Свободные экономические зоны – полюсы экономического роста

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Тенденции развития ведущих мировых держав в конце XX века и начале XXI века неоспоримо свидетельствуют о том, что сформирована новая модель развития рыночного механизма, постоянно обеспечивающая научно-технический и социальный прогресс.

Переход экономики России на новый инновационный путь развития в условиях глобализации и все более глубокой интеграции страны в мирохозяйственные связи невозможен без устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В этих условиях основной целью российской экономики является обретение нового качества развития путем кардинальных перемен в социально-экономическом плане на основе целеустремленной национальной стратегии, опирающейся на программу технологической модернизации России.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года предусматривают становление инновационно-ориентированной национальной модели экономики России, обеспечение поступательного экономического роста в условиях глобализации мировой экономической системы. Эти задачи будут решаться с помощью эффективных инструментов повышения инвестиционной привлекательности страны. Одним из способов обеспечения этого является создание свободных (особых) экономических зон (СЭЗ), важнейшей целью которых является привлечение инвестиций для развития экономического и научного потенциала на различных территориях страны.

Механизм функционирования особых экономических зон используется как в развитых, так и в развивающихся странах в качестве инструмента диверсификации экономики и регионального развития, направляемого на активизацию международного товарооборота, мобилизацию инвестиций, обмен технологиями, информацией, углубление интеграционных экономических процессов.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 г., с момента принятия Федерального Закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Согласно положениям действующего законодательства на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные особые экономические зоны; технико-внедренческие особые экономические зоны; туристско-рекреационные особые экономические зоны; портовые особые экономические зоны.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 17 особых экономических зон (из них шесть ОЭЗ промышленных типа, пять ОЭЗ технологического типа, четыре туристско-рекреационные зоны, две зоны логистического типа). В них работают более 340 компаний из 23 стран мира с общим объемом заявленных инвестиций свыше 400 млрд. рублей, или свыше 13 млрд. долларов США.

Эффекты от функционирования особых экономических зон выражаются, прежде всего, в формировании в регионах страны благоприятного инвестиционного климата, в улучшении условий для ведения бизнеса, в развитии инфраструктуры регионов, сферы услуг и новейших технологий, в повышении объемов производства и экспорта отечественных товаров, сокращении импортозависимости регионов, в повышении занятости населения и увеличении объемов налоговых отчислений в бюджеты разных уровней.

Говоря о социально-экономических результатах функционирования ОЭЗ в регионах страны, можно отметить следующее: по объему выпускаемой продукции, насыщенности ассортиментного ряда, объему привлеченных инвестиций и количеству созданных рабочих мест лидирует ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга». Её функционирование на территории Татарстана способствует развитию добывающих и обрабатывающих отраслей производства в регионе, развитию машиностроения, IT-технологий. На конец 2012 г. на территории ОЭЗ было зарегистрировано 36 резидентов, которыми было освоено инвестиций на сумму 32,6 млрд. руб. На настоящий момент на территории ОЭЗ «Алабуга» уже действует 7 заводов, выпускающих самую разнообразную номенклатуру продукции. На конец отчетного периода 2012 г. заводами было произведено продукции на сумму 45,9 млрд. руб., величина налоговых отчислений в бюджеты разных уровней составила 3,8 млрд. руб., было создано 3046 рабочих мест.

Кроме того, значимыми для экономики страны являются технико-внедренческие ОЭЗ, которые сейчас уверенно развиваются. Наиболее привлекательной для иностранных инвесторов выглядит ОЭЗ «Санкт-Петербург», в которых успешно формируются отраслевые кластеры с участием крупнейших компаний мира. На сегодняшний день на территории особой экономической зоны «Санкт-Петербург» зарегистрированы в качестве резидентов 30 компаний, 7 из которых уже ведут технико-внедренческую деятельность. В целом, с момента открытия ОЭЗ в Петербурге (2005 г.) объем инвестиций резидентов достиг 2,9 млрд. рублей. Объем налоговых отчислений, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней, за весь период работы ОЭЗ составил 785 млн. рублей налогов. Объем выручки компаний-резидентов за весь период действия ОЭЗ составил около 530 млн. рублей. На данный момент резидентами особой экономической зоны создано более 500 рабочих мест. Эффекты от такого стремительного роста ОЭЗ в Санкт-Петербурге непременно сказываются на экономике страны в целом, и выражаются в локализации организаций и наукоемких производств, создании условий для развития высокотехнологичных, инновационных производств, способных заместить отечественными аналогами импортные товары.

Туристско-рекреационные ОЭЗ, располагающиеся на территории Алтайского края, республики Бурятия, Иркутской области, находятся пока на начальных стадиях своего развития. Иностранные инвесторы заинтересованы в участии в проектах на территории данных зон. Всего в туристско-рекреационные ОЭЗ заявлены инвестиции на сумму 58,1 млрд. руб. Реализация проектов в туристическо-рекреационной сфере будет способствовать благоустройству и развитию внутренней инфраструктуры регионов, развитию и расширению сферы услуг, росту туристического потока на Алтай и Байкал, росту занятости как непосредственно в туристической сфере, так и в смежных видах деятельности.

На территории Ставропольского края постановлением Правительства РФ № 71 от 3 февраля 2007 г. также была образована особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Гранд Спа Юца». Создание подобной зоны было обусловлено значительным туристско-рекреационный потенциалом края, который позволяет развивать здесь приоритетные направления экологического, рекреационного, делового, спортивного, познавательного и других видов туризма. Всего было запланировано привлечь в регион около 49 млрд. рублей инвестиций, что позволило бы увеличить поступления в бюджеты всех уровней до 139 млрд. рублей, создать более 28000 новых рабочих мест в туристско-рекреационных предприятиях и организациях на сопредельных к ОЭЗ территориях Кавказских Минеральных Вод. В 2012 г. была разработана концепция развития особой экономической зоны, проект планировки её территории, но вместе с тем, в особой экономической зоне не было зарегистрировано ни одного резидента. В декабре 2012 г. Правительство РФ включило особую экономическую зону на территории Ставропольского края в состав туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и республике Адыгея, который находится под управлением ОАО «Курорты Северного Кавказа». Такое объединение позволит активизировать работу по развитию кластера, в том числе путем формирования единой системы управления, общих подходов в построении логистической и маркетинговой систем, концентрации финансовых ресурсов на решение приоритетных задач.

Портово-логистические зоны, находящиеся в Хабаровском крае и Ульяновской области, являются площадкой для предоставления и расширения видов логистических услуг, организации судостроительной и судоремонтной деятельности, а также базой для новых маршрутов.

Несмотря на положительную динамику в развитии ряда ОЭЗ на территории России, на данный момент есть и ряд отрицательных моментов, требующих подробного рассмотрения и поиска путей решения.

Так, вклад ОЭЗ в инновационную модернизацию экономики России пока еще не в полной мере соответствует первоначальным ожиданиям. Объем инвестиций, осуществленных их резидентами, находится примерно на уровне 10-12% от их объявленных инвестиционных планов. Значительно ниже ожидавшихся и объемы привлеченных иностранных инвестиций. Примерно также обстоит пока дело и с инновационным эффектом зон, который пока представляется ограниченным, не получающим достаточного развития. Это связано с высоким уровнем монополизации российской экономики, отсутствием достаточного числа активно действующих инновационных посредников, изолированностью особых экономических зон всех типов, что ведет к слабому воздействию на внешнюю среду этих зон, и снижает эффект инновационной модернизации экономики страны.

Также, в России особые экономические зоны не обладают необходимыми преимуществами для привлечения иностранных инвесторов. Для того, чтобы привлечь инвестиции, необходимо мобилизовать расходы на исследования и разработки в частном секторе, который станет драйвером реформирования российской сырьевой экономики. Однако такая инновационная реформа неосуществима без участия крупных мировых корпораций, а процесс ее реализации может растянуться на десятилетия.

Кроме того, в нашей стране на сегодняшний день отсутствует полноценный институт нормативно-правового обеспечения создания и развития особых экономических зон, что снижает уровень эффективности данных территорий.

Для решения данных проблем требуется принять единый нормативно-правовой акт на федеральном уровне, который позволил бы выработать единую политику в области ОЭЗ, определить порядок и формы их государственной поддержки, систематизировать комплекс вопросов, касающихся участия иностранного капитала на территории ОЭЗ России, а также финансово-правового регулирования данной сферы.

Кроме того, существенным резервом повышения эффективности функционирования ОЭЗ в инновационном плане, является более активное и целенаправленное использовании инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП), таких как: соинвестирование проектов; налоговое льготирование против конкретных инвестиционных обязательств; минимизация административных процедур; создание системы финансирования и трансферта инноваций, государственные закупки инновационной продукции. Данный механизм, как убедительно свидетельствует зарубежный опыт позволяет институту ОЭЗ стать локомотивом инновационных преобразований в экономике.

Таким образом, на современном этапе развития Россия ставит перед собой амбициозные цели долгосрочного развития, единственным возможным способом достижения которых, является переход экономики страны на инновационную, социально-ориентированную модель развития. Этому будет способствовать формирование особых экономических зон – как перспективных инструментов для построения диверсифицированной экономики развития высокотехнологичных секторов современного производства и сферы услуг.

Авторы: Цымбалова Ю.А., Зубкова М.М., Институт экономики и управления, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, rusnauka.com

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна