Государственное регулирование рынка рабочей силы

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Государственное регулирование рынка рабочей силы – совокупность основных направлений, форм и методов целенаправленного воздействия государства на условия продажи и использования рабочей силы. Государственное регулирование рынка рабочей силы обусловлено неспособностью рыночной системы обеспечить воспроизводство рабочей силой необходимого качества (ее общеобразовательного и квалификационного потенциала), уменьшить растущую безработицу, а также обеспечить значительную часть безработных средствами к существованию.

Основные направления государственного регулирования рынка рабочей силы:

  • подготовка и переподготовка рабочей силы,
  • стимулирование процесса создания новых рабочих мест и сохранение существующих,
  • влияние на процесс купли-продажи рабочей силы и ее использования.

Различают прямое и косвенное государственное регулирование рынка рабочей силы. Первое осуществляется с помощью правовых и административных методов, второе – в основном экономическими методами (налоговой, кредитной, амортизационной и с помощью других форм экономической политики). В целом государственное регулирование рынка рабочей силы происходит с использованием экономических, правовых, административных рычагов. Его теоретическая основа – кейнсианство и институционализм. Среди взглядов Дж. Кейнса на эту проблему – прежде всего постулаты о невозможности существования капиталистической экономической системы без активного государственного регулирования, о вынужденном характере безработицы (представители неоклассического направления утверждали о добровольном характере безработицы) и др. В то же время в 80-х – первой половине 90-х гг. с приходом к власти в некоторых развитых странах мира консервативных правительств определенную роль в концептуальном обосновании государственного регулирования рынка рабочей силы сыграло неоклассическое направление, в частности, концепция «экономики предложения», что выразилось в сокращении государственных расходов на воспроизводство рабочей силы.

Экономические рычаги процесса государственного регулирования рынка рабочей силы – развитие государственного предпринимательства, государственные закупки товаров и услуг, предоставление налоговых льгот и субсидий негосударственным предприятиям по созданию дополнительных рабочих мест, амортизационная, региональная, денежно-кредитная политика и т.д.

Правовые рычаги государственного регулирования рабочей силы – принятие законов и законодательных актов о продолжительности рабочего дня, оплачиваемых отпусков, величине минимальной заработной платы, начале трудоспособного возраста и выходе на пенсию и т.д.

Административные рычаги – приказы, постановления, распоряжения правительства. Так, в США комплекс экономических, социальных и трудовых отношений, значительная часть которых касается рынка рабочей силы, регулируется 202-томним «Сведением федеральных законов и обязательных постановлений».

Организационные рычаги государственного регулирования рынка рабочей силы – организация служб занятости и трудоустройства, учреждений профессионального и среднего образования, социального обеспечения безработных и др.

Путем использования государственного предпринимательства государство расширяет масштабы общественных работ (строительство дорог, мостов и т.п.), увеличивает объемы капиталовложений в основном в период экономического кризиса и др. При закупке товаров и услуг оно заключает государственные контракты с крупными компаниями и обязывает их передавать выполнение части таких заказов мелким и средним компаниям, привлекая таким образом к их выполнению значительную долю трудоспособного населения (в США – до 20% совокупной рабочей силы). Государственные расходы на потребление в 1995 г. составляли в странах Европейского Союза почти 17% от величины ВВП, 17% – в США, свыше 10% – в Японии. Средние темпы государственных закупок в 1981-94 гг. были самыми высокими в Ирландии (более 4%), Японии, Люксембурге, Австралии (от 3 до 4%), Норвегии, США, Канаде, Португалии (до 2,5%). Весомое влияние на занятость рабочей силы имеет трудоустройство части наемных работников в государственных учреждениях среднего, среднего специального и высшего образования, здравоохранения и др.

В структуре государственных расходов на регулирование рынка рабочей силы и программы подготовки и переподготовки безработных направляется в среднем до 50% всех расходов, причем большая часть этих средств – на поддержку и увеличение занятости среди безработных. Непосредственное влияние на рынок рабочей силы, в частности уменьшение безработицы, имеет активная региональная политика, прежде всего государственные ассигнования на развитие отсталых регионов.

Среди косвенных рычагов влияния – предоставление налоговых льгот и дотаций предприятиям и компаниям за создание рабочих мест, компенсация расходов, связанных с поисками работы и трудоустройством, прямые выплаты предпринимателям за каждого трудоустроенного и т.д.

Рычаги социальной защиты – выплата пособия безработным, индексация денежных доходов населения в случае быстрого роста цен, предоставление помощи на время переподготовки, помощь малообеспеченным семьям и т.д. Так, в Западной Европе в середине 90-х гг. на переподготовку рабочей силы расходовалось 0,3% от объемов ВВП, на непосредственное создание рабочих мест – 0,2%, на поддержку молодежи – 0,2%, на помощь безработным – 2,2%, на помощь при условии раннего выхода на пенсию – 0,5%.

В то же время для получения помощи по безработице в Великобритании необходимо было проработать на предприятии или в организации не менее 11 недель, в США – 20 недель, в Швеции – 5 месяцев, Швейцарии, Франции, Италии – 1 год, в Голландии, Германии – 3 года. Максимальная продолжительность выплаты пособия безработным была крупнейшей в Финляндии (2 года), Голландии – 38 месяцев, Франции, Дании – по 30 месяцев, наименьшая – в США (26 недель), Швейцарии – 50 недель, Великобритании – 52 недели. Средняя величина выплат - от 50 до 75% реальной заработной платы.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна