Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Применение программно-целевого подхода для государственного регулирования малого нефтяного бизнеса
Важной задачей государственного регулирования в нефтегазовом комплексе является обеспечение баланса между развитием крупного и малого нефтяного бизнеса (МНБ). Для экономики в целом устойчивое функционирование малого предпринимательства позитивная тенденция, поскольку происходит развитие рыночных институтов, появляется конкуренция и ориентация на инновационное развитие.
В нефтяной отрасли существуют высокие барьеры входа в бизнес для малого предпринимательства. Это связано с особенностями добычи нефти, такими как: зависимость от горно-геологических условий и транспортной инфраструктуры, капиталоемкость проектов, доступ к рынкам сбыта. Лучшие месторождения уже разрабатываются крупными нефтяными холдингами, получить в пользование участок недр нераспределённого фонда с хорошими промысловыми характеристиками для малого бизнеса не представляется реальной задачей. Кроме того не всегда можно обеспечить стабильный доступ к трубопроводным мощностям и рынкам сбыта.
Все это предполагает активное использования программно-целевых подходов в государственной экономической политике. Программно-целевой подход призван обеспечить формирование и реализацию стратегических планов с условием обязательного учета интересов МНБ. Индикаторы таких программ должны быть нацелены на увеличение доли добычи нефти малыми компаниями и повышения их конкурентоспособности, а также возможности полноценно функционировать вместе с крупными холдингами.
Инструментом реализации стратегий развития малого нефтяного бизнеса могут выступать федеральные целевые программы (ФЦП), позволяющие в рамках программно-целевого подхода формализовать необходимые мероприятия для системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем энергетической политики. Также ФЦП должны обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей сбалансированного развития с активным привлечением МНБ в процесс освоения месторождений и оказания сервисных услуг. В рамках таких программ проводится обоснование различных форм государственного стимулирования развития различных секторов экономики, в нашем случае это могут быть организационно-административные и финансово-кредитные механизмы поддержки МНБ.
Федеральные целевые программы (ФЦП) – это инструмент программно-целевого планирования. Особенности ФЦП в условиях России следующие:
- ориентация на решение стратегических задач развития отраслей, регионов, комплексов;
- долгосрочный горизонт планирования, позволяющий оценивать общественные, бюджетные и коммерческие эффекты;
- системный подход к формированию целевых установок, в рамках важнейших ключевых пространств, таких как ресурсы, сроки, экономические индикаторы, управленческие решения, социальная ответственность государства и бизнеса;
- открытый порядок формирования программ и общественный контроль за ходом их реализации;
- высокий уровень прозрачности государственных заказов в рамках программных мероприятий;
- адаптивные механизмы корректировки мероприятий программы, способных обеспечить быструю реакцию менеджмента проекта на изменения происходящие во внешней среде и оказывающие влияние на реализацию программы;
- возможность в рамках реализации программ находить точки взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти и частных компаний.
Целевые программы, как правило, включают комплекс исследовательских, инновационных, производственно-технологических, социально-экономических, организационно-административных и других мероприятий, способствующих решению стратегических задач.
На настоящее время ФЦП наиболее понятный и прозрачный инструмент проведения экономической политики для структурной перестройки энергетического сектора и других отраслей промышленности.
Такие программы, выполняемые под контролем государства, должны обеспечивать взаимодействие федерального центра, регионов, крупных нефтяных холдингов, МНБ. В рамках ФЦП, направленной на развитие нефтегазовых регионов или реализацию проекта освоения крупного углеводородного месторождения, целесообразно зафиксировать роль малого нефтегазового бизнеса в сферах разведки, добычи, сервисных услуг.
Важная роль в рамках программно-целевого планирования должна отводиться инструментарию интеграционных методов взаимодействия крупных компаний с малым бизнесом на основе субподрядов и механизмов аутсорсинга. В качестве обязательной стратегической задачи ФЦП необходимо прописать условия реализация проектов реанимации бездействующих скважин и низкорентабельных объектов углеводородного сырья, принадлежащих крупным нефтяным холдингам с обязательным привлечением МНБ, оказывающих услуги по добыче, капитальному ремонту скважин, переработке нефтяного газа.
При этом в ФЦП должна прописываться роль государства, которая меняется в зависимости от масштабности и типа проекта его региональной принадлежности. Для масштабных проектов – это участие в финансировании развития инфраструктуры, создание институциональных условий привлечения дополнительных инвестиций, стимулирования активизации инновационной деятельности. Для средних и мелких проектов стимулирование развития малых добывающих и сервисных компаний.
В рамках формирования таких проектов как освоение новых месторождений углеводородного сырья со строительством портовой инфраструктуры и нефтеналивных терминалов государство должно способствовать формированию рыночной среды по развитию кластеров конкурентоспособности с участием малого бизнеса, но в основном секторе оказания сервисных услуг.
Основные стратегические задачи сбалансированного развития нефтегазового комплекса с целью активизации деятельности МНБ, которые должны фиксироваться в рамках ФЦП или других целевых программ следующие:
- Совершенствование антимонопольной политики должно быть направлено на устранение дискриминации, сдерживающей развитие МНБ в части доступа к трубопроводному транспорту и потребителям.
- Совершенствование налоговой политики должно быть направлено на дифференциацию налоговых ставок в зависимости от геолого-промысловых и географо-экономических условий разработки, а также выработанности и рентабельности месторождений; кроме того ввести расчет ставки налога на добычу полезных ископаемых для МНБ на основе внутренних цен.
- Совершенствование условий кредитования малых предприