Сущность и цели фискальной политики

Понятие и цели фискальной политики

Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики – прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств. Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Вторая составляющая фискальной политики – автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

Экономическая наука выделяет цели фискальной политики:

  • Сглаживание колебаний экономического цикла.
  • Стабилизация темпов экономического роста.
  • Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Фискальная политика: дискреционная и автоматическая

Фискальная политика подразделяется на дискреционную и автоматическую.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

  • наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
  • административные задержки;
  • пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов – популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры).

Тем не менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Основной рычаг фискальной политики государства – изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики – изменение государственных расходов. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом.

В основе бюджетной политики государства могут лежать различные концепции: концепция ежегодно балансируемого бюджета; концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла; концепция функциональных финансов.

В области налоговой политики создание благоприятных условий экономического роста в производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых льгот при осуществлении инвестиций. Налоговые льготы могут осуществляться в виде:

  • освобождения от налогообложения части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений с целью развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного строительства;
  • скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения;
  • налоговых кредитов;
  • налоговых каникул.

Наиболее эффективным видом налоговых льгот, получившим распространение в западной практике, является инвестиционный налоговый кредит. Он предусматривает уменьшение в течение определенного срока и в допустимых пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В отличие от других видов льгот налоговый инвестиционный кредит выступает как прямое снижение налогового обязательства и в большей степени учитывает имущественное положение налогоплательщика. Если использование налоговых скидок является более выгодным для налогоплательщиков, чьи доходы облагаются по высоким ставкам, то применение инвестиционного налогового кредита – для налогоплательщиков с низкими доходами.

Под налоговыми каникулами понимают определенный период времени, в течение которого плательщику предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты налога.

Управление налогообложением

Управление налогообложением – это комплексное понятие, включающее в себя налоги как объект управления и налоги как инструмент.

Управление налогообложением подразумевает целенаправленную деятельность работников финансового и налогового аппаратов по управлению процессами формирования централизованных и децентрализованных фондов, образуемых в основном за счет налогов, и контроля за этими процессами, и управление органами системы Минфина РФ, ФНС РФ. Таким образом, управление налогообложением охватывает:

  • управление налоговыми отношениями в обществе;
  • управление контролем за сбором налогов;
  • управление финансово-налоговым аппаратом.

Деятельность финансово-налогового аппарата направлена на решение общенациональных и отдельных задач на макро- и микроуровне.

В составе общенациональных задач управления выделяют:

  • образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;
  • установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;
  • составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

К числу отдельных специфических задач управления налогообложением относят следующее:

  • определение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджетной системы;
  • разработка научно обоснованных ставок налогов, системы оценочных показателей налогооблагаемой базы;
  • осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических лиц и организаций, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

В структуре объектов управления налогообложением важная роль отводится совокупности законов, регулирующих систему налоговых отношений. Вопросы организационной системы управления налогообложением неразрывно связаны с органами государственной власти: Парламентом, аппаратом Президента РФ, Правительством РФ. Именно они определяют принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Федеральное собрание РФ рассматривает Законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов вносятся в парламент при наличии заключения Правительства РФ.

Финансовый аппарат

Оперативное управление осуществляется финансовым аппаратом. В систему органов оперативного управления налогообложением входят:

  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральная налоговая служба РФ;
  • Государственный таможенный комитет РФ;
  • Отделы по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ.

Круг решаемых задач Минфином РФ достаточно обширный:

  • совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
  • обеспечение в пределах своих компетенций государственного финансового контроля;
  • осуществление методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции в области налогов:

  • разработка положений в области налоговой политики, развитие законодательства о налогах и сборах, совершенствование налоговой системы;
  • координация политики федеральных органов, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налоговых и других обязательных платежей в федеральный бюджет;
  • разработка предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
  • посредническая функция, связанная с заключением договоров между РФ и иностранными государствами об устранении двойного налогообложения и пр.

Вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты налогов занимается специальный аппарат – налоговая служба. В большинстве стран налоговая администрация или налоговое ведомство является, как правило, составной частью Министерства финансов. В США и Великобритания к этому аппарату относится служба внутренних доходов, во Франции – Главное налоговое управление, в Германии – Федеральное налоговое управление и налоговые управления земель и т. д. Налоговые ведомства имеют огромный штат работников, например, в США – 120 тыс. человек, в Великобритании – около 100 тыс. человек, во Франции – 82,4 тыс. человек, в России – более 167 000 человек.

В России налоговые органы имеют давнюю историю. В эпоху феодальной раздробленности процедура сбора податей осуществлялась, как правило, самими князьями. В конце 15-го века сложились предпосылки для создания специализированных органов, ведающих сбором налогов в масштабе государства, и при князе Иване III прообраз единой налоговой службы оформился. В 1718 году Петром I образовано учреждение камер-коллегии, в обязанности которой вменялось «надзирание» и правление окладными и неокладными доходами. Во времени Екатерины II Указом от 24.10.1780 года была учреждена экспедиция о государственных доходах, а 08.09.1802 года было создано Министерство финансов, структурным подразделением которого был департамент податей и сборов. 31.10.1918 года организованы финансовые отделы губернских и уездных комитетов Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а 26.07.21 в составе Наркомфина создано налоговое управление, которое позднее переименовали в управление по налогам и сборам. Налоговая реформа 1930 года внесла изменения и в организацию налогового аппарата – основным звеном системы становится налоговая инспекция – структурное подразделение районных и городских финотделов. В 1959 году Управление по налогам и сборам переименовано в управление государственных доходов, основная оперативная работа была возложена на районные (городские) инспекции госдоходов, которые входили в состав финотдела исполкома. В 1990 году была образована Главная налоговая инспекция Минфина СССР. В 1991-92 годах процесс создания единой централизованной системы налоговых органов РФ был завершен. Закон РСФСР от 21.03.91. «О Государственной налоговой службе» был первым российским законом, который определял задачи и структуру государственной налоговой службы, права и обязанности налоговых органов, ответственность их должностных лиц, социальные гарантии сотрудников налоговых органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.98. Государственная налоговая служба России с 01.01.99. преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу России. Правительство РФ Постановлением от 30.09.04 №506 утвердило Положение о Федеральной налоговой службе России.

Источник:

  • Мухина Е.Р. Основы государственного управления налогообложением // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 5. – С. 5.