Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Государственное регулирование предпринимательства
Государственное регулирование предпринимательства – формы, методы и средства государственного влияния на деятельность предприятий и организаций для создания нормальных условий их функционирования, а также развития и ослабления негативных тенденций такой деятельности.
В условиях свободной рыночной экономики (начало XVI – конец XIX в.) осуществлялось преимущественно стихийное саморегулирование экономики с помощью механизма свободной (совершенной) конкуренции, стихийного переливания капитала между отраслями, свободного ценообразования и т.д., без широкомасштабного вмешательства государства в экономику. Государству в этот период отводилась роль «ночного сторожа» (защита частной собственности, контроль за соблюдением правил свободной конкуренции и выполнение только тех функций, которые отдельные предприниматели не могли выполнить или делали это экономически неэффективно. Предпринимательская деятельность на этой низшей стадии развития капитализма осуществлялась в основном на небольших предприятиях. Так, в Париже в 50-х XIX в. преобладали предприятия с количеством занятых до 5 человек, средние предприятия насчитывали до 50 наемных работников. В то время не существовало маркетинговой деятельности, не использовался труд менеджеров. Господствующей формой собственности была индивидуальная капиталистическая собственность. Поэтому определенная организация и планомерность осуществлялись в незрелых формах лишь в пределах мелких и средних предприятий. Такая, в основном неконтролируемая предпринимательская деятельность, в рамках механизма свободной конкуренции постепенно обусловила общественный характер производства (в результате развития и углубления общественного разделения труда, специализации, кооперирования между предприятиями, рост их объемов и т.д.), что при господстве частнокапиталистической формы собственности привело к первому экономическому кризису в 1825 г. Эти кризиса повторялись через 10-11 лет. Чтобы ослабить их глубину, необходимо было государственное регулирование экономики, в т.ч. предпринимательской деятельности.
Постепенно свободный рыночный механизм с присущей ему нескоординированной, слабо контролируемой и регулируемой в масштабе общества деятельностью частных предпринимателей привел к появлению монополистических тенденций в народном хозяйстве и возникновению монополий. Чтобы ослабить эти тенденции, не допустить полного подавления конкуренции (как мощной движущей силы развития) нужны были совершенное антимонопольное законодательство и надежный контроль государства за его соблюдением. Механизм рыночного саморегулирования экономики также привел к неравномерному и диспропорциональному развитию производительных сил общества, отдельных регионов страны, несправедливому распределению богатства (что усилило классовую поляризацию общества), к отсутствию социальной защищенности людей, экологическому кризису.
В конце XIX в. с переходом низшей стадии капитализма в высшую (этот переход завершился на рубеже двух веков) определяющую роль в экономической системе начали играть крупные монополистические предприятия, наиболее адекватной формой существования которых стала акционерная собственность. Такие предприятия изучали рынок, привлекали к управлению производством и собственностью широкий круг менеджеров (благодаря чему произошло отделение капитала-собственности от капитала-функции), внедряли достижения науки в производство, новые формы организации производства и труда. Они способствовали углублению общественного разделения труда, расширению масштабов организованности и планомерности. В то же время предпринимательская деятельность в пределах монополизированного сектора экономики сопровождалась установлением монопольно высоких цен. Это тормозило научно-технический прогресс, перераспределяло часть стоимости, созданной на мелких и средних предприятиях, в пользу крупных монополий. Это, в свою очередь, еще больше усилило неравномерность в распределении богатства, углублявшиеся в результате этих процессов экономические кризисы перепроизводства (кризис 1929-33 гг.).
Основные методы государственного регулирования предпринимательской деятельности – административные, правовые и экономические.
Административные методы основаны на силе государственной власти, в частности на мероприятиях запрета, разрешения и принуждения. Они воплощаются в жизнь с помощью указов, распоряжений. В развитых странах мира применяются в основном в сфере охраны окружающей среды. В то же время их роль значительно возрастает в сложных критических ситуациях.
Правовые методы воплощаются в практику посредством принятия соответствующих законов, в частности антимонопольного законодательства и законов антимонопольной деятельности государства.
Экономические методы базируются на использовании налогов, финансово-кредитных рычагов, цен и тарифов. Различают прямые (с помощью бюджетной политики) и косвенные (с помощью налоговой инвестиционной, амортизационной и других форм экономической политики) экономические методы. Прямые методы регулирования предпринимательской деятельности дают быстрый эффект, косвенные – отдаленный во времени. Так, после принятия нового налогового законодательства ожидаемый эффект наступает через 1,5-2 года. Главным инструментом воздействия государства на предпринимательскую деятельность является налоговая политика, в частности использование инвестиционного налогового кредита. В США, например, такой кредит означает снижение налогооблагаемого минимума на сумму капиталовложений на приобретение машин и оборудования. Льготные инвестиционные кредиты предоставляют предприятиям в Германии для освоения отсталых регионов, специальные инвестиционные кредиты – для создания высокотехнологичных производств, субсидии – согласно структурной программе развития средних городов и др. Во Франции при создании новых промышленных зон предприятия, специализирующиеся на производстве определенных видов продукции, получают налоговые льготы сроком на 10 лет. В Англии не изымаются налоги при осуществлении капиталовложений в оборудование на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а при осуществлении капиталовложений в строительство сооружений они снижаются почти на 80%.