Сущность и цели фискальной политики

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Понятие и цели фискальной политики

Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики – прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств. Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Вторая составляющая фискальной политики – автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

Экономическая наука выделяет цели фискальной политики:

  • Сглаживание колебаний экономического цикла.
  • Стабилизация темпов экономического роста.
  • Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Фискальная политика: дискреционная и автоматическая

Фискальная политика подразделяется на дискреционную и автоматическую.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

  • наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
  • административные задержки;
  • пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов – популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры).

Тем не менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Основной рычаг фискальной политики государства – изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики – изменение государственных расходов. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом.

В основе бюджетной политики государства могут лежать различные концепции: концепция ежегодно балансируемого бюджета; концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла; концепция функциональных финансов.

В области налоговой политики создание благоприятных условий экономического роста в производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых льгот при осуществлении инвестиций. Налоговые льготы могут осуществляться в виде:

  • освобождения от налогообложения части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений с целью развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного строительства;
  • скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения;
  • налоговых кредитов;
  • налоговых каникул.

Наиболее эффективным видом налоговых льгот, получившим распространение в западной практике, является инвестиционный налоговый кредит. Он предусматривает уменьшение в течение определенного срока и в допустимых пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В отличие от других видов льгот налоговый инвестиционный кредит выступает как прямое снижение налогового обязательства и в большей степени учитывает имущественное положение налогоплательщика. Если использование налоговых скидок является более выгодным для налогоплательщиков, чьи доходы облагаются по высоким ставкам, то применение инвестиционного налогового кредита – для налогоплательщиков с низкими доходами.

Под налоговыми каникулами понимают определенный период времени, в течение которого плательщику предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты налога.

Управление налогообложением

Управление налогообложением – это комплексное понятие, включающее в себя налоги как объект управления и налоги как инструмент.

Управление налогообложением подразумевает целенаправленную деятельность работников финансового и налогового аппаратов по управлению процессами формирования централизованных и децентрализованных фондов, образуемых в основном за счет налогов, и контроля за этими процессами, и управление органами системы Минфина РФ, ФНС РФ. Таким образом, управление налогообложением охватывает:

  • управление налоговыми отношениями в обществе;
  • управление контролем за сбором налогов;
  • управление финансово-налоговым аппаратом.

Деятельность финансово-налогового аппарата направлена на решение общенациональных и отдельных задач на макро- и микроуровне.

В составе общенациональных задач управления выделяют:

  • образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;
  • установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;
  • составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

К числу отдельных специфических задач управления налогообложением относят следующее:

  • определение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджетной системы;
  • разработка научно обоснованных ставок налогов, системы оценочных показателей налогооблагаемой базы;
  • осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических лиц и организаций, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

В структуре объектов управления налогообложением важная роль отводится совокупности законов, регулирующих систему налоговых отношений. Вопросы организационной системы управления налогообложением неразрывно связаны с органами государственной власти: Парламентом, аппаратом Президента РФ, Правительством РФ. Именно они определяют принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Федеральное собрание РФ рассматривает Законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов вносятся в парламент при наличии заключения Правительства РФ.

Финансовый аппарат

Оперативное управление осуществляется финансовым аппаратом. В систему органов оперативного управления налогообложением входят:

  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральная налоговая служба РФ;
  • Государственный таможенный комитет РФ;
  • Отделы по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ.

Круг решаемых задач Минфином РФ достаточно обширный:

  • совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
  • обеспечение в пределах своих компетенций государственного финансового контроля;
  • осуществление методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции в области налогов:

  • разработка положений в области налоговой политики, развитие законодательства о налогах и сборах, совершенствование налоговой системы;
  • координация политики федеральных органов, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налоговых и других обязательных платежей в федеральный бюджет;
  • разработка предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
  • посредническая функция, связанная с заключением договоров между РФ и иностранными государствами об устранении двойного налогообложения и пр.

Вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты налогов занимается специальный аппарат – налоговая служба. В большинстве стран налоговая администрация или налоговое ведомство является, как правило, составной частью Министерства финансов. В США и Великобритания к этому аппарату относится служба внутренних доходов, во Франции – Главное налоговое управление, в Германии – Федеральное налоговое управление и налоговые управления земель и т. д. Налоговые ведомства имеют огромный штат работников, например, в США – 120 тыс. человек, в Великобритании – около 100 тыс. человек, во Франции – 82,4 тыс. человек, в России – более 167 000 человек.

В России налоговые органы имеют давнюю историю. В эпоху феодальной раздробленности процедура сбора податей осуществлялась, как правило, самими князьями. В конце 15-го века сложились предпосылки для создания специализированных органов, ведающих сбором налогов в масштабе государства, и при князе Иване III прообраз единой налоговой службы оформился. В 1718 году Петром I образовано учреждение камер-коллегии, в обязанности которой вменялось «надзирание» и правление окладными и неокладными доходами. Во времени Екатерины II Указом от 24.10.1780 года была учреждена экспедиция о государственных доходах, а 08.09.1802 года было создано Министерство финансов, структурным подразделением которого был департамент податей и сборов. 31.10.1918 года организованы финансовые отделы губернских и уездных комитетов Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а 26.07.21 в составе Наркомфина создано налоговое управление, которое позднее переименовали в управление по налогам и сборам. Налоговая реформа 1930 года внесла изменения и в организацию налогового аппарата – основным звеном системы становится налоговая инспекция – структурное подразделение районных и городских финотделов. В 1959 году Управление по налогам и сборам переименовано в управление государственных доходов, основная оперативная работа была возложена на районные (городские) инспекции госдоходов, которые входили в состав финотдела исполкома. В 1990 году была образована Главная налоговая инспекция Минфина СССР. В 1991-92 годах процесс создания единой централизованной системы налоговых органов РФ был завершен. Закон РСФСР от 21.03.91. «О Государственной налоговой службе» был первым российским законом, который определял задачи и структуру государственной налоговой службы, права и обязанности налоговых органов, ответственность их должностных лиц, социальные гарантии сотрудников налоговых органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.98. Государственная налоговая служба России с 01.01.99. преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу России. Правительство РФ Постановлением от 30.09.04 №506 утвердило Положение о Федеральной налоговой службе России.

Источник:

  • Мухина Е.Р. Основы государственного управления налогообложением // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 5. – С. 5.
Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна