же время неотъемлемым следствием функционирования экономики. Поэтому для решения экологических проблем надо сделать так, чтобы эти издержки стали предметом забот каждого хозяйствующего субъекта. Решение этой проблемы является предметом многочисленных дискуссий двух традиционных школ. В связи с этим все механизмы защиты окружающей среды можно разделить на две группы.
- Первая группа включает в себя административные механизмы защиты окружающей среды, которые появились в середине 60-х и получили свое развитие в 70-х г. (Россия, США). Эти механизмы основаны на неокейнсианской концепции, которая ратует за прямое вмешательство государства в дела частных производителей в целях ограничения «внешних издержек». Можно выделить следующие административно-правовые механизмы защиты окружающей среды: запреты, лицензии, ограничения (лимиты), административные и уголовные меры.
- Вторая группа механизмов окружающей среды – это экономические механизмы, появившиеся в 80-х годах и развитые в 90-х годах (США, Россия, Япония, Франция). Эти механизмы базируются на неоклассической концепции. Данная концепция основана на принципах рыночного регулирования. Неоклассики выступают за создание посредством налогов, платежей и т.д. такого эколого-экономического механизма, который восстанавливал бы при помощи рынка равновесие хозяйственной системы, нарушаемое «внешними издержками», что по существу означает проведение политики «платит тот, кто загрязняет» (Россия, Франция).
В целом эколого-экономические механизмы защиты окружающей среды можно объединить в следующие группы:
- плата за загрязнение окружающей среды (Франция, Норвегия, Швеция, Россия и др.);
- плата за пользование природными ресурсами (Россия), субсидии, беспроцентные займы и долгосрочные ссуды на природоохранные мероприятия (Финляндия, Норвегия, США);
- налоговые льготы и ускоренная амортизация очистного оборудования (США);
- создание экологических фондов (США, Россия, Германия, Швеция, Нидерланды и др.);
- экологическое страхование (Россия); рынок экологических услуг (США).