Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Значение государственного регулирования деятельности предприятий
Государство оказывает наиболее значительное влияние на формирование экономической безопасности предприятия. Используя прямые и косвенные рычаги вмешательства, оно создает и регулирует экономические условия деятельности предприятий. Эти условия предназначены для защиты экономических интересов государства и его национальной экономики.
Государственное регулирование деятельности предприятий носит характер прямого и косвенного воздействия. Косвенное регулирование управления деятельностью промышленных предприятий формирует систему мотивации, создает стимулирующие условия для деятельности субъектов рыночных отношений и выступает в таких формах, как налоговая система, ценовая и финансово-кредитная политика, государственный заказ. Государственное регулирование деятельности промышленных предприятий независимо от формы собственности на средства производства осуществляется с помощью правовых, экономических и социальных мер.
К прямому государственному регулированию относятся разработка государством нормативных актов, положений, мероприятий, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность субъектов рыночных отношений. В рамках прямого государственного регулирования основным инструментом регулирования экономических условий деятельности предприятий является издание законов и документов законодательного характера. Особенно важными являются для промышленных предприятий законодательные и нормативные акты по вопросам налогообложения, инвестиционной деятельности, организационно-правовых форм деятельности предприятий.
Правовую основу деятельности предприятий составляют законы, – регулирующие правовые отношения между государством и предприятием, указы и постановления органов власти по вопросам хозяйственной деятельности предприятий. Попытка сформировать в Украине рыночную экономику, внедрить в практику ее механизм в условиях устоявшихся бюрократических и уравнительных традиций является совершенно специфической задачей. Решение ее, кроме всего прочего, требует придания высшей юридической силы основным принципам рыночной экономики и предпринимательства.
Если исходить из признания предпринимательства движущей силой рыночной экономики, то очевидно, что в споре частного и общественного интереса (при всей неоднозначности такого распределения) приоритет следует отдать частному интересу и прямо сказать об этом на языке конституционных норм. Представляется совершенно справедливым утверждение, что нормы Конституции, предусмотренные в ст. 42 и раскрывающие содержание права на предпринимательскую деятельность, следовало бы дополнить положением о доминирующем общественном интересе государства в сфере экономики предпринимательской свободы исходя из признания предпринимательства ее главной движущей силой.
Система законодательного регулирования деятельности предприятий представляет собой многоступенчатую иерархичную структуру, основой которой является Конституция Украины. Правовое обеспечение деятельности предприятий представлено, в первую очередь, Законом Украины "О собственности", Законом Украины "О хозяйственных обществах", принятом в 1991 г. (с изменениями, внесенными Законами Украины от 14.10.92, от 16.12.93, от 02.03.95 № 82/95-ВР, от 14.03.95, от 23.12.97 № 769/97-ВР, Декретом Украины от 31.12.92 № 24-92), а также многочисленными нормативными актами. Законом Украины "О собственности" устанавливаются общие основы регулирования отношений собственности в Украине. Им определены понятия права собственности и его составляющих – права владения, использования и распоряжения имуществом; зафиксированы формы собственности -частная, коллективная, государственная; продекларированы принципы равенства всех форм собственности и гарантии защиты прав и интересов собственников от неправомерных действий со стороны физических и юридических лиц или государства. На основании этого и ряда других Законов в Украине законодательно определены организационно-правовые формы деятельности предприятий, которые документально подтверждены соответствующим Классификатором.
Законом Украины "О хозяйственных обществах" устанавливается порядок создания, функционирования и деятельности различного рода хозяйственных обществ. Государство стремится внести определенную унификацию в деятельность многочисленных субъектов хозяйствования, что присуще именно рыночной системе хозяйствования. Мотивами государства являются эффективность функционирования экономики, экономическая безопасность ее многочисленных субъектов, социальная защищенность работников предприятий. И это логично, поскольку банкротство любых предприятий, а в особенности крупных (наличие их является отличительной чертой современной украинской промышленности) имеет не только и, наверное, не столько серьезные экономические последствия, хотя и это очень важно, сколько очень ощутимы социальные, которые в сложных условиях переходного периода в экономике Украины могут иметь гораздо более серьезные последствия.
