Государственное предпринимательство

Государственное предпринимательство – организационно-хозяйственная деятельность, порядок создания государством собственных предприятий, планирование и управление различными формами государственных предприятий.

Предприятия государственного сектора в странах с социальной рыночной экономикой создаются для:

  • обеспечения рабочих мест, ослабления циклических колебаний в экономике, в частности экономического кризиса,
  • содержания отраслей коммунального хозяйства – водоснабжения, электроснабжения, телефонной связи, муниципального транспорта, что обусловлено необходимостью создания социальных гарантий потребления этих видов услуг для абсолютного большинства населения и соответственно контроля за ценами в этих отраслях,
  • обеспечения обороноспособности страны, которая под влиянием интересов военных лобби в законодательных органах и других факторов превышает пределы целесообразности, перерастает в гигантский рынок оружия,
  • пополнения государственного бюджета. В этом случае создавались фискальные монополии, соответствующие виды предприятий (соляная – в Австрии, Германии, Франции и в других странах; водочно-спиртовая – во Франции, Германии и спичечная во Франции).

Наибольшего развития государственное предпринимательство получило в развитых странах мира в военный период, а после Второй мировой войны – в 50-60-е гг. Так, в Англии, Австрии, Италии на государственных предприятиях было занято более 20% совокупной рабочей силы, производилось почти 20% валового национального продукта (в Австрии до 30%). На государственных предприятиях Австрии добывали до 85-90% каменного угля, нефти, железной руды, выплавляли почти столько же чугуна, стали, цветных металлов и т.д. На предприятиях строительной, машиностроительной, деревообрабатывающей и других отраслей государство контролировало более 40% капитала. Во Франции собственностью государства являются железные дороги, угольная промышленность, электроэнергетика и др. В 60-х гг. уровень производительности труда на государственных предприятиях Англии был выше, чем в негосударственном секторе. Быстрее росла и производительность труда. В 1971 г. каждый занятый на государственных предприятиях создавал до 2500 фунтов стерлингов национального дохода, а в обрабатывающей промышленности, которая не была сферой государственного предпринимательство, – лишь 1900 фунтов стерлингов. В последующие годы в результате промонополистической политики цен на государственных предприятиях росла финансовая задолженность, что стало основной причиной политики разгосударствления и приватизации в 80-е гг. – первой половины 90-х гг. после прихода к власти консервативных правительств.