Государственное регулирование предпринимательства

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Государственное регулирование предпринимательства – формы, методы и средства государственного влияния на деятельность предприятий и организаций для создания нормальных условий их функционирования, а также развития и ослабления негативных тенденций такой деятельности.

В условиях свободной рыночной экономики (начало XVI – конец XIX в.) осуществлялось преимущественно стихийное саморегулирование экономики с помощью механизма свободной (совершенной) конкуренции, стихийного переливания капитала между отраслями, свободного ценообразования и т.д., без широкомасштабного вмешательства государства в экономику. Государству в этот период отводилась роль «ночного сторожа» (защита частной собственности, контроль за соблюдением правил свободной конкуренции и выполнение только тех функций, которые отдельные предприниматели не могли выполнить или делали это экономически неэффективно. Предпринимательская деятельность на этой низшей стадии развития капитализма осуществлялась в основном на небольших предприятиях. Так, в Париже в 50-х XIX в. преобладали предприятия с количеством занятых до 5 человек, средние предприятия насчитывали до 50 наемных работников. В то время не существовало маркетинговой деятельности, не использовался труд менеджеров. Господствующей формой собственности была индивидуальная капиталистическая собственность. Поэтому определенная организация и планомерность осуществлялись в незрелых формах лишь в пределах мелких и средних предприятий. Такая, в основном неконтролируемая предпринимательская деятельность, в рамках механизма свободной конкуренции постепенно обусловила общественный характер производства (в результате развития и углубления общественного разделения труда, специализации, кооперирования между предприятиями, рост их объемов и т.д.), что при господстве частнокапиталистической формы собственности привело к первому экономическому кризису в 1825 г. Эти кризиса повторялись через 10-11 лет. Чтобы ослабить их глубину, необходимо было государственное регулирование экономики, в т.ч. предпринимательской деятельности.

Постепенно свободный рыночный механизм с присущей ему нескоординированной, слабо контролируемой и регулируемой в масштабе общества деятельностью частных предпринимателей привел к появлению монополистических тенденций в народном хозяйстве и возникновению монополий. Чтобы ослабить эти тенденции, не допустить полного подавления конкуренции (как мощной движущей силы развития) нужны были совершенное антимонопольное законодательство и надежный контроль государства за его соблюдением. Механизм рыночного саморегулирования экономики также привел к неравномерному и диспропорциональному развитию производительных сил общества, отдельных регионов страны, несправедливому распределению богатства (что усилило классовую поляризацию общества), к отсутствию социальной защищенности людей, экологическому кризису.

В конце XIX в. с переходом низшей стадии капитализма в высшую (этот переход завершился на рубеже двух веков) определяющую роль в экономической системе начали играть крупные монополистические предприятия, наиболее адекватной формой существования которых стала акционерная собственность. Такие предприятия изучали рынок, привлекали к управлению производством и собственностью широкий круг менеджеров (благодаря чему произошло отделение капитала-собственности от капитала-функции), внедряли достижения науки в производство, новые формы организации производства и труда. Они способствовали углублению общественного разделения труда, расширению масштабов организованности и планомерности. В то же время предпринимательская деятельность в пределах монополизированного сектора экономики сопровождалась установлением монопольно высоких цен. Это тормозило научно-технический прогресс, перераспределяло часть стоимости, созданной на мелких и средних предприятиях, в пользу крупных монополий. Это, в свою очередь, еще больше усилило неравномерность в распределении богатства, углублявшиеся в результате этих процессов экономические кризисы перепроизводства (кризис 1929-33 гг.).

Основные методы государственного регулирования предпринимательской деятельности – административные, правовые и экономические.

Административные методы основаны на силе государственной власти, в частности на мероприятиях запрета, разрешения и принуждения. Они воплощаются в жизнь с помощью указов, распоряжений. В развитых странах мира применяются в основном в сфере охраны окружающей среды. В то же время их роль значительно возрастает в сложных критических ситуациях.

Правовые методы воплощаются в практику посредством принятия соответствующих законов, в частности антимонопольного законодательства и законов антимонопольной деятельности государства.

Экономические методы базируются на использовании налогов, финансово-кредитных рычагов, цен и тарифов. Различают прямые (с помощью бюджетной политики) и косвенные (с помощью налоговой инвестиционной, амортизационной и других форм экономической политики) экономические методы. Прямые методы регулирования предпринимательской деятельности дают быстрый эффект, косвенные – отдаленный во времени. Так, после принятия нового налогового законодательства ожидаемый эффект наступает через 1,5-2 года. Главным инструментом воздействия государства на предпринимательскую деятельность является налоговая политика, в частности использование инвестиционного налогового кредита. В США, например, такой кредит означает снижение налогооблагаемого минимума на сумму капиталовложений на приобретение машин и оборудования. Льготные инвестиционные кредиты предоставляют предприятиям в Германии для освоения отсталых регионов, специальные инвестиционные кредиты – для создания высокотехнологичных производств, субсидии – согласно структурной программе развития средних городов и др. Во Франции при создании новых промышленных зон предприятия, специализирующиеся на производстве определенных видов продукции, получают налоговые льготы сроком на 10 лет. В Англии не изымаются налоги при осуществлении капиталовложений в оборудование на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а при осуществлении капиталовложений в строительство сооружений они снижаются почти на 80%.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна