Государственный бюджет

Государственный бюджет – смета ежегодных доходов и расходов государства, заранее разработанная правительством и утвержденная законом. Сущность бюджета каждой страны определяется социально-экономическим строем общества, уровнем развития производительных сил, природой существующих форм собственности, выполняемых государством функций и другими факторами.

Впервые (почти 500 лет назад) попытку разработать основы государственных финансов осуществил средневековый арабский мыслитель Ибн Хальдун. Государство, кроме выполнения властных функций, стимулирует развитие экономики и науки, формирует рынок товаров и услуг и т.д. Вследствие этого государственные финансы, в т.ч. налоги и расходы, являются составным элементом человеческой цивилизации. С расширением функций государства неизбежно увеличение налогов, величина которых должна зависеть, прежде всего, от стимулирования ими деловой активности. Это положение акцентирует внимание на эффективности налогов и деятельности государства. Ибн Хальдун считал, что критериями налогообложения в буржуазном обществе являются справедливость, равенство, платежеспособность и т.д. Такая оценка в значительной степени совпадает со сформулированными в конце XX в. американскими учеными П. Самуэльсоном и Д. Нордхаузом критериями оценки основных функций государства – справедливостью, эффективностью и стабильностью. В то же время средневековый философ предостерегал от запрета государством заниматься производством и коммерцией частным лицам.

Американский экономист И. Шумпетер бюджет государства ставил в органическую зависимость от эволюции экономической системы, социальной организации общества. Чрезмерные налоги вступают в противоречие с экономическими потребностями общества, тормозят продуктивный и эффективный экономический рост, что, в свою очередь, разрушает финансовую базу правового государства.

Некоторые западные ученые (американские экономисты Е. Хансен, Дж. Кларк, Г. Масгрейв и др.) рассматривают бюджет государства как одно из наиболее эффективных средств решения экономических проблем, достижения экономической стабильности. Они справедливо видят в нем важный регулятор экономики, инструмент экономического планирования.

Государственные финансы, по мнению американского ученого Дж. Бьюкенена, должны способствовать продолжительному развитию и процветанию.

Американские ученые Дж. Кейнс, С. Харрис и другие пытались доказать благотворное влияние на развитие экономики даже бюджетных дефицитов. Это, по их мнению, обусловлено тем, что растущие расходы бюджета государства направляются на оздоровление частных компаний, оплату многочисленных государственных заказов крупным корпорациям, проведение общественных работ и др.

Еще одним направлением теоретического осмысления необходимости значительного по величине бюджета государства является потребность в общественных или коллективных благах: образовании, здравоохранении, национальной безопасности, правопорядке, охране окружающей среды и т.д. Так, согласно взглядам Масгрейва, функциями общественных финансов являются: предоставление общественных товаров и услуг, корректировка распределения доходов и имущества, поддержание высокого уровня занятости при достаточной стабильности цен. Потребление таких благ должно происходить в условиях повышения общего благосостояния всех членов общества. Если растет благосостояние определенного социального слоя или группы, то при этом не должно изменяться благосостояние других слоев населения. В западной экономической литературе эти принципы получили название «оптимума Парето» (от имени итальянского ученого А. Парето).

Формируя бюджет государства, чаще всего используют метод бюджетного вычисления (непосредственных оценок), при котором размеры бюджетных расходов и доходов устанавливает Министерство финансов страны (этот метод используется в США, Германии, Англии и других странах) на основании тщательного изучения основных показателей экономической конъюнктуры и их динамики. Доходы бюджета государства в развитых странах мира более чем на 90% формируются за счет налоговых поступлений. При этом в последние десятилетия XX в. постоянно росла их доля в национальном доходе, валовом внутреннем продукте (ВВП) и в других агрегатных показателях. Так, в США доля налогов в ВВП возросла с 23,6% в 1955 г. до 31,5% в 1994, во Франции – соответственно с 32% до 48,9%, в Англии – с 29,8% до 36,4%, в Швеции – с 25,5% до 58,4%, в Японии – с 17% до 39,3%. Материальной основой такого роста является прогресс производительных сил (например, в США производственные фонды за период 1980-94 гг. были обновлены почти на 70%), повышение эффективности общественного производства, рост реальных доходов большинства населения и другие факторы.

Объективная необходимость оптимального роста налогов продиктована действием закона огосударствления экономики (огосударствление национального дохода является наиболее обобщающим показателем этого процесса), растущими потребностями в макроэкономическом регулировании народного хозяйства из единого центра, обострением экологических проблем и т.д.

Основными видами налогов в развитых странах мира являются: личный подоходный налог, налог на социальное страхование и налог на добавленную стоимость. Личный подоходный налог самый весомый. Его доля в налоговых поступлениях стран Западной Европы составила в среднем в 1990 г. 28,3%. На протяжении 1960-95 гг. удельный вес этого налога во всех развитых странах мира вырос с 26,4% до 31% заработной платы работника обрабатывающей промышленности, имеющего типичную семью из четырех человек, в начале 90-х гг. изымалось до 20% подоходного налога в Японии, почти 36% – в Дании и Швеции.

Характерной особенностью процесса налогообложения в развитых странах является постепенное сокращение предельных ставок личного подоходного налога. Так, в США с 1985 г. по 1995 г. она сократилась с 55 до 33%, в Японии – с 80% до 65%, во Франции – с 65% до 57%, в Великобритании – с 60% до 40%.

Разновидностью налогов на доходы является налог на доходы компаний. Его удельный вес в большинстве развитых стран мира в общей сумме налогов постепенно снижается. Так, в США за период 1955-95 гг. его доля в доходах федерального бюджета уменьшилась с 20,0% до 11,2%, в Великобритании – с 17,0% до 12,1%. При этом в большинстве стран снизилась ставка налогов на доходы компании. Это обусловлено стремлением правительств уменьшить отток капиталов за границу, увеличить объем внутренних инвестиций и укрепить конкурентоспособность компаний.

Величина налога на добавленную стоимость (основную форму универсального акциза, которым облагается валовой оборот промышленных и коммерческих предприятий) в развитых странах мира колеблется от 14 до 25%. Кроме универсального акциза, существуют специфические налоги на отдельные виды потребительских товаров, которые в совокупности составляют до 28% общей суммы налогов, а их удельный вес за последние 35 лет сократилось примерно на 8%. Доля налогов на социальное страхование в этих странах за период 1965-90 гг. выросла с 5,6% до 9,7% в ВВП, а их удельный вес в общей сумме налоговых поступлений за это время – с 20,6% до 24,5%.

В структуре бюджетных расходов государства в последние десятилетия произошли существенные изменения. Так, если в США в 1960 г. 49,8% расходов федерального бюджета направлялось на оборону, то в 1994 г. – только до 25%. В 1991-97 гг. военные расходы сократились на общую сумму 250 млрд. долл. Аналогичные процессы происходят и в некоторых других развитых странах Запада. При этом на первом месте – расходы на социально-экономические цели. В США, Японии, Германии, Великобритании и в других странах они составляют более 50% всех расходов. В США, например, в 1960 г. на социальные цели (развитие образования и переквалификацию работников, охрану здоровья, социальное обеспечение) тратилось 20% федерального бюджета, в 94 г. – до 47%. На экономические цели (жилищное строительство и реконструкция, разработка природных ресурсов и охрана окружающей среды, сельское хозяйство, транспорт, связь, наука и т.д.) в развитых странах мира направляется до 20% всех бюджетных расходов.

На втором месте – расходы на оборону, которые делятся на прямые и косвенные. К последним относят часть затрат на космические исследования, военную помощь другим странам, выплаты ветеранам войны, пенсии военнослужащим и т.д. Расходы на военные цели в странах Запада (США, Германия, Франция) составляют 20-25%, в Японии – до 10%, в Великобритании – почти 14% совокупных бюджетных расходов.

В некоторых странах второе или третье место в структуре бюджета государства занимают расходы на обслуживание государственного долга.