Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Государственные доходы
Государственные доходы – выраженные в денежной форме отношения собственности (присвоения) между государством и юридическими и физическими лицами в процессе изъятия (присвоения) государством части необходимого и прибавочного продукта.
Относительно структуры государственных доходов – это денежная форма доходов государства, полученных посредством изъятия налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов и помощи для финансирования выполняемых государством функций.
Государственные доходы возникают с появлением государства, выполнения им соответствующих функций, неспособности негосударственных организаций и институтов обеспечить стабильное развитие общества. Основным источником доходов в большинстве общественно-экономических формаций были налоги. Они обеспечивали 95-97% государственных доходов. В рабовладельческом обществе значительная часть государственных доходов формировалась за счет присвоения дополнительного и части необходимого продукта, созданного трудом рабов в рудниках, крупных государственных мастерских, а также за счет налоговых поступлений от граждан. При феодализме основным источником государственных доходов были налоги в денежной и натуральной форме, которые взимались с земельных владений короля. При капитализме почти 95% государственных доходов формируется за счет налогов.
Государственные доходы делятся на внутренние и внешние. Первые государство получает внутри страны, вторые – за ее пределами (кредиты, помощь из других стран).
К внешним источникам некоторые государства прибегают преимущественно во время войны. Так, во время Второй мировой войны почти 1/3 всех государственных доходов в Германии и Японии приходилось на внешние источники. Кредиты из других стран, международных экономических организаций пытается получить Украина, другие государства СНГ, страны бывшего социалистического содружества и третьего мира.
К внутренним государственным доходам относятся различные виды налогов и неналоговые доходы.
Так, источником доходов центрального (федерального) бюджета являются подоходный налог, налог на прибыль компаний, акцизы, таможенные сборы, доходы от государственных займов, от государственных предприятий и арендной платы за государственное имущество и т.д. Источником доходов членов федерации (в США – штатов, в Германии – земель, в Швейцарии – кантонов) и местных органов власти является имущественный налог, отдельные акцизы, выпуск займов, доходы от муниципальной собственности и т.д. Неналоговые доходы – доходы от государственных предприятий и имущества и государственный кредит. В начале XX в. с помощью налогов в развитых странах мира в государственные доходы аккумулировалось до 10% национального дохода, а в конце века – почти 50%.
Значительные количественные изменения в величине налогов сопровождаются серьезными качественными сдвигами. Налоги из чисто фискального явления превратились в важный инструмент государственного регулирования экономики, функционирования и развития современной экономической системы. В частности, без их взыскания и последующего распределения невозможно было бы обеспечить нормальный процесс воспроизводства любого элемента экономической системы, в т.ч. современного работника (как основной производительной силы), науки и т.п., сформировать эффективный хозяйственный механизм, обеспечить плюрализм форм собственности и др. В определенной степени эта категория отражает реальные отношения собственности в непосредственном производстве, распределении, обмене и потреблении.
Основными видами налогов в развитых странах мира является личный подоходный налог с граждан, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль компаний и налог на социальное страхование. Удельный вес подоходного налога с граждан в государственных доходах в развитых странах (государствах – членах ОЄСР, к которой входят 24 самые мощные страны мира) составляла в середине 90-х гг. до 30%, а в некоторых государствах (Австралия, Финляндия, Дания, Германия) – почти 48%. Во Франции и Греции его удельный вес значительно меньше – до 12,5%. Из заработной платы типичного работника в развитых странах взимается до 33% подоходного налога. В то же время тут наблюдается снижение максимальной ставки подоходного налога с граждан, что наиболее выгодно крупным капиталистам. Налог на добавленную стоимость (как универсальный акциз) в развитых странах мира колеблется от 14 до 25% в общей сумме налоговых поступлений в государственный бюджет. Его рост в последние десятилетия сопровождался уменьшением в большинстве стран доли налога на прибыль компаний. Так, в США с 1955 г. по 1994 г. удельный вес налога на добавленную стоимость сократился с 20 до 7%, в Канаде – с 17 до 8%. В Италии, Бельгии он несколько вырос. Удельный вес налога на социальное страхование в развитых странах мира в середине 90-х достиг до 24%.
В зависимости от устройства государства (унитарная или федеративная) субъектами государственных доходов являются государственный и местный бюджеты (в унитарном государстве) или еще и бюджеты членов федерации (в федеративном государстве). Наибольшая доля государственных доходов в государстве любого устройства приходится на центральный (государственный, республиканский, федеральный) бюджет. Так, в США в 1995 г. доходы федерального правительства составляли почти 1,4 трлн. долл., а доходы штатов и местных органов власти – до 1 трлн. долл. Основными статьями доходов федерального бюджета являются индивидуальный подоходный налог (в 1995 г. – свыше 590 млрд. долл.), налог на социальное страхование (до 485 млрд. долл.), налог на доходы корпораций (почти 158 млрд. долл.). Основными статьями доходов государства на уровне штатов и местных органов власти в 1995 г. были налог на добавленную стоимость (до 197 млрд. долл.), имущественный налог (почти 179 млрд. долл.), дотация из федерального бюджета (до 180 млрд. долл.), индивидуальный подоходный налог (почти 116 млрд. долл.).