Региональная политика. Мотивационное обеспечение эффективной занятости на рынке труда

Мотивационное обеспечение эффективной занятости населения целесообразно трактовать:

  • во-первых, как структурно цельную составляющую национального рынка труда;
  • во-вторых, как процесс удовлетворения и реализации потребностей экономически активного населения путем продуктивной трудовой деятельности на рабочих местах легальной сферы занятости хозяйственных комплексов разного уровня;
  • в-третьих, как сложную полифункциональную систему, которая характеризуется ростом интенсивности взаимодействующих связей между элементами этой системы (методами, формами, направлениями, целями мотивационного обеспечения), усилением их взаимообусловленности и уменьшением относительной автономности.

При этом основное функциональное назначение мотивационной основы развития рынка труда должно заключаться именно в достижении эффективной занятости его субъектов в существующем экономическом пространстве регионов с целью достижения необходимого уровня конкурентоспособности их рабочей силы, приемлемого уровня доходов и социальной защищенности как условия успешной адаптации экономически активного населения к усилению влияния глобализации на региональные рынки труда.

Основным результатом и интегральным критерием трансформационных инновационных сдвигов в экономическом пространстве страны, уровня населения, положительной динамики социальных и демографических процессов является эффективная занятость. Следовательно, первым этапом комплексного исследования действующего мотивационного обеспечения эффективной занятости должна стать оценка занятости в аспекте достижения тех желаемых параметров, которые бы засвидетельствовали о приближении сегмента трудовой деятельности населения к такому его состоянию, которое бы можно было охарактеризовать как эффективная занятость. При этом на макроэкономическом уровне должны исследоваться индикаторы эффективности использования трудового потенциала: динамика ВВП на душу населения; уровень производительности труда; уровень занятости и безработицы; потери рабочего времени и т.п.

Эффективность труда – интегральный показатель, который содержит в себе также и социальные аспекты, которые можно лишь косвенно оценить через определение степени удовлетворения социальных, духовных, культурных и других потребностей человека и общества. Поэтому содержанием второго этапа комплексного исследования действующего мотивационного обеспечения эффективной занятости является оценка социальной эффективности занятости.

Весьма важным на данном этапе является анализ эффективности занятости в современных общественно-экономических условиях, определение тенденций развития рынка труда, присущих инновационным экономикам постиндустриральных обществ, что может свидетельствовать об изменениях в структуре занятости.

Главный критерий функционирования мотивационного обеспечения эффективной занятости можно развернуть в систему дополнительных компонентов. Эта система может включать:

  • пропорции распределения ресурсов рынка труда по характеру их участия в общественно полезной деятельности. Эти пропорции свидетельствуют о степени удовлетворения потребностей населения в рабочих местах и направлениях достижения полной занятости. Более высокая производительность труда создает предпосылки для роста доходов работников, а также повышения качества трудовой жизни. Соответственно граждане могут иметь больше свободного времени без снижения уровня жизни. Поэтому полная занятость с ростом производительности труда достигается при уменьшении уровня участия трудоспособного населения в общественном производстве;
  • уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве, который отражает, с одной стороны, потребность граждан в оплачиваемой работе, а с другой – спрос общественного хозяйства на рабочую силу;
  • структуру распределения работников по видам экономической деятельности и секторам экономики, что, по сути, представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам труда;
  • профессионально-квалификационную структуру работающих, которая показывает распределение работающего населения по профессионально-квалификационным группам и отражает степень сбалансированности подготовки кадров с потребностями экономики в квалифицированных работниках.

Третьим этапом комплексной оценки мотивационного обеспечения эффективной занятости на региональном рынке труда является оценка конкурентоспособности рабочей силы, возможности ее адаптации к влиянию глобальных экономических процессов на рынок труда. Необходимость такого направления анализа обусловлена возможной неконкурентоспособностью человеческих ресурсов: именно качественное несоответствие трудового потенциала и диспропорции между спросом на квалифицированные кадры и предложением имеющейся рабочей силы будут жестко лимитировать процессы инновационного развития рынка труда и ограничивать экономическую независимость страны.

Эффективная занятость населения – сложное явление, требующее комплексного подхода к исследованию методов, средств и форм механизмов ее регулирования с учетом социально-экономической оценки влияния на развитие общества. Кроме того, потребности теории и практики хозяйствования свидетельствуют о высокой актуальности построения рейтингов эффективности занятости, важности мотивационного обеспечения занятости и реализации потребностей населения путем трудовой деятельности. Разработка эффективных мер, направленных на развитие национального и регионального рынков труда, требует определения совокупности факторов воздействия на состояние и развитие рынков труда, согласования направлений их действия, оценки эффективности факторов, формирующих спрос и предложение рабочей силы. В частности, важное значение имеет направление воздействия на региональные рынки труда, связанное с определением приоритетных территорий, которым должна предоставляться государственная поддержка как в виде инвестиционных, так и организационных и других ресурсов. В качестве критерия определения приоритетных территорий целесообразно избрать интегральный показатель эффективности занятости определенного региона, ниже соответствующего среднего по стране показателя на тридцать процентов. По своей сути интегральный индикатор позволяет оценить состояние занятости (мотивационного механизма реализации потребностей) населения в определенном регионе, контролировать ее величину и динамику; определить направления трансформации, предоставляя соответствующую информацию органам государственного управления, предпринимателям, организациям, инвесторам, экономически активному населению.

Логическим продолжением исследования эффективности занятости, ее мотивационного механизма и реализации мотивов и потребностей на рынке труда является этап, который предполагает оценку эффективности мотивационного механизма обеспечения целесообразных инновационных трансформаций в экономической активности. В условиях трансформационных преобразований социально-экономические сдвиги в мотивационной системе должны быть оценены с точки зрения необходимости предупреждения возможных дисбалансов, в частности:

  • несоответствия объемов и структуры профессионально-квалификационной подготовки кадров реальным потребностям рынка труда;
  • низкого уровня вовлеченности населения в сферу легальной трудовой деятельности, его невысокой конкурентоспособности;
  • несоответствия территориально-отраслевой структуры занятости требованиям современных структурных трансформаций;
  • низкого уровня заработной платы.

Это дает основания сделать вывод, что для оценки и обоснования мотивационного механизма достижения эффективной занятости населения необходимо определить:

  • желаемое поведение экономически активного населения на рынке труда;
  • процесс стимулирования, то есть систему правил, процедур, механизмов стимулирования.

В этом случае методика анализа мотивационного механизма должна учитывать те факторы и признаки, которые играют основную роль в формировании характеристик занятости населения регионов и формируют подобный тип поведения индикаторов рынка труда.

На основе анализа наработок по инструментальному обеспечению социально-экономической политики целесообразно подвергнуть оценке такие блоки мотивационного механизма формирования эффективной занятости населения:

  • институционально-организационный блок методов, который предусматривает:
    • формирование институциональной структуры рынка труда, в частности, выполнение функций квалификационно-образовательного обучения и переобучения;
    • содействие в трудоустройстве, организации предпринимательской деятельности;
    • информационное и коммуникационное обеспечение;
    • социальную защиту;
    • организационную поддержку;
  • структурно-инвестиционную и финансовую составляющую механизма повышения привлекательности легального сектора занятости населения, методы которой должны формировать социально-экономическое пространство, определять основные параметры территориально-отраслевой системы занятости и признаки ее производительности. Она включает в себя довольно широкий спектр финансово-кредитных рычагов (процентные ставки, амортизационные отчисления, инвестиции, кредиты и т.д.), которые опосредованно влияют на сферу занятости. Проводя взвешенную финансово-кредитную политику, государство способно активно влиять на динамику уровня деловой активности населения с учетом региональных особенностей развития молодежного сегмента рынка труда;
  • социально-экономические методы регулирования рынка труда должны обеспечить формирование действенного механизма мотивации населения к занятости в официальном секторе экономики, совершенствованию собственных профессиональных способностей, повышению уровня производительности труда и уровня трудовой мобильности. Анализ мотивационной силы этой составляющей должен освещать применение рычагов влияния на количественные и качественные характеристики рабочей силы и ее структуру, формирование механизма трудовой мотивации в целом, а также поддержку социально приемлемого уровня стоимости и цены рабочей силы, поскольку снижение этих показателей ниже социально опасного уровня грозит деградацией и потерей ранее приобретенного профессионально-квалификационного потенциала и сужением воспроизводства рабочей силы.

Следующий этап оценки мотивационного обеспечения эффективной занятости населения состоит в определении степени удовлетворенности экономически активного населения (как занятым, так и безработным) от полученного вознаграждения за труд на конкретных рабочих местах в региональных экономиках, оценке работниками соответствия структуры и объема компенсационного вознаграждения за приложенные усилия, реализацию профессионально-квалификационных качеств и навыков, а также структуры и иерархии потребностей населения, которые можно удовлетворить в условиях эффективной занятости.

Учитывая многоаспектность проблемы развития мотивационных процессов в сфере формирования эффективной занятости можно предложить систему индикаторов оценки эффективности мотивационного обеспечения, характеризующую:

  • поло-возрастную структуру населения;
  • главные причины незанятости;
  • привлекательность и распространенность (доступность для рядового гражданина) путей трудоустройства;
  • доверие к деятельности и способность содействия по трудоустройству государственных институтов;
  • самостоятельность и активность поиска работы и причины, препятствующие в активном поиске работы;
  • оценку действенности и весомости стимулирования трудоустройства пособия по безработице;
  • причины отсутствия помощи по безработице;
  • видение (характеристику) желаемой работы и цель трудоустройства;
  • пути получения доходов в период временной официальной незанятости;
  • факторы сдерживания предпринимательской активности;
  • доминирующие потребности, которые определяют выбор профессии или цель поиска работы (в безопасности и защищенности, причастности, уважении и признании, в самовыражении);
  • удовлетворенность и соответствие материального вознаграждения на предыдущем рабочем месте;
  • приоритетные мотивы относительно перспектив изменения места работы и т.п.

Развернутая система индикаторов охватывает ключевые параметры мотивационного обеспечения трудовой деятельности населения и дает возможность детализировать реальный состав потребностей населения, их иерархию и возможность влияния и управления ими в контексте преодоления проблем и определения путей построения социально ориентированной инновационной экономики.

Таким образом, результаты комплексной оценки мотивационного обеспечения эффективной занятости позволят оптимизировать алгоритм воздействия на сферу занятости с целью приведения ее параметров в соответствие с задачами наращивания темпов экономического роста на инновационной основе, а значит, обеспечить рост уровня благосостояния населения, оценить возможные сценарные варианты мотивационных стратегий по локальными критериями эффективности занятости и на этой основе обосновать выбор наиболее подходящего из них.