Понятие внешнеэкономической деятельности и причины ее государственного регулирования

В условиях интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему разработка и реализация эффективной внешнеэкономической политики является одной из самых актуальных проблем.

Внешнеэкономическая политика направляется на защиту экономических интересов Украины, прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, создание равных условий для развития всех видов предпринимательства в сфере внешнеэкономического отношения и использование субъектами внешнеэкономической деятельности доходов и инвестиций, поощрение конкуренции и ограничение монополизма субъектов хозяйствования в сфере внешнеэкономической деятельности.

Основы внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, налогообложения в сфере ВЭД, валютного регулирования определяются исключительно законами Украины. Организация и обеспечение внешнеэкономической деятельности Украины возложены на Кабинет Министров Украины.

Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества. Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента.

В торговле и внешнеэкономической деятельности существует множество регулирующих функций: выработка стратегии внешнеэкономической политики; сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями; подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами; координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами; осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании ВЭД также принадлежит Национальному Банку Украины, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям НБУ относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций и т.д.

Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, создается в целях содействия развитию экономики страны, а также формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и в странах Европейского сообщества. Прежде всего, это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Итак, проанализировав все вышесказанное, заметим, что существует множество методов регулирования ВЭД, а также огромное количество органов, организаций, учреждений, отвечающих за регулирование ВЭД. Следует отметить также, что органы государственной власти, органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность субъектов ВЭД, кроме случаев, предусмотренных законом. При этом важно учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами. В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее высшие государственные законодательные органы определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли. Можем также сделать вывод о том, что, задачей системы государственного регулирования ВЭД является, с одной стороны, содействие увеличению внешнеторгового оборота, а с другой – осуществление эффективного контроля за деятельностью каждого субъекта ВЭД и предотвращение незаконного оттока валютных и материальных ценностей за границу.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это развитие экономических отношений между странами, которые осуществляют внешнюю торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы; международные научно-технические и производственные связи; общее освоение воздушного и космического просторную, Мирового океана; охрану окружающей среды, выполнения программ и соглашений и т.п.

Государственное регулирование внешнеэкономических отношений предусматривает создание соответствующих условий и механизмов (правовых, экономических, институциональных) для эффективного развития отношений, осуществления деятельности в этой сфере.

Причинами, обуславливающими необходимость государственного регулирования ВЭД, являются:

  • интенсификация международных экономических связей и необходимость интеграции в мировую экономику;
  • потребность использования преимуществ международного разделения труда и возможностей мирового рынка;
  • ускорения рыночного реформирования страны для повышения эффективности национальной экономики.

Объектами регулирования ВЭД являются:

  • внешняя торговля;
  • международное движение капиталов;
  • валютные и кредитные отношения;
  • аучно-технический обмен;
  • международная миграция рабочей силы;
  • внешний долг страны;
  • окружающая среда;
  • богатства Мирового океана, воздушно-космическое пространство и т.п.