Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Что понимают под дерегулированием экономики?
Дерегулирование – сокращение (отмена) государственной регламентации предпринимательской деятельности. Дерегулирование касается, прежде всего, прямого или административно-правового регулирования. Государственное регулирование экономики – стабильный компонент современной социально ориентированной рыночной системы, необходимое условие обеспечения процесса воспроизводства общественного капитала. Происходит в двух измерениях: во времени и в пространстве, то есть в разное время осуществляется с разной интенсивностью, распространяется на меньшее или большее количество хозяйствующих субъектов.
В странах с развитой экономикой определились отрасли (секторы), находящихся под относительно постоянным и особенно жестким государственным контролем. В США они получили название «регулируемых». Это, прежде всего, железнодорожный, междугородный автомобильный, авиационный и водный транспорт, производство электроэнергии, добыча природного газа, система связи, атомная энергетика. Государственное регулирование этих отраслей началось давно. Комитет по транспорту и торговле между штатами был создан еще в 1887 г. Несколько позже – Федеральный комитет по энергетике (1934 г.), Федеральный комитет по коммуникациям (1934 г.), Управление гражданского воздухоплавания (1938 г.), Комитет по атомной энергетике (1946 г.) и др.
Последствия государственного регулирования экономики были неоднозначными. Обеспечение «общественного интереса» (главный аргумент в пользу регулирования) было связано со значительными экономическими убытками. Ограничение конкуренции в регулируемых секторах повлекло снижение их эффективности, разрастание государственного аппарата регулирования. В 70-х в США, как и в большинстве западных стран, утвердилось мнение, что цена регулирования слишком высока, что убытки от него превышают выгоды. 80-е гг. на Западе характеризовались волной дерегулирования. Наиболее яркими его проявлениями стали «рейганомика» и «тетчеризм» – экономическая политика, которую проводили президент США Г. Рейган и премьер-министр Великобритании Г. Тэтчер. Суть ее – в ослаблении государственного контроля за экономикой, сокращении государственного хозяйственного сектора, сужении многих социальных программ. Подобные процессы имели место и в других странах Запада. Произошло экономическое и социальное дерегулирование.
Теоретические основы дерегулирования – неоклассическое направление экономической теории, обосновывающее низкую эффективность и даже вредность государственного регулирования социально-экономических процессов. Регулирование допускается лишь при условии, что это единственный способ решения проблемы, что оно ограничено во времени (сворачивается после того, как цель достигнута) и не используется в политических целях. В начале 90-х в США появился новый термин – «ре-регулирование», что означает обратное направление в общественной мысли и экономической политике государства. Сторонники ре-регулирования утверждают, что процесс дерегулирования произошел слишком быстро и поэтому необходимо восстановить определенные формы регулирования.
История развития государственного регулирования экономики свидетельствует о существовании его своеобразного цикла, в котором фаза дерегулирования сменяется фазой ре-регулирования. В основе дерегулирования лежит противоречивый характер последствий государственного регулирования экономики, циклическая природа хозяйственного развития, изменения политических настроений в обществе. Так, приход к власти в стране консервативной партии часто означает начало процесса дерегулирования.