Направления совершенствования амортизационной политики

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Амортизационная политика на протяжении многих лет остается самым слабым звеном экономической политики, поскольку она не выполняет свою главную функцию, а именно, не побуждает предпринимателей к обновлению основных фондов, не способствует внедрению научных разработок и новейших технологий в производство. О неудовлетворительном использовании потенциала амортизации как наиболее эффективного инструмента финансирования обновления основных фондов, в первую очередь, свидетельствует наличие тенденции к увеличению степени износа основных средств. Невзирая на значительные объемы инвестиций в основной капитал, в экономике наблюдается перманентный рост износа основных средств.

Как правило, термин «амортизация» является универсальным, поскольку его применяют как в учете основных средств, так и нематериальных активов. Понятие «амортизационная политика предприятия» включает планирование, начисление и использование амортизации. Содержание амортизационной политики предприятия составляет совокупность экономических категорий и рычагов, проявляющихся в сущности и функции амортизации.

Амортизация основных средств как составляющая финансовых ресурсов предприятия выполняет две основных функции: налоговую (фискальную), что предусматривает выведение из сферы налогообложения расходов на приобретение основных средств, и экономическую, которая заключается в создании фондов, средства которых направляются на реновацию основных средств.

В бухгалтерском учете амортизационные отчисления рассматриваются как расходы, которые ничем не отличаются от других видов расходов. Такой подход вытекает из принципа соответствия расходов и доходов, что позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия за определенный отчетный период.

Вместе с тем, современная учетная концепция амортизации имеет недостатки, поскольку она основана на ряде предположений, которые могут быть ошибочными. Существенным недостатком действующей амортизационной системы является то, что она не создает условия для обновления основных фондов в важнейших сферах экономической деятельности, таких как промышленность, транспорт, производство энергии, сельское хозяйство, где степень износа основных средств является одним из наивысших. Другим недостатком является ослабление роли амортизации как источника инвестиций, поскольку наблюдается снижение доли собственных средств предприятий и организаций в структуре источников финансирования инвестиций. Современная амортизационная политика не формирует у предприятий стимулы к внедрению научных разработок. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению инвестиций в нематериальные активы в структуре капитальных инвестиций.

В настоящее время амортизационная политика на предприятии, несмотря на свое положение, основные направления, ряд нововведений, например таких, как возможность использования амортизационных премий, повышающий коэффициент, который определяется нормами амортизации, которые установлены согласно отдельных видов основных фондов, использованием нелинейных методов амортизации с применением наиболее высоких норм, чем при линейном методе, все равно являются не эффективными.

Несовершенство амортизационной политики обусловлено следующими факторами:

  • небольшие объемы инвестиций, которые включаются в основной капитал посредством амортизационных отчислений, а это примерно около 30-35%, говорит о том, что предприятие недостаточно заинтересовано в преумножении собственных же инвестиционных ресурсов;
  • довольно высокий уровень износа основных средств, а это составляет, как правило, 45-50%, и последующая динамика увеличения данного показателя, соответственно, неблагоприятно отражается на производительности труда, на изготовлении и выпуске продукции более высокого качества, на его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности;
  • предприятиями не проводится анализ возможностей получения финансовых выгод в период использования ускоренных методов начисления амортизации;
  • помимо этого не используется предприятиями система планирования амортизационных отчислений и система управления ими;
  • полное отсутствие взаимосвязи амортизационной и финансовой политики на предприятии;
  • отсутствие методического обеспечения процесса установления амортизационной политики, в целом проводимой на предприятии, и оценки ее эффективности. В результате чего, среди подавляющего большинства предприятий складывается такое положение, когда проводимая амортизационная политика на предприятии не может удовлетворить требованиям, которые предъявляются современными реалиями экономики к инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.

Таким образом, на современном этапе предприятиями не учитываются возможности увеличения объемов своих инвестиционных ресурсов и, главное, что руководство этих организаций не заинтересовано в повышении эффективности управления амортизационными отчислениями, в модифицировании их в собственный источник инвестиций. Выход из сложившейся ситуации можно увидеть в создании такой амортизационной политики, которая будет тесно связана с финансовой политикой этого предприятия, а именно, когда амортизационная политика будет являться составной частью всей политики формирования собственных денежных средств, которая, в свою очередь, будет заключаться в контроле над амортизационными отчислениями в целях их дальнейшего перераспределения в виде амортизационных ресурсов для инвестирования капиталовложений.

Изучение зарубежного опыта показало, что отечественная амортизационная система существенно отличается от амортизационных систем развитых стран, в которых достаточно часто для стимулирования внедрения новейших средств производства и технологий основные средства приравниваются к оборотным и расходы на их приобретение относятся на расходы производства в течение одного года. Обобщающим результатом неэффективности амортизационной политики является низкая доля амортизации в структуре ВВП.

Большой вклад в разработку процесса формирования амортизационной политики и воспроизводства основных фондов внесли такие ученые-экономисты как Д. Баранов, И. Бланк, А. Вихляев, Ф. Вуд, И. Иванов, Я. Квашня, С. Коркин, Ю. Любимцев, С. Рогов, П. Тальмина, А. Хорин, Л. Хорунжий, А. Цигичко, В. Юровицкий и др. В их работах затрагиваются вопросы амортизации в условиях кризиса производства и инфляции, высказываются мысли о необходимости реформирования системы амортизации, о более строгом учете амортизационных отчислений. По их мнению, для преодоления существующих негативных тенденций в амортизационной политике, повышения роли амортизации как источника финансирования обновления основных фондов, создания заинтересованности к внедрению и производству современных основных средств и технологий необходимо реализовать комплекс мероприятий:

  1. Пересмотреть подходы к формированию групп основных фондов и установлению для них норм амортизации. Учитывая опыт развитых стран, приоритет в начислении амортизации для целей налогообложения должен быть отдан современным средствам производства, таким как полностью автоматизированные линии производства, энергосберегающее оборудование, системы очистки и защиты окружающей среды и т.п.
  2. С целью стимулирования спроса на современные средства производства, таких как роботы, необходимо сформировать отдельную группу основных фондов, включив их в эту группу. Норму амортизации на роботы целесообразно установить на уровне 100% в расчете на год. Это будет означать, что расходы на приобретение роботов должны полностью амортизироваться в течение первого года их использования.
  3. Выделить в отдельную группу основных фондов оборудование, которое используется в биотехнологиях. Годовая норма амортизации на основные фонды этой группы должна быть установлена на уровне 50%.
  4. Целесообразно выделить также в отдельную группу для целей налогообложения сельскохозяйственную технику и установить для этой группы нормы амортизации на уровне, не ниже, чем для компьютерной техники.
  5. С целью воссоздания у предприятий мотивации к инвестированию в новые основные фонды целесообразно упразднить порядок, в соответствии с которым расходы на улучшение основных фондов включаются в состав валовых расходов.

Совершенствование системы начисления амортизации осуществляется посредством принятия управленческих решений с помощью обобщающей методики на основе выбора из всей совокупности оптимальных методов.

Таким образом, амортизационные отчисления на каждом предприятии включаются в себестоимость продукции, а сумма выручки от реализации продукции является источником финансирования инвестиций предприятия. В целом от амортизационной политики, которая проводится в стране, во многом, зависит социально-экономический прогресс общества.

