Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Государственное регулирование и его направления
Государственное регулирование экономики – совокупность форм и методов целенаправленного воздействия государственных учреждений и организаций на развитие общественного способа производства (в т.ч. производительных сил, технико-экономических, организационно-экономических и социально-экономических отношений) для его стабилизации и приспособления к изменяющимся условиям. Необходимость государственного регулирования экономики обусловлена неспособностью механизма рыночного саморегулирования решить ряд кардинальных проблем развития экономической системы, обусловленных развитием НТР, ростом роли личного фактора в экономике и т.д., с одной стороны, и обострением противоречий экономической системы в начале 20-х годов XX в., вызванных рыночным регулированием и господством монополистического капитала – с другой.
Такое регулирование наиболее полно осуществляется через бюджетную политику, государственные заказы, закупку значительной части продукции, что означает гарантированный спрос на нее. Федеральное правительство США размещает ежегодно до 16 млн. заказов в более 130 отраслях промышленности. Выполнением этих заказов занято почти 20% совокупной рабочей силы. Закупка государством товаров и услуг военного и невоенного назначения составляет до 8%. Подавляющая доля государственных закупок в США – военные. Так, в 1995 государственные закупки товаров и услуг военного назначения составили почти 280 млрд. долл., а гражданского – 135 млрд. долл. В странах Европейского Союза в начале 90-х гг. на закупку товаров и услуг уходило почти 18% всех государственных расходов.
Государственное регулирование экономики осуществляется также путем проведения антициклической, региональной, инвестиционной, амортизационной, структурной, денежно-кредитной, финансово-бюджетной, антиинфляционной, валютной, таможенной, ценовой, социальной, экологической и других форм политики. Важнейшие его направления (а следовательно, и установления равновесия национального рынка) таковы:
- регулирование системы производительных сил в целом и каждого ее элемента в частности (средств труда, науки и др.),
- регулирование отношений экономической собственности, в т.ч. отдельных форм – акционерной, государственной и др.,
- регулирование технико-экономических отношений, в т.ч. процесса концентрации производства, его специализации и т.д.,
- регулирование организационно-экономических отношений и, прежде всего, менеджмента.
Основные формы государственного регулирования: планирование (долго-, средне- и краткосрочное), программирование (прежде всего, составление целевых комплексных программ) и прогнозирование на национальном и наднациональном уровнях.
Высшая форма государственного регулирования – национальное демократическое экономическое планирование. Для регулирования этих подсистем используют такие методы (способы):
- экономическое регулирование,
- правовое регулирование,
- административное регулирование.
Важнейшее среди них – экономическое регулирование, которое разделяют на прямое (с помощью государственных закупок товаров и услуг, государственного целевого финансирования и т.д.) и косвенное (с помощью антициклической, инвестиционной и других форм политики).
Правовое регулирование осуществляется в результате принятия и совершенствования правовой базы (соответствующего комплекса юридических законов и поправок к ним и т.п.). Так, в Японии в начале 90-х гг. действовало свыше 450 регулирующих законов, из них 220 – в сфере экономики.
Административное регулирование предусматривает меры запрета (например, запрет строительства предприятий на определенных территориях и т.д.), разрешения (например, разрешение государственным предприятиям базовых отраслей промышленности заниматься туристическим бизнесом) и принуждения (например, принудительное закрытие четвертого блока Чернобыльской АЭС). С помощью административных мер проводят денежные реформы и др.
Антициклическое регулирование осуществляют с помощью бюджетной и кредитно-денежной политики. В первом случае для влияния на платежеспособный спрос населения маневрируют государственными расходами и налогами (при недостаточном спросе увеличивают государственные капиталовложения, снижают налоги и др.; при чрезмерном – государственные расходы сокращают, а налоги увеличивают). Стимулирование спроса обычно усиливает инфляцию, антиинфляционное регулирование усиливает застой.
Основным методом борьбы с 50-х гг. до середины 70-х гг. стало осуществление государством «политики доходов», предусматривающей контроль за ростом заработной платы и цен. Государство при этом является «посредником» между трудом и капиталом, между монополиями и профсоюзами при заключении договоров, проведении забастовок и др. С приходом к власти в США администрации Рейгана правительственный орган, который осуществлял контроль за заработной платой и ценами, был ликвидирован.
С середины 70-х гг. участились экономические кризисы, выросла хроническая безработица, что ослабило позиции работников. В этих условиях такой контроль стал обременительным для монополий. Административные рычаги регулирования были ослаблены и соответственно усилены косвенные, опосредованные методы (финансовые и, прежде всего, кредитно-денежная политика). Соответствующую роль сыграла налоговая реформа 1981-83 гг. Как следствие – ослаблена роль программирования экономики, которое является формой ее регулирования. В частности, во Франции разрабатывались пяти годовые планы, предусматривавшие систему показателей объемов производства, динамики национального дохода, модернизации промышленности и торговли, развития инфраструктуры, научных исследований, подготовки рабочей силы, жилищного строительства и др. Выполнение планов государство пыталось поддержать конкретными финансовыми программами, планами структурной перестройки экономики (развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, например, машиностроение, и «свертывание» нерентабельных отраслей, в частности добычи угля). По своей социально-экономической сущности государственная капиталистическая планомерность означает планомерное изъятие доходов, централизованное регулирование пропорций экономики, темпов ее развития. Методы капиталистической планомерности – составление общенациональных планов, программ, предложений, промышленная политика. Самая совершенная форма этих программ – принятие национальных общеэкономических программ сроком на 5 лет, которые ежегодно корректируются. Такие программы принимаются в Японии, Франции, Нидерландах, Германии, Австрии; скандинавских странах, Южной Корее и др. Их разрабатывают специальные государственные органы или министерство экономики и финансов при участии центрального банка, союзов предпринимателей. Министерство экономики разрабатывает саму программу (формулирует цели, отмечает сроки выполнения, ответственных и т.п.). Министерство финансов разрабатывает проект финансирования программы. Осуществление капиталистической планомерности не предусматривает комплексности и директивности, то есть она базируется не на установленных государством обязательных нормах, а на ориентированных показателях и рекомендациях, которые не являются обязательными для исполнения (индикативное планирование). Но при этом государство использует совокупность рычагов (заключение государственных контрактов и закупка определенной части продукции, предоставление субсидий и субвенций, налоговые льготы и т.п.), которые в значительной мере побуждают негосударственные компании и фирмы приобщаться к выполнению национальных макроэкономических задач. В Японии в 1969 г. был принят 10-летний план (программа) удвоения экономического потенциала, а в 80-х г. – программа модернизации промышленности и транспорта.
Для 80-х гг. для государственно-корпоративного регулирования характерен поиск компромиссов между рыночным регулированием и капиталистическим программированием. Один из них – определенная либерализация механизма регулирования, что выразилось в частичной приватизации государственной собственности на средства производства предоставлении финансовой автономии государственным компаниям, отказе от различных форм ценового контроля, ослаблении антитрестовского законодательства, усилении налоговых, кредитных рычагов регулирования экономики и т.д.
Важные методы государственно-корпоративного регулирования экономики:
- реформы в налогообложении корпораций, государственных предприятий и предприятий немонополизированного сектора экономики, или налоговое регулирование,
- государственное стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, или научно-техническая политика,
- амортизационная политика,
- кредитно-денежная политика,
- структурная политика,
- ценовое регулирование.
Объекты такого регулирования – экономический цикл, процесс накопления капитала, рынок рабочей силы, структура народного хозяйства, НИОКР, денежное обращение, цены, условия конкуренции, платежный баланс, внешнеэкономическая деятельность, окружающая среда. Использование налогов как средства регулирования экономики осуществляется посредством снижения налоговых ставок или их временной отмены на часть доходов, направляемых на инвестиции, на проведение НИОКР, создание рабочих мест, ускоренное развитие отдельных отраслей, регионов и т.п. После Второй мировой войны (до 1957 г.) прибыли компаний США до 2,5 тыс. долл. облагались по ставке 25%, свыше этой суммы – по ставке 48%. Постепенно происходило сокращение верхней шкалы налогообложения монополий, в 1987-88 гг. финансовом году максимальная ставка налога на прибыль снизилась до 34%. По значительно более низким ставкам облагается малый бизнес.
Чтобы ослабить действие тенденции к торможению корпорациями научно-технического прогресса и накоплению капитала, государство активно стимулирует развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), проводит научно-техническую политику. Так, доля федерального правительства США в начале 90-х в финансировании этих расходов составила более 50%. Государство строит также крупные научно-исследовательские центры и лаборатории, а затем передает их монополиям, создает науко- и капиталоемкие отрасли промышленности, финансирует инвестиционные проекты, патенты на лицензии, правительственные заказы на НИОКР, готовит научные кадры. Основные элементы такой политики, образующие в совокупности и хозяйственный механизм (механизм осуществления государственной научно-технической политики), – определение и установление приоритетов научно-технического развития в соответствии с главными целями общегосударственной стратегии развития, прогнозирования научно-технического развития. Основные субъекты формирования и проведения этой политики – государство (как коллективный ассоциированный капиталист) и крупный капитал. В конце XX в. усилилось влияние демократического общества (прогрессивных ученых, массовых движений) на выбор приоритетов научно-технического развития и предотвращение или ослабление негативных последствий НТП. С начала современного этапа развертывания НТР (с середины 50-х гг.) в развитых странах происходят существенные качественные сдвиги в приоритетах научно-технического развития. Поскольку главной целью общегосударственной стратеги здесь провозглашено развитие наукоемких и высокотехничных отраслей (биотехнологии, электронно-вычислительной техники, комплексной автоматизации производства на основе новейших достижений электроники и робототехники, разветвленной информационной системы и др.), в соответствии с этим разрабатываются отраслевые научно-технические программы развития, осуществляется их финансирование.
Второй элемент осуществления научно-технической политики в этих странах – организационное и ресурсное обеспечение реализации ключевых направлений научно-технического прогресса, которое предусматривает:
- распределение государственных ресурсов между различными секторами сферы научных исследований (частным и государственным, а в пределах последнего – между государственными лабораториям, вузами и неприбыльными научными центрами) и выполнение исследований и разработок в государственных научных центрах;
- функционирование государственной контрактной системы, с помощью которой осуществляется финансирование научно-исследовательских разработок и обеспечивается гарантированный рынок сбыта для промышленных корпораций;
- косвенное государственное стимулирование НИОКР в частном секторе хозяйства посредством налоговой, амортизационной, патентной, антитрестовской и внешнеторговой политики;
- создание инновационного климата в экономике и инфраструктуре, обеспечение исследований и разработок, в т.ч. национальных служб научно-технической информации, стандартизации, статистики, изучение зарубежного опыта и международное сотрудничество;
- совершенствование и финансирование системы образования, подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации.
Третий элемент научно-технической политики – оценка результатов ее реализации, возможных последствий научно-технического прогресса, корректировка самой политики. Одновременно с прямым финансированием научно-исследовательских работ государство с помощью налоговой, амортизационной, кредитной политики стимулирует рост расходов монополистического и немонополистического капитала и НИОКР. В ЕС в 1985 г. была создана Ассоциация венчурного (рискового) капитала, цель которой – предоставление в пределах этой организации помощи малым инновационным компаниям.
Проведение государством научно-технической политики связано с определенными проблемами, что значительно ослабляет ее эффективность, затрудняет достижение равновесия и сбалансированности в функционировании национального рынка. Это, прежде всего, значительная милитаризация экономики (в 1998 г. в США 80% стоимости контрактов заключались с Министерством обороны и космических исследований), отсутствие координационных центров, дублирование научных исследований, распыление финансовых средств, острая нехватка средств для проведения НИОКР во многих гражданских отраслях промышленности, сельского хозяйства, несвоевременная подготовка научных кадров, перенасыщение военных НИОКР и их недостаточное использование в гражданских отраслях, что влечет за собой углубление противоречий между наукой и монополистической собственностью. В то же время государство активно влияет на развитие социальной инфраструктуры, социальной сферы, в т.ч. жилищного строительства, конечной целью которой является улучшение качества рабочей силы, формирование экономической человека. На эти цели направляется от 20 до 30% объемов ВВП.
Важный метод государственно-монополистического регулирования экономики – амортизационная политика правительства. Государство осуществляет политику ускоренной амортизации. Так, в США в 1981 г. законодательное внедрены новые сроки амортизационного списания машин и оборудования (для транспортных средств – 3, оборудование – 5, производственных сооружений – 15 лет). С точки зрения накопления капитала политика ускоренной амортизации означает рост доли амортизации во внутренних источниках накопления. В США с 1950 по 1988 гг. эта доля выросла с 2/5 до 4/5. Такая политика позволяет корпорациям скрывать значительную часть доходов от уплаты налогов (суммы амортизационных отчислений не облагаются налогами), а также вследствие сокращения доли налогов в доходах (из-за прогрессивного характера налогообложения меньшей доли балансовой прибыли). В то же время она значительно ускоряет источники инвестирования, поскольку эти средства не могут расходоваться на другие цели. Хотя политика ускоренной амортизации способствует оживлению процесса производства при хронической недогруженности производственных мощностей, она ускоряет чрезмерное накопление основного капитала.
Под влиянием НТР происходят важные структурные изменения в экономике развитых стран мира, глубокое взаимопроникновение сфер материального и нематериального производства проявляется в создании информационных технологий, возникновении и интенсивном развитии гигантских индустриально-промышленных комплексов, обеспечивающих сбор, обработку, систематизацию информации и ее передачу конечному потребителю. С учетом большого удельного веса сферы услуг государство способствует активному формированию индустрии услуг, принимает соответствующие программы развития отдельных направлений этой сферы. Так, министерство транспорта Японии в начале 90-х гг. приняло программу на 1991-95 гг., по которой количество туристов, выезжающих за границу, достигло 10 млн. человек. Такие комплексы требуют значительных затрат. В США, например, на создание и использование информационных систем потрачено в 1980 г. более 80 млрд. долл.
Происходят важные структурные изменения внутри промышленности, между промышленностью и сельским хозяйством. Это требует проведения долговременной государственной структурной политики – регулирование государством темпов и пропорций развития основных сфер и отраслей экономики, отдельных регионов. В современных условиях государство является инициатором и организатором стратегического научно-технического прогнозирования и программирования, разработки и реализации средне- и долгосрочных программ развития отраслей, определяющих НТР, внедрение новых технологий. Основной инструмент влияния государства на структурную перестройку экономики – организация, финансирование и стимулирование научно-технических исследований, особенно фундаментальных, подготовка кадров (инженерных, научных), создание инженерно-исследовательских центров. В США, например, в 1985 г. было создано три таких центра. Государство также разрабатывает среднесрочные мероприятия по модернизации таких отраслей промышленности, как угольная, кораблестроительная, черная металлургия. Активизируется участие государства в развитии отдельных отсталых регионов, росте эффективности и конкурентоспособности национальных ТНК. Государство предоставляет им льготные кредиты, налоговые скидки, гарантии на случай непредвиденных ситуаций.
Государственное регулирование цен осуществляют государственные органы прямо и косвенно. В первом случае государство устанавливает цены на подакцизные товары, на продукцию базовых отраслей промышленности (уголь, электроэнергию и др.), которые преимущественно являются государственной собственностью, предоставляет государственные субсидии, в т.ч. сахарные, устанавливает договорные цены на товары и услуги военного назначения и др. В пределах ЕС надгосударственные органы устанавливают фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию, осуществляют унификации транспортных тарифов, гармонизируют налоги, социальные выплаты и т.д., что свидетельствует о прямом и опосредованном наднациональном регулировании цен. В пределах отдельных стран косвенное регулирование цен осуществляется через механизм ускоренной амортизации (к издержкам производства в этом случае причисляют завышенные амортизационные отчисления), установление налога на добавленную стоимость, стимулирование экспортной деятельности отечественных товаропроизводителей, предоставление им льготных кредитов и т.д.
Важную роль в последние годы играет принятия законодательных норм «запрещенного» технологического регулирования. Так, в США принято решение о снижении за несколько лет удельного веса вредных выбросов автомобилей в атмосферу, что заставляет автомобильные корпорации совершенствовать качество машин. Государственное регулирование цен значительно усиливается во время кризиса. В Украине в 90-х осуществлялась политика либерализации цен (в 1997 г. государство регулировало до 10% цен), в результате чего увеличились ценовые перекосы. Важной особенностью государственно-монополистического регулирования капиталистической экономики в конце 70-х гг. и в следующий период в развитых странах, где к власти пришло консервативное руководство, является определенное ослабление государственного вмешательства на национальном уровне и в то же время усиление государственно-монополистического регулирования на наднациональном уровне, которое осуществляется в рамках региональных экономических объединений, международных экономических организаций. Объективными пределами государственного регулирования экономики является доминирование негосударственной (частной и коллективной) собственности на средства производства, значительный удельный вес рыночных рычагов саморегулирования экономики, негативное влияние мировых кризисов (прежде всего, финансовых) и др.
Итак, деятельность государства, имеющая непосредственное отношение к экономическому росту, рассматривается по пяти основным направлениям. Прежде всего, государство берет на себя те проблемы, решение которых в принципе недоступно рыночной системе. Речь идет о фундаментальной науке. В рамках первого направления необходимо выделить меры, направленные на сохранение природной среды и невоспроизводимых ресурсов. Руководствуясь экономическими соображениями, государство определяет пределы экономического роста. Второе направление это проведение экономической политики. Главным способом антициклического регулирования стала экспансионистская денежная политика, которая со временем ушла в прошлое, уступая дорогу налоговой политике. Основной расчет делается на устойчивое уменьшение налогообложения прибыли. Третье направление отведено отдельно структурному регулированию. К числу основных форм структурного регулирования относятся бюджетная и кредитная политика. Практикуется, например, конкурентное распределение бюджетных субсидий (грантов), которые достаются фирмам, работающим в передовых отраслях. В-четвертых, государство должно заботиться о поддержании оптимальной пропорции между сбережениями и инвестициями, остановить перемещение денежных активов от стремлений к потреблению, прекратить их непроизводительное использование. В-пятых, это умелая налоговая политика, ставшая с 80-х годов, главным инструментом государственного стимулирования экономического роста. Характерная особенность современной налоговой политики заключается в дифференцированном снижении ставок налогообложения, прежде всего на прибыль и заработную плату. К рассмотренным регулирующим механизмам присоединяется политика ускоренной амортизации. Смысл ее заключается в том, что государство, увеличивая нормы снижения основного капитала, дает возможность предпринимателям быстрее обновлять принадлежащие им средства труда, что приводит к ускорению технического прогресса.
Государственное регулирование макроэкономических показателей. Поскольку рыночная экономика самостоятельно не может решить проблему макроэкономического равновесия, то ей нужна помощь государства. Легче управлять размерами совокупного спроса (АД). Поэтому государство управляет АД тремя способами: увеличивая (уменьшая) собственные расходы, налоги и процентную ставку. Расширить совокупный спрос АД государство может, увеличивать свои расходы (в виде увеличения денежных выплат населению: пособий, пенсий, стипендий, повышения минимальной заработный платы); уменьшая налоги; снижая процентную ставку. Такая политика государства называется «политикой экспансии». Ограничить совокупный спрос АД государство может уменьшением государственных расходов, увеличением налогов, повышением процентной ставки. В результате сокращается АД, что препятствует инфляционному росту цен. Такая политика называется «политикой сдерживания».