Формирование и реализация инвестиционной политики, осуществляемые государством, преследуют, прежде всего, цель привлечения всех возможных инвесторов – от населения до зарубежных капиталов.
Основным источником финансирования в последние годы становятся собственные средства предприятий. В среднем по странам СНГ удельный вес капитальных вложений, финансируемых за счет собственных средств предприятий, в общем объеме инвестиций в 1998 г. составил 66%, в том числе в Украине – 82% (против 46% в Беларуси, 66% в России, 49% в Узбекистане). Необходимость финансовой поддержки расширенного воспроизводства средств производства, как показывают проведенные исследования, обусловлена высоким уровнем износа основных фондов, потребностью в значительных инвестициях для становления и реализации полноценной инновационной политики.
Поощряя инвестирование во всех сферах и отраслях экономики, государство в программе привлечения иностранного капитала определило и приоритетные его объекты. В соответствии с этой программой приоритетными сферами инвестирования являются предприятия агропромышленного комплекса, легкой промышленности, лесопромышленного комплекса, машиностроения, медицинской промышленности, металлургического комплекса, топливно-энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры, связи, химической и нефтехимической промышленности и социальной инфраструктуры. Такой селективный подход к привлечению иностранных инвестиций позволяет активизировать деятельность предприятий наиболее важных сфер экономики Украины.
К сожалению, приходится констатировать, что в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности в Украине не удалось создать условия, привлекательные для иностранных инвесторов, особенно в отраслях перерабатывающей промышленности. Справедливости ради следует отметить, что зарубежные инвесторы не преследуют цели повышения эффективности украинской промышленности, усиления ее позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынке. По данным Минстата Украины на начало 1998 г. в украинскую экономику привлечено около 1,5 млрд. дол. США иностранных инвестиций т. е. 30 дол. на душу населения, тогда как в Венгрии эта цифра составляет 1000 дол., в Чехии – 400, в Эстонии – 320, в Польше НО дол. При этом динамика иностранного инвестирования такая: чистый прирост иностранных инвестиций за 1992-1994 гг. составил 483,5 млн. дол., за 1995 г. – 268 млн. дол., за 1997 г. – 458,5 млн. дол. Интерес иностранных инвесторов к украинским акциям очень незначителен. По данным Госкомстата Украины в 1998 г. нерезиденты владели акциями украинских эмитентов на сумму всего 279,6 млн. грн.
Украина воспринимается как страна практически с наибольшим риском среди европейских постсоциалистических стран. Так, согласно рейтингу риска, опубликованному в журнале "Юромани", в начале 1997 г. Украина занимала 135 место из 178 представленных стран. Ее общий рейтингообра-зующий показатель составляет 29,54 (отсутствие риска 100,0, максимальный риск – 0,00) при том, что у Люксембурга, который находится на первом месте, он достигает 99,51, а у Афганистана, который на последнем месте, -3,92. Если рассматривать политический и экономический риски как составляющие, то при максимальном отсутствии риска в 25,0, по экономическому риску Украина имеет 7,45, а по политическому – 5,56. Если использовать индекс экономической свободы, рассчитываемый совместно "Херитедж Фаундейшн" и "Уолл Стрит Джорнел", то в 1997 г. Украина занимала 135-е место из 150 стран, входящих в рейтинг. При этом на первом месте (с максимальным уровнем свободы) находится Гонконг, а на последнем (с минимальным уровнем свободы) – Северная Корея. Из бывших социалистических стран и союзных республик ниже Украины представлены лишь Азербайджан, Вьетнам, Куба, Лаос и Северная Корея.
Создание благоприятного инвестиционного климата в стране связано с четким правовым регулированием инвестиционной деятельности. Она представляет собой совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.
Одним из наиболее важных условий реализации государственной инвестиционной политики является принятие законов и других нормативных актов, которые регулировали бы инвестиционную деятельность в разных формах.
В настоящее время правовая система Украины насчитывает более 100 законов и нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность. Среди них следует, в первую очередь, отметить Закон Украины "Об инвестиционной деятельности", Декрет Кабинета Министров Украины "О режиме иностранного инвестирования", Законы Украины "О государственной программе поощрения инвестиций в Украине", "О ценных бумагах и фондовой бирже", которые создают основу правового регулирования инвестиционной деятельности.
Законодательная база определяет правовой статус инвесторов-субъектов инвестиционной деятельности, принимающих решения о вложении собственных, заемных и привлеченных денежных средств в объекты инвестирования. Законодательство декларирует, что все субъекты инвестиционной деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования имеют равные права в осуществлении этой деятельности; самостоятельно определяют цели, направления, виды и объемы инвестиций; привлекают для их реализации на договорной основе любых участников инвестиционной деятельности, в том числе путем организации конкурсов и торгов. Инвестор имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, включая реинвестиции и торговые операции на территории Украины.
Наряду с правами инвесторов действующее законодательство устанавливает и определенные их обязанности. Инвестор обязан подавать финансовым органам декларацию об объемах и источниках осуществляемых им инвестиций; получить необходимое разрешение или согласование соответствующих государственных органов и специальных служб на капитальное строительство; получить заключение экспертизы инвестиционных проектов по соблюдению различных требований (технологических, санитарно-гигиенических, радиационных и т.п.) и лицензию на выполнение специальных видов работ.
Отдельные формы правового регулирования инвестиционной деятельности в Украине на современном этапе сводятся к:
- регулированию сфер и объектов инвестирования, определяющему общие требования к их выбору и формирующему приоритетные направления инвестирования;
- налоговому регулированию инвестиционной деятельности, обеспечивающему направление инвестиций в приоритетные сферы экономики установлением соответствующих налоговых ставок и налоговых льгот;
- регулированию инвестиционной деятельности предоставлением помощи и проведением соответствующей кредитной политики, что пока только продекларировано в соответствующих законодательных актах, но широкой практической реализации еще не получило;
- регулированию финансовых инвестиций, имеющих, в отличие от реальных, определенные особенности;
- обеспечению защиты инвестиций, осуществляемой государственными органами в таких формах, как гарантия этой защиты независимо от форм собственности инвесторов, обеспечение равного правового режима инвестиционной деятельности всем инвесторам, в том числе и иностранным, законодательный отказ от бесплатной национализации или реквизирования инвестиций;
- обязательной государственной экспертизе государственных, межгосударственных и региональных инвестиционных проектов и программ, реализуемых за счет бюджетных и внебюджетных средств, а также к государственной экспертизе инвестиционных проектов, реализуемых за счет других источников, в вопросах соблюдения экологических и санитарно-гигиенических требований;
- регулированию условий осуществления инвестиций за пределы государства в форме предоставления Национальным банком Украины индивидуальных лицензий на осуществление резидентами инвестиций за рубежом.
Регулирование рынка является одной из важнейших сфер государственного регулирования национальной экономики. Один из главных вопросов государственного регулирования в этой области – регулирование уровня монополизма в промышленности. Важность этого вопроса обусловлена тем, что концентрация производства в экономике централизованного типа способствовала формированию высокого уровня монополизма в украинской промышленности, особенно в отраслях тяжелой промышленности. Вряд ли имеет смысл отрицать, что монополизм в определенных аспектах отрицательно влияет на развитие экономики.
Пока что и в экономической науке, и в практике отсутствует четкое представление о том, каким образом должна строиться политика государства в отношении монополистов, которые существуют в украинской промышленности со времени централизованной экономики, а опыт государственного регулирования уровня монополизма недостаточен. Бороться с негативным эффектом монополизации, как известно, можно двумя способами: либо дробя крупные предприятия, запрещая их объединения и добиваясь таким путем расширения сферы конкуренции (путь американских антитрестовских законов), либо наоборот, используя организованность крупных монополистических объединений для государственного регулирования, договариваться о приемлемых для общества ценах, нормах рентабельности, распределении ресурсов и т.д.