В научных источниках предлагаются различные подходы к разработке амортизационной политики предприятий как значимого элемента в финансовой политике предприятия, с целью увеличение финансирования инвестиций в основной капитал за счет своих собственных денежных средств. Можно выделить следующие пути формирования амортизационной политики предприятий:

  1. Амортизационная политика и отбор источников финансирования. Амортизационная политика должна заключатся в теснейшей взаимосвязанности с финансовой политикой, а если быть точнее с политикой формирования капитала в вопросе отбора источника финансирования. Все источники финансирования инвестиций делятся на внутренние и внешние, и, как правило, совместное их использование также возможно. Какие именно источники выберет предприятие, уже полностью зависит от сферы деятельности организации, финансового положения, ее возможностей финансирования за счет своих собственных денежных средств, а именно чистой прибыли и амортизации. На сегодняшний день на предприятиях используется в большинстве случаев смешанное финансирование, то есть за счет собственного капитала и заемных ресурсов. Связь амортизационной политики с политикой формирования денежного капитала состоит в выборе источников финансирования инвестиций. При этом менее предпочтительным является использование заемных средств. Лучше всего использовать собственные средства, не исключая использование и амортизационных отчислений. Как преимущество амортизации, как источника финансирования инвестиций в капитал, можно обозначить следующие факторы:
    • степень доступности для организации;
    • уровень стоимости (амортизационные отчисления – инвестиционный ресурс, который не имеет стоимости и является «бесплатным» для предприятий).
  2. Амортизационная политика и планирование инвестиций. В процессе разработки амортизационной политики основным условием должно быть включение процессов, связанных с планированием и управлением амортизационными отчислениями, их превращения в источник инвестирования в основной капитал, а значит, в амортизационные ресурсы для увеличения денежных потоков предприятия. Данный подход предполагает, что амортизационная политика будет разработана в теснейшей связи с элементом финансовой политики, а именно, инвестиционная политика, а значит, в составлении финансовых потоков инвестиционного проекта при учете всевозможных источников финансирования, методов начисления амортизации, а также определение сроков эксплуатации объектов основных средств. Данная взаимосвязь заключается в создании инвестиционных проектов планируемых в дальнейшем капиталовложений. Данный подход предполагает разрешение следующих, поставленных задач перед предприятием:
    • обозначение жизненного цикла проекта, который будет полностью совпадать со сроком использования объекта основных средств;
    • обозначение источников финансирования инвестиций;
    • обозначение методов исчисления амортизации.

    Из этого следует, что наиболее актуальным, с точки зрения повышения уровня инвестиционного потенциала организации, есть выбор минимального срока использования объекта основного средства и в преимущественном применении ускоренных методов начисления амортизации.

  3. Амортизационная политика и политика формирования и распределения прибыли. Формирование амортизационной политики должно осуществляться в очень тесной взаимосвязи с политикой формирования прибыли и ее распределения. Связь амортизационной политики и политики формирования прибыли обусловлена обозначением приемлемых показателей прибыли и рентабельности предприятия. Общепризнанным фактом является тот факт, что амортизационные отчисления, которые включаются в себестоимость производимой продукции, оказывают непосредственно прямое воздействие на показатели прибыльности предприятия. Следовательно, ускоренные методы амортизации наиболее выгодны с инвестиционной точки зрения, они позволяют списывать значительно большую часть активов в первоначальном периоде их эксплуатации, в этот же момент увеличивают себестоимость продукции, а значит, оказывают негативное воздействие на показатели прибыльности, а в первую очередь, на показатель валовой прибыли, и как впоследствии, на заключительный финансовый результат – чистую прибыль. Понижение абсолютных показателей прибыли может привести, в свою очередь, и к понижению показателей рентабельности предприятия.

Таким образом, связь амортизационной политики с политикой распределения прибыли базируется на выборе возможных путей понижения налоговой нагрузки на предприятии. А значит, снижение величины прибыли предполагает снижение уровня налога на прибыль. Ускоренное списание основного средства в свою очередь предусматривает понижение налога на имущество организации. Следует отметить, что осуществление формирования амортизационной политики во взаимосвязанности с политикой формирования и политикой распределения прибыли должно основываться на выборе оптимальных показателей, которые достоверно характеризуют финансовое положение предприятия. А это значит, что формирование амортизационной политики предприятия необходимо осуществлять в максимально тесной связи с его финансовой политикой.

Источник:

Тамахина Е.В. Особенности формирования амортизационной политики предприятия // Academy. – 2015. – № 2 (2). – С. 18-22.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна