Применение программно-целевого подхода для государственного регулирования малого нефтяного бизнеса

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Важной задачей государственного регулирования в нефтегазовом комплексе является обеспечение баланса между развитием крупного и малого нефтяного бизнеса (МНБ). Для экономики в целом устойчивое функционирование малого предпринимательства позитивная тенденция, поскольку происходит развитие рыночных институтов, появляется конкуренция и ориентация на инновационное развитие.

В нефтяной отрасли существуют высокие барьеры входа в бизнес для малого предпринимательства. Это связано с особенностями добычи нефти, такими как: зависимость от горно-геологических условий и транспортной инфраструктуры, капиталоемкость проектов, доступ к рынкам сбыта. Лучшие месторождения уже разрабатываются крупными нефтяными холдингами, получить в пользование участок недр нераспределённого фонда с хорошими промысловыми характеристиками для малого бизнеса не представляется реальной задачей. Кроме того не всегда можно обеспечить стабильный доступ к трубопроводным мощностям и рынкам сбыта.

Все это предполагает активное использования программно-целевых подходов в государственной экономической политике. Программно-целевой подход призван обеспечить формирование и реализацию стратегических планов с условием обязательного учета интересов МНБ. Индикаторы таких программ должны быть нацелены на увеличение доли добычи нефти малыми компаниями и повышения их конкурентоспособности, а также возможности полноценно функционировать вместе с крупными холдингами.

Инструментом реализации стратегий развития малого нефтяного бизнеса могут выступать федеральные целевые программы (ФЦП), позволяющие в рамках программно-целевого подхода формализовать необходимые мероприятия для системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем энергетической политики. Также ФЦП должны обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей сбалансированного развития с активным привлечением МНБ в процесс освоения месторождений и оказания сервисных услуг. В рамках таких программ проводится обоснование различных форм государственного стимулирования развития различных секторов экономики, в нашем случае это могут быть организационно-административные и финансово-кредитные механизмы поддержки МНБ.

Федеральные целевые программы (ФЦП) – это инструмент программно-целевого планирования. Особенности ФЦП в условиях России следующие:

  • ориентация на решение стратегических задач развития отраслей, регионов, комплексов;
  • долгосрочный горизонт планирования, позволяющий оценивать общественные, бюджетные и коммерческие эффекты;
  • системный подход к формированию целевых установок, в рамках важнейших ключевых пространств, таких как ресурсы, сроки, экономические индикаторы, управленческие решения, социальная ответственность государства и бизнеса;
  • открытый порядок формирования программ и общественный контроль за ходом их реализации;
  • высокий уровень прозрачности государственных заказов в рамках программных мероприятий;
  • адаптивные механизмы корректировки мероприятий программы, способных обеспечить быструю реакцию менеджмента проекта на изменения происходящие во внешней среде и оказывающие влияние на реализацию программы;
  • возможность в рамках реализации программ находить точки взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти и частных компаний.

Целевые программы, как правило, включают комплекс исследовательских, инновационных, производственно-технологических, социально-экономических, организационно-административных и других мероприятий, способствующих решению стратегических задач.

На настоящее время ФЦП наиболее понятный и прозрачный инструмент проведения экономической политики для структурной перестройки энергетического сектора и других отраслей промышленности.

Такие программы, выполняемые под контролем государства, должны обеспечивать взаимодействие федерального центра, регионов, крупных нефтяных холдингов, МНБ. В рамках ФЦП, направленной на развитие нефтегазовых регионов или реализацию проекта освоения крупного углеводородного месторождения, целесообразно зафиксировать роль малого нефтегазового бизнеса в сферах разведки, добычи, сервисных услуг.

Важная роль в рамках программно-целевого планирования должна отводиться инструментарию интеграционных методов взаимодействия крупных компаний с малым бизнесом на основе субподрядов и механизмов аутсорсинга. В качестве обязательной стратегической задачи ФЦП необходимо прописать условия реализация проектов реанимации бездействующих скважин и низкорентабельных объектов углеводородного сырья, принадлежащих крупным нефтяным холдингам с обязательным привлечением МНБ, оказывающих услуги по добыче, капитальному ремонту скважин, переработке нефтяного газа.

При этом в ФЦП должна прописываться роль государства, которая меняется в зависимости от масштабности и типа проекта его региональной принадлежности. Для масштабных проектов – это участие в финансировании развития инфраструктуры, создание институциональных условий привлечения дополнительных инвестиций, стимулирования активизации инновационной деятельности. Для средних и мелких проектов стимулирование развития малых добывающих и сервисных компаний.

В рамках формирования таких проектов как освоение новых месторождений углеводородного сырья со строительством портовой инфраструктуры и нефтеналивных терминалов государство должно способствовать формированию рыночной среды по развитию кластеров конкурентоспособности с участием малого бизнеса, но в основном секторе оказания сервисных услуг.

Основные стратегические задачи сбалансированного развития нефтегазового комплекса с целью активизации деятельности МНБ, которые должны фиксироваться в рамках ФЦП или других целевых программ следующие:

  • Совершенствование антимонопольной политики должно быть направлено на устранение дискриминации, сдерживающей развитие МНБ в части доступа к трубопроводному транспорту и потребителям.
  • Совершенствование налоговой политики должно быть направлено на дифференциацию налоговых ставок в зависимости от геолого-промысловых и географо-экономических условий разработки, а также выработанности и рентабельности месторождений; кроме того ввести расчет ставки налога на добычу полезных ископаемых для МНБ на основе внутренних цен.
  • Совершенствование условий кредитования малых предприятий. Для малых нефтяных компаний необходимо снижать ставки кредита, в связи с низкой обеспеченностью финансовыми средствами. Должны быть также прописаны государственные гарантии на получение кредитов для МНБ.

Источник: Шейкин А.Г. «Применение программно-целевого подхода для государственного регулирования малого нефтяного бизнеса»

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна