Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
К вопросу о государственном регулировании рынка рабочей силы
Рыночная система организации экономической деятельности общества развивается в соответствии с определенными экономическими законами, которые выполняют роль внутренних механизмов, обеспечивающих экономический рост, встроенных стабилизаторов, приводящих к стремлению макросистем к состоянию сбалансированности, равновесия, они же обусловливают существование объективных критериев, целей и направлений оптимизации экономических процессов. Именно на этой основе сформировались такие преимущества рыночной экономики, как ее восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса, всепроникающие принципы массового производства для массового потребителя, экономическая рациональность, конкуренция, экономическая свобода производителя и потребителя и другие. Однако рыночная экономика до настоящего времени не имеет внутренних, автоматически действующих стабилизаторов и механизмов оптимизации в сфере социально-экономических отношений и, прежде всего, в таком своем секторе, как рынок рабочей силы.
Отсутствие таких механизмов приводит к существованию и углублению несбалансированности рынка рабочей силы – рынка важнейшего фактора производства, что в целом нарушает макроэкономическое равновесие и макроэкономическую эффективность. Для преодоления этого требуется создание соответствующих механизмов обществом в лице государства – необходимо государственное регулирование рынка рабочей силы. Важнейшую роль при этом играет промышленная политика государства.
Для выяснения влияния промышленной политики на рынок рабочей силы и ее значения для него необходимо определить, что это такое, из каких элементов она состоит. Прежде всего требуется уточнить, что в данном контексте под промышленностью понимаются практически все виды экономической деятельности общества. Поэтому в национальной промышленной политике можно выделить политику: индустриализации; развития национального промышленного потенциала; выхода из кризиса; внешнеторговой и внешнеэкономической экспансии; создания новых рынков; расширения проникновения на уже действующие мировые рынки; развития высокотехнологичных наукоемких отраслей промышленности как основы национального научно-технического потенциала и другие.
Промышленная политика на каждом конкретном этапе ее проведения должна обеспечить решение определенных практических задач развития страны, в связи с чем в функционально-операционном смысле в ней выделяют политики: научно-техническую; инвестиционную; налоговую; бюджетную; инновационную; структурную; амортизационную и другие.
Эти виды промышленной политики воздействуют на производство как на определенную комплексную систему. В целом же промышленная политика должна обеспечить экономический рост в стране, для чего требуется соответствующее оптимальное распределение и использование всех ресурсов общества. Поэтому промышленную политику государства можно понимать как систему экономических мероприятий, осуществляемых государством по содействию такому распределению, перераспределению и использованию ресурсов общества, которое обеспечило бы экономический рост страны в каждый конкретный период времени. Влияя на распределение, перераспределение и использование ресурсов общественного производства, промышленная политика оказывает непосредственное воздействие и на такой важнейший вид ресурса, как рабочая сила, и на социально-экономическую форму организации его движения в рыночной экономике – рынок рабочей силы.
Что означает влияние промышленной политики государства на рынок рабочей силы? Во-первых, регулируя, направляя развитие основных видов экономической деятельности общества, отраслей хозяйства страны, государство через механизмы, инструменты промышленной политики способствует, содействует сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест в тех или иных из них и сокращению таковых в других. Сохранение и создание новых рабочих мест должно осуществляться в тех отраслях, в которых сосредоточена национальная технологическая база, без чего просто невозможно существование национального производства. Тем самым своей промышленной политикой государство воздействует на спрос на рабочую силу.
Главной проблемой при этом для промышленной политики является определение критерия отбора приоритетных отраслей, так как эти отрасли получат государственную поддержку за счет остальных. Для выработки действенной промышленной политики правительство должно быть в состоянии ответить на вопрос: какие сферы хозяйства должны развиваться или сокращаться быстрее, чем их подталкивают к этому рыночные силы. Возможны следующие критерии такого отбора:
- государственная поддержка должна предоставляться преимущественно отраслям с высокой добавленной стоимостью на одного работающего (при этом ускоренное развитие получат те отрасли и предприятия, где создается большая часть национального дохода, то есть прибыли и заработной платы, следовательно, в этих отраслях будет расти заработная плата, что будет обеспечивать эффективный спрос, но уменьшать занятость);
- поддержка отраслей «связующего звена», то есть обеспечивающих материально-техническое снабжение экономики в целом, так как развитие промышленности, производящей промежуточную продукцию, создает эффект мультипликатора, стимулируя рост отраслей, использующих эту продукцию (поскольку органическое строение капитала в этих отраслях ниже, чем в тех, которые создают конечную продукцию, то их поддержка государством приведет к росту спроса на рабочую силу);
- поддержка отраслей, обладающих потенциалом в будущем, необходимость которой обусловлена тем, что научно-технический прогресс, изменяя потребительские запросы и сравнительные преимущества, приводит к огромной разнице между темпами роста в различных отраслях (только макроэкономический анализ на основе всесторонней информации о мировом и внутреннем рынках позволяет определить с высокой степенью достоверности наиболее перспективные отрасли развития);
- использование положительного опыта других стран при выборе приоритетов промышленной политики;
- государственная поддержка отраслей и предприятий, которые создают благоприятные условия для значительных внешних выгод (внешние выгоды – выгоды, доходы, которые достаются сторонам, внешним по отношению к данным отраслям и фирмам), это возможно в том случае, если предприятие в одной отрасли создает знания, технологии, которые могут быть использованы другими фирмами бесплатно, значит, эта отрасль, по сути, производит определенный добавочный продукт – предельную социальную выгоду от знаний, не принося предприятиям данной отрасли соответствующего возмещения затрат и прибыли;
- поддержка государством немонополизированных отраслей и предприятий, в них работающих, так как часть их дохода присваивается высококонцентрированными олигополистическими отраслями через механизм монопольной прибыли.
Во-вторых, государство определяет круг и перечень профессий, которые будут перспективны для работников с точки зрения будущих занятости, доходов, продвижения по служебной лестнице вверх, совершенствования своей рабочей силы. Так, именно государственные органы определяют, по каким профессиям и где люди, потерявшие работу, могут переобучиться, повысить уровень квалификации. Оно же выделяет для этого и соответствующие финансовые средства. Следовательно, оказывается воздействие на предложение на рынке рабочей силы экономическими методами. В-третьих, промышленной и региональной политиками регулируется миграция рабочей силы, которая обеспечивает поддержание определенной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с точки зрения пространственного, экономико-географического подхода к этой проблеме. В-четвертых, экономической в целом и промышленной политикой в частности оказывается воздействие на процессы, альтернативные купле-продаже рабочей силы. Так, в стране могут создаваться благоприятные условия для развития самозанятости через индивидуальные формы организации труда, для расширения сферы активности малого и среднего бизнеса, для увеличения вовлечения рабочей силы в международные экономические сети, позволяющие ей работать и на мировом рынке.
В-пятых, промышленная политика в совокупности с внешнеэкономической политикой оказывают воздействие на рынок рабочей силы и по таким направлениям:
- Либерализация рынка рабочей силы приводит к тому, что увеличивается ее предложение за счет притока работников из других, как правило, менее развитых стран.
- Реализация принципов постепенной фильтрации новых продуктов позволяет увеличивать спрос на рабочую силу в странах, воспринимающих новые продукты ведущих производителей мира (как в товарной, так и в инвестиционных формах). Происходят следующие процессы: в развитых странах, доминирующих на мировых рынках, на стадии инновации изобретения находят воплощение в товаре или технологии с не вполне определенной сферой применения. Это обусловливает низкий спрос на них, новый продукт еще не является объектом, предполагающим рост общественного производства, не становится фактором, увеличивающим спрос на рабочую силу. На стадии уточнения сферы применения нового продукта и проявления экономической эффективности его использования спрос на него начинает расти, что стимулирует рост его производства, но оно еще не массовое, поэтому в значительной степени зависит от источников информации, технической базы и тяготеет к высокоразвитым странам и регионам, что обеспечивает именно в них рост спроса на рабочую силу. На стадии зрелости нового продукта его производство приобретает массовый и специализированный характер, что обусловливает возможности использования производителями эффекта масштаба производства. Чтобы этот эффект был положительным, фирмы должны снижать свои издержки путем рационализации производственного процесса и внедрения его в страны и регионы с более дешевой рабочей силой. Таковая находится в менее развитых странах, не занимающих прочных, устойчивых позиций на мировом рынке. У этих стран появляется реальная возможность принять участие в производстве современного продукта, расширить занятость своей рабочей силы внутри хозяйства. Однако для этого требуются благоприятствующие промышленная и внешнеэкономическая политики государств, принимающих новации стран. На стадии стагнации бывшего нового продукта его производство почти полностью выводится из первоначального очага – развитой страны; страна, принявшая его, должна постепенно прекратить данное производство, чтобы не расходовать свои ресурсы на устаревшую продукцию.
В-шестых, реализация активной промышленной политики государством позволяет преодолевать обособленным продавцам рабочей силы и ее покупателям неполноту и асимметричность информации о рынке рабочей силы, что чрезвычайно важно в условиях, когда последняя является одним из важных типов экономических ресурсов.
Таким образом, проведение промышленной политики должно обеспечить на рынке рабочей силы: экономическую его эффективность; оптимизацию поведения экономических его субъектов; оптимизацию формирования распределения, перераспределения и использования рабочей силы в хозяйстве страны; сбалансированность экономических интересов основных участников этого рынка – основы цивилизованного социального партнерства; общее и частичное равновесие.
Каждый период развития страны имеет свои конкретные социально-экономические и политические условия. Особенно это существенно для тех стран, которые осуществляют фундаментальное реформирование своей экономики, включающее три этапа: разрушение старой экономической системы (в сегодняшних условиях это, как правило, этап либерализации экономических процессов); макроэкономическую стабилизацию; восстановление экономического роста и развитие на этой основе новой экономической системы. Разрушение старой экономической системы объективно необходимо, так как в ее рамках невозможно формирование и развитие новой системы. Но если старая система экономических отношений стала тормозом развития производительных сил в стране, то для того, чтобы не допустить развития противоречия между производственными отношениями и производительными силами до катастрофического для производства в определенной стране уровня, требуется именно изменение системы экономических отношений.
Система экономических отношений является общественно-экономической формой развития производительных сил, поэтому разрушение первой не может на первых порах отрицательно не сказаться на вторых. В результате имеют место явления и процессы, в совокупности обусловливающие экономический кризис, развитие которого объективно потребует от государства проведения комплекса мер антикризисного характера, направленных на обеспечение и поддержание макроэкономической стабильности.
Макроэкономическая стабильность обеспечивает наличие в стране благоприятных политических и социально-экономических условий для развития элементов новой системы экономических отношений, которая становится фактором, содействующим прогрессу производительных сил, что является объективной основой для выхода хозяйства страны из экономического кризиса и для роста экономики. С расширением масштабов и углублением качественных процессов экономического роста общество приобретает возможность использования преимуществ новой экономиче¬ской системы.
На первом этапе реформ – стадии разрушения – были ликвидированы системы централизованного планирования производства, материально-технического снабжения, государственных гарантий полной занятости рабочей силы, осуществлена либерализация цен и внешнеэкономической деятельности всех субъектов хозяйствования. Началась приватизация объектов государственной собственности. Появилась частная собственность как экономическая основа частных предприятий во всех сферах и отраслях хозяйственной деятельности. Социально-экономической формой деятельности субъектов хозяйствования стало предпринимательство. Это обеспечило создание предпосылок для формирования и развития новой экономической системы. Однако появились: инфляция; резкий рост неплатежей; потеря традиционных рынков сбыта производимой продукции (особенно после распада СССР); втягивание национального производителя в международную конкурентную борьбу, в том числе и на внутреннем рынке; сокращение платежеспособного спроса населения внутри страны. Указанные процессы вызвали резкий спад производства, что означало масштабное массовое недоиспользование производственных мощностей и рабочей силы – началось развитие безработицы в стране. На этом этапе промышленная политика государства была пассивной по отношению к рынку рабочей силы. Так, хотя имевшие место явления и можно в определенном смысле назвать «созидательным разрушением» – разрушается старая основа, на которой не может возникнуть новая экономическая система – но они привели к практически полному обесценению материально-вещественного и человеческого капиталов страны, материальных ее ресурсов и ее рабочей силы. Преобладание третьего и четвертого технологических укладов в хозяйстве страны было материальной основой этого процесса.
Обесценение материальных ресурсов и рабочей силы выразилось в том, что они могли быть использованы только в отдельных отраслях и при наличии определенных условий, например, при заниженных ценах на ту или иную продукцию, что искусственно поддерживало ее конкурентоспособность, спрос на нее. Поэтому предпринимаемые попытки селективной промышленной политики такими ее инструментами, как: льготное кредитование отдельных отраслей экономики; списание кредиторской задолженности некоторым отраслям и предприятиям, имеющим важное социально-экономическое значение; попытки ликвидировать кризис неплатежей путем взаимозачета долгов; определение круга отраслей, которые следовало бы поддерживать в приоритетном порядке, – не привели к желаемым результатам.
Предпринятые попытки при помощи промышленной политики в определенной степени оптимизировать распределение, перераспределение и использование материальных ресурсов и рабочей силы при условии их обесценения с точки зрения современного производства, в котором все более доминирует пятый технологический уклад, не привели к необходимому результату, так как они не затрагивали основы экономики – развития производства, что не создавало возможности для формирования спроса на рабочую силу и для повышения его устойчивости.
Спад производства достиг таких масштабов, что главной проблемой правительства стала макроэкономическая стабилизация: дальнейшие разрушения в хозяйстве могли обернуться реальной угрозой экономической безопасности страны. Крайняя ограниченность финансовых ресурсов привела к тому, что государство отказалось от селективной промышленной политики (конечный список отраслей и предприятий, нуждавшихся в поддержке, оказался столь длинным, что сама идея их поддержки стала просто неосуществимой) и перешло к «недискриминационной» промышленной политике, которая предполагает: отказ от критериев отраслевой селекции; поддержку государством только коммерчески эффективных проектов; выбор проектов не государственными ведомствами, а частными фирмами; привлечение к оценке эффективности и перспективности проектов представителей стран с развитой рыночной экономикой; использование финансовых и иных ресурсов международных финансово-кредитных организаций, инвестиционных фондов.
Проведение мероприятий по макроэкономической стабилизации в стране было затруднено действием следующих факторов: политической нестабильностью; постоянно изменяющимся законодательством; половинчатостью рыночных реформ, их незавершенностью; неустойчивостью денежной системы страны; сильной зависимостью экономики от политики; отсутствием опыта и традиций развития рыночного хозяйства у нынешнего поколения хозяйственных и общественно-политических управленцев, лидеров.
В результате осуществлялись только максимально быстро окупаемые инвестиции. Но такие инвестиции не характерны для отраслей хозяйства страны, развитие которых обеспечило бы переход к пятому технологическому укладу, создание конкурентоспособной продукции, рост спроса на нее на внутреннем и внешнем рынках, а значит, рост спроса на рабочую силу. Поэтому до настоящего времени качественных изменений в хозяйстве страны не произошло, и макроэкономическая стабилизация все в большей степени начинает сводиться к мерам по обеспечению финансовой стабильности. Но финансовая стабильность, основывающаяся не на стабильности национального производства, становится практически недостижимым явлением. Она, в свою очередь, становится частным случаем краткосрочного равновесия денежно-валютного рынка, что не может решить коренных экономических проблем в стране.
Промышленная политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. В зависимости от возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы промышленной политики.
- I. С точки зрения используемых методов: пассивная промышленная политика; активная промышленная политика.
- II. С точки зрения поставленных целей: защитная промышленная политика; наступательная промышленная политика.
Каждый тип промышленной политики позволяет достичь определенных целей в хозяйстве страны. Пассивная защитная промышленная политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и к потере общественного благосостояния. Этот тип политики обеспечивает государственное противодействие возникновению и использованию монопольной власти, но она не вызывает никакой производственной активности. Поэтому проведение пассивной защитной промышленной политики государством поможет сохранить в экономике страны определенное количество уже имею¬щихся рабочих мест, формирующее спрос на рабочую силу и достигнутый уровень заработной платы, но повысить их – нет.
Пассивная наступательная промышленная политика предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но содействуют развитию конкуренции. Пассивность такой политики состоит в том, что она улучшает только условия принятия решения экономическими микросистемами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения. Такой тип промышленной политики не может решить проблемы безработицы и макроэкономической несбалансированности в целом.
Активная защитная промышленная политика предполагает проведение мероприятий, имеющих конкретную направленность, в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Так, например, протекционистская внешнеэкономическая по¬литика и определенные налоговые льготы будут создавать условия для появления экономической заинтересованности национального производителя в увеличении объемов производства, что является предпосылкой для последующего роста спроса на рабочую силу на внутреннем рынке. Активная наступательная промышленная политика характеризуется сочетанием конкретных, наряду с общими, целей и направленного воздействия государства на решения, принимаемые экономическими субъектами. Выведение из-под налогообложения той части прибыли предприятий, которая направляется на приобретение основных фондов с целью создания новых, дополнительных рабочих мест, было бы мощным экономическим инструментом борьбы государства с имеющейся в стране безработицей.
Итак, для успешного решения проблем рынка рабочей силы в настоящее время во всех странах необходима действенная промышленная политика.