Развитые в промышленном отношении страны накопили значительный опыт в регулировании уровня монополизма. Характерным для практики решения антимонопольных задач в регулируемых сферах экономики США и ЕС является использование принципа законодательного запрета монополистической практики (эта же модель используется в Канаде и Аргентине), создание монополий и заключение соглашений монопольного характера, не нарушающих свободу конкуренции, введение исключений из конкурентного законодательства, определение условий доступа частного капитала в регулируемые отрасли, разработка механизмов ценообразования (Франция), введение государственного регулирования цен, посредством которого цены устанавливаются на уровне, позволяющим максимизировать производимую в отрасли часть ВВП путем приближения цен к предельному уровню издержек производства (США), введение дополнительных налогов на монополии и разрешенные картельные образования (Япония). Привязывая уровень цен к издержкам производства в расчете на единицу продукции, органы государственного регулирования в США стремятся искусственно достичь того же эффекта, который дает работа рыночного механизма.
Учитывая, с одной стороны, существование в промышленности Украины крупных предприятий-монополистов, с другой – особенности развития украинской промышленности на современном этапе, среди которых следует особо выделить такие, как техническую и технологическую отсталость, невысокий уровень конкурентоспособности продукции, можно утверждать, что более действенным путем преодоления последствий высокого уровня монополизма является не дробление крупных монополистических образований на мелкие, а их преобразование.
Антимонопольная политика в Украине должна строиться так, чтобы всемерно стимулировать появление параллельных производящих структур и субъектов, поддерживая при этом большие объединения, ибо только они благодаря своему потенциалу, обеспечивающему концентрацию ресурсов, развитие инноваций по полному циклу, эффективность использования ресурсов, способны обеспечить производство товаров на уровне мировых стандартов. Более того, в настоящее время экономически целесообразно не только не разрушать уже сложившиеся формы объединений предприятий, но и способствовать такому объединению существующих отдельных небольших и мелких предприятий. В последнее время в управлении украинской промышленностью, не только в теории, но и в практике, утверждается именно такая точка зрения.
Формирование и развитие инфраструктуры предпринимательства относится исключительно к компетенции государства. В ст. 92 Конституции Украины указывается, что исключительно законами Украины устанавливаются "... основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков". Если учесть, что формирование таких рынков, как финансовый и инвестиционный, с переходом к рыночной экономике было начато практически с нуля, то в этой сфере государственного регулирования деятельности предприятий за прошедшие десять лет уже имеются определенные достижения. Особенно они заметны на фондовом рынке, который рассматривается как совокупность субъектов, создающих необходимые условия для его функционирования. Все более заметное место в экономике Украины занимает рынок корпоративных ценных бумаг, хотя и нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Он стал формироваться с 1992 г. и за прошедшее время его доля в совокупной структуре рынка ценных бумаг Украины возросла с 3,5% до 55,1%.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет по различным оценкам от 75 до 100%. Инновации изменяют также экономическую организацию общества: появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур (например венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимосвязей между ними, происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности, развиваются технологии управления, вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными связями и, в конечном итоге, претерпевает изменения и содержание собственно государственного регулирования экономики.
Способность к инновациям в настоящее время стала одной из важнейших детерминант безопасности государства. Наличие у страны мощного инновационного потенциала позволяет противостоять любому диктату извне, связанному с ограничением доступа к передовым технологиям, разрывом основных сложившихся технологических цепей. Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием, вследствие чего в условиях классических рыночных механизмов получение существенных научно-технических результатов очень затруднено, а многие нововведения просто не могут быть внедрены в хозяйственную практику.
Характер и особенности инновационного процесса, его значение для экономической безопасности страны определяют следующие функции государственного регулирования в этой сфере: аккумулирование средств на научные исследования и инновации, координация инновационной деятельности, стимулирование инноваций, создание правовой базы инновационных процессов, кадровое обеспечение инноваций, формирование научно-инновационной инфраструктуры, институциональное обеспечение инновационных процессов, регулирование социальной и экологической направленности инноваций, повышение общественного статуса инновационной деятельности, региональное регулирование инновационных процессов, регулирование международных аспектов инновационных процессов.
Формирование инновационных механизмов в Украине находится пока в начальной стадии. Однако можно отметить некоторые характерные черты этого процесса, в котором уже нашли отражение особенности экономического, социального, научно-технического развития страны, географическое расположение и позиция в мировом сообществе: включение инновационных программ в общую экономическую стратегию развития национальной экономики, формирование специализированных государственных структур, механизмы взаимодействия государственных органов и местных властей. Меры государственной инновационной политики разделяются на создающие благоприятную для инноваций социально-экономическую среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы. В настоящее время в Украине преобладают меры первого вида.
Государственное регулирование в каждой из рассмотренных сфер преследует цель соблюдения определенных интересов. При этом следует заметить, что интересы государства и предприятия не всегда совпадают. В результате несовпадения государственных интересов и интересов отдельного предприятия или группы предприятий, сформированной по ряду признаков (например отраслевая принадлежность или региональное расположение, форма собственности, организационно-правовая форма деятельности, масштаб деятельности и т. п.) можно утверждать, что государственное регулирование деятельности предприятий имеет как положительные, так и отрицательные проявления. К такому же выводу приходит ряд авторов. Соответственно различные виды государственного регулирования деятельности предприятий влияют на экономическую безопасность предприятия положительно или отрицательно. Особенно ощутимо отрицательное влияние государственного регулирования на экономическую безопасность для предприятий негосударственного сектора, поскольку государство не несет ответственности за результаты их деятельности независимо от того, являются ли низкие или негативные результаты деятельности следствием неэффективного менеджмента или вызваны отрицательным влиянием государственного регулирования деятельности предприятий. Поскольку государственное регулирование в ряде случаев оказывает положительное влияние на деятельность предприятий, покажем с помощью таблицы последствия такого влияния.
Влияние государственного регулирования деятельности предприятий на их экономическую безопасность
Формы государственного регулирования | Последствия государственного регулирования | Влияние государственного регулирования на экономическую безопасность предприятия |
Введение многообразия форм собственности | Появление негосударственного сектора в экономике | Возможность проявления частной инициативы, повышение заинтересованности в результатах деятельности предприятия |
Формирование и регулирование финансового рынка | Появление сети финансовых посредников | Увеличение числа источников инвестиционных ресурсов |
Ограничение и регулирование уровня монополизма | Создание условий для конкурентной борьбы | Снижение угрозы со стороны предприятий-монополистов |
Ограничение импорта товаров с целью защиты интересов отечественного товаропроизводителя | Создание условий для сбыта продукции отечественных предприятий | Увеличение емкости национального рынка |
Следует, правда, отметить, что некоторые из приведенных в таблице мер государственного регулирования деятельности предприятий имеют двойственный характер и, очевидно, со временем должны быть скорректированы. Так, защита интересов отечественного товаропроизводителя с помощью введения ограничений на импорт продукции, с одной стороны, увеличивают емкость отечественного рынка, позволяют в полной мере предприятиям перестроить свою деятельность в соответствии с новыми для них требованиями экономики рыночного типа.
Однако, с другой стороны, проведение жесткой протекционистской политики в течение длительного времени может повлечь за собой из-за отсутствия конкурентной борьбы снижение качества и дизайна продукции, отставание ее технического уровня даже несмотря на то, что покупатели продукции имеют право выбора ее производителей.
Вместе с тем содержание целого ряда форм государственного регулирования не отвечает, если не сказать больше – противоречит интересам предприятий и оказывает отрицательное влияние на их экономическую безопасность. С целью защиты своих интересов предприятия предпринимают как ряд мер законного характера, так и меры, противоречащие законам Украины, несмотря на возможные последствия таких мер. В наибольшей мере это касается налогового регулирования деятельности предприятий. Именно противоречия в области налогообложения предприятий имеют самые обширные и самые негативные последствия для экономической безопасности предприятий.
Источник – глава из монографии:
Підтримка конкурентоспроможного потенціалу підприємства / А. Е. Воронкова, В. П. Пономарьов, Г. І. Дібніс. – К.: Техніка, 2000. – 152 с.