Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Первичные и вторичные доходы
Первичные доходы – это доходы, которые образуются в сфере материального производства в процессе создания и первичного распределения вновь созданной стоимости (национального дохода). Такое распределение осуществляется непосредственно на предприятиях и в отраслях, где он создается. Одна его часть поступает в индивидуальное распоряжение работников в форме заработной платы, а также в форме доходов работников города и села от индивидуальной трудовой деятельности и подсобного хозяйства. Вторую часть (дополнительный продукт в форме прибыли) присваивают владельцы средств производства и капитала в виде предпринимательского дохода, процента на капитал, дивидендов, земельной ренты. Эти доходы называют первичными, или основными, поскольку их получают непосредственно те, кто создает национальный доход или являются собственниками отдельных факторов производства. В то же время факторные доходы первичны, поскольку каждый из них связан с определенным фактором производства – рабочей силой, средствами производства, землей.
Величина совокупного дохода всех участников первичного распределения зависит от масштабов производства, его эффективности, производительности труда, а доля каждого из участников (рабочего, владельца средств производства, капитала и т.п.) – от соотношения сил между трудом и капиталом, уровня их организации.
На первичное распределение доходов влияет государственная политика регулирования доходов, которая в странах с социально развитой рыночной экономикой преимущественно сводится к установлению нижнего предела заработной платы, ориентированному на обеспечение прожиточного минимума, а также верхнего предела номинальной заработной платы. Установление верхней границы обосновывается необходимостью борьбы с инфляционными тенденциями и необходимостью снижения издержек производства на единицу продукции, что, в свою очередь необходимо для обеспечения высокой конкурентоспособности национальной экономики, поощрения к накоплению капиталов.
Механизм, степень и характер государственного регулирования первичных доходов в различных странах неодинаковы, зависят от развития и состояния экономики, характера производственных отношений, политической системы и других факторов. В то же время они имеют нечто общее во всех странах. В частности, как показывает мировой опыт, доля заработной платы в новой стоимости при первоначальном распределении должна быть не меньше 2/3, а доля прибыли – не больше ее трети. Там, где эта доля прибыли растет за счет уменьшения заработной платы, происходит снижение заинтересованности рабочих в продуктивной работе, имеют место трудовые конфликты, которые негативно сказываются на производстве, его эффективности.
Производные (вторичные) доходы – это доходы, которые получают работники нематериальной сферы, а также неработоспособная часть населения в процессе перераспределения первичных доходов (национального дохода). Такое перераспределение необходимо, поскольку на стадии распределения национального дохода не учитываются потребности нематериальной сферы (образование, здравоохранение, культура, оборона социальная защита нетрудоспособной части населения и др.). Перераспределение национального дохода осуществляется через оплату услуг, систему цен, взносов в фонды социального обеспечения, благотворительных, религиозных фондов и т.д.
Основным инструментом такого перераспределения во всех странах является государственный бюджет. В начале XX в. в бюджетах ведущих капиталистических государств аккумулировалось 5-10% национального дохода (ныне 40-50%). В бывшем СССР через государственный бюджет перераспределялось 2/3 национального дохода. В Украине в 1994 – 83%. Такая чрезмерная концентрация денежных средств в руках государства свидетельствует о высокой степени огосударствления экономики и ее бюрократизации. С демократизацией общественной жизни, разгосударствлением собственности эта доля будет уменьшаться.
Производные доходы население получает из бюджета различных фондов (государственных, частных, благотворительных, профсоюзных и т.д.) в форме заработной платы работникам сферы нематериального производства, пенсий, стипендий, разовой помощи отдельным категориям граждан.