Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Государственные расходы
Государственные расходы – денежная форма расходов государства, направленных на выполнение им своих функций, отношения собственности (присвоение) между государством и юридическими и физическими лицами в процессе распределения и потребления части национального дохода. Государственные расходы возникают с появлением государства и выполнением им разнообразных функций.
В рабовладельческом обществе за счет государственных расходов вели войны, строили ирригационные сооружения, прокладывали дороги, содержали государственный аппарат. При феодализме государственные расходы использовали на строительство городов, обеспечение денежного обращения, содержание некоторых аристократических родов, приобретение предметов роскоши для правителей государства.
При капитализме (на его низшей стадии, в XVI-XIX вв.) государственные расходы направлялись преимущественно на военные цели, содержание государственного аппарата, строительство железных дорог. В некоторых странах (в частности в Германии) во второй половине XIX в. часть государственных расходов была направлена на социальные цели. В целом в этот период объем государственных расходов был незначительный. Так, в США в 1848 г. они составили 48 млн. долл. В 1890 г. их удельный вес в валовом внутреннем продукте (ВНП) составлял в США 7%, в Великобритании – 9,2%, во Франции – 12%, в Германии – 13,2%.
На высшей стадии развития капитализма, особенно со времени перерастания производительными силами границ корпоративной (коллективной капиталистической собственности), развертывания НТР, действия закона огосударствления экономики, масштабы и темпы государственных расходов значительно возрастают. Их удельный вес в национальном доходе США составляет сейчас до 40%, в Италии, Германии, Франции – 55-60%, что означает достижение оптимальной величины, после чего может происходить как их незначительное сокращение, так и определенное увеличение.
Характерной особенностью функционирования государственных расходов является то, что с усилением экономического могущества государства их удельный вес в ВНП или национальном доходе уменьшается. Действие этой тенденции модифицируется в зависимости от специфики исторических и социально экономических условий страны. Структура государственных расходов определяется ролью и значимостью выполняемых государством функций. Если в середине XIX в. основная доля государственных расходов направлялась на содержание государственного аппарата и военные цели, а не на социальные расходы, то в середине 90-х гг. XX в. на первое место вышли расходы на социальные цели (развитие образования, здравоохранения, выплаты безработным, пенсионерам и др.). Это обусловлено качественно новой ролью личного фактора в современном производстве (значение образования, квалификации, развития творческих, организаторских способностей работников и т.п.), усилением общечеловеческих ценностей в комплексе ценностных ориентиров общества, ростом армии безработных. Поэтому на социальные расходы в развитых странах Запада направляется до 35% государственных расходов. Так, если в США в 1960 г. они составляли 20% Федерального бюджета, то в 1995 г. – почти 47%, с учетом бюджетов штатов и местных органов власти такие расходы в конце 90-х гг. достигали почти 1,5 трлн. долл.
Второе место в структуре государственных расходов занимают расходы на экономические цели – жилищное строительство и реконструкцию, разработку природных ресурсов и охрану окружающей среды, сельское хозяйство, транспорт, науку, связь, государственное регулирование и прогнозирования экономики и т.д. В развитых странах мира эти расходы составляли в середине 90-х гг. до 25-27% государственных расходов. Их высокий удельный вес обусловлен тем, что именно государство является главным организатором обеспечения нормального воспроизведения экономической системы, ее существования. При этом государственное регулирование становится ядром хозяйственного механизма.
На третьем месте в структуре государственных расходов – расходы на военные цели. Они делятся на прямые и косвенные. Прямые расходы – это прямые расходы из государственного бюджета на оборону. Косвенные расходы – это часть расходов на космические исследования, военную помощь другим странам, выплаты ветеранам войны и др. В США к ним относят расходы Министерства энергетики на ядерное вооружение, долю расходов на исследования космоса. В конце 80-х гг. они составляли свыше 30% федерального бюджета. В некоторых развитых странах мира (США, Германии, Франции) на косвенные расходы приходится 2-2,5%, в Японии – до 10% совокупных государственных расходов.
На четвертом месте в структуре государственных расходов – расходы на обслуживание государственного долга. В США в середине 90-х гг. государственный долг составлял почти 60% ВНП. В Японии такие расходы достигают 20% государственных расходов (второе место в структуре государственных расходов, в США – четвертое). Ежегодно на обслуживание государственного долга США тратят более 230 млрд. долл.
Рост государственного долга и сумм выплат по нему вызван огромными военными расходами, которые приводят к хроническому дефициту государственного бюджета и платежного баланса. Выплата государственного долга и процентов по нему осуществляется посредством выкупа государственных ценных бумаг за средства государственного бюджета.
Часть средств из бюджета тратится на содержание государственного аппарата власти, посольств, консульств, уплату взносов в международные организации.
Современное государство выполняет функции предпринимателя, покупателя, потребителя, кредитора, должника, организатора. В соответствии с такой классификацией характеризуют и государственные расходы. Как предприниматель государство выделяет на инвестиции от 3 до 30% государственных расходов, как покупатель и потребитель через систему государственных контрактов обеспечивает реализацию до 10% ВВП, на что тратится почти 20% государственных расходов. Из государственного бюджета через социальные выплаты населению финансируется от 10 до 20% частного потребления.
В наиболее обобщенном виде государственные расходы группируются вокруг двух статей:
- закупка товаров и услуг;
- трансферты.
Так, в США с 1959 г. по 1995 г. государственные расходы выросли с 116,6 млрд. до почти 2,4 трлн. долл., в т.ч. на закупку товаров и услуг – с 82,7 млрд. до 1,14 трлн. долл., а на трансфертные выплаты – с 27,5 млрд. до более 1 трлн. долл.
В общей сумме государственных расходов расходы штатов и местных органов власти за этот период увеличились с 116,6 к 907,6 млрд. долл. На первом месте среди расходов федерального бюджета в 1995 г. были расходы на социальное страхование (335,8 млрд. долл. против 0,8 млрд. долл. в 1950 г.), на втором – военные расходы (272,2 млрд. долл. против 1,7 млрд. долл. в 1940 г.), на третьем – выплата процентов по государственному долгу (232,2 млрд. долл. против 0,9 млрд. в 1940 г.), на четвертом – поддержание доходов (220,2 млрд. долл. против 1,5 млрд. долл. в 1940 г.), на пятом – расходы на медицинское страхование (159,9 млрд. долл. против 6,2 млрд. долл. в 1970 г.), на шестом – расходы на охрану здоровья (114,8 млрд. долл. против 0,1 млрд. долл. в 1940 г.). Среди расходов штатов и местных органов власти на первом месте были расходы на развитие образования (свыше 327 млрд. долл. в 1992 г. против 9,2 млрд. в 1940 г.), на втором – выплата пособия (более 158 млрд. долл. в 1992 г. против 1,2 млрд. долл. в 1940 г.), на третьем – строительство дорог (почти 67 млрд. долл. в 1992 г. и 1,6 млрд. долл. в 1940 г.). Государственные расходы всех уровней составили в США 28% ВНП в 1960 г., а в 1995 г. – 34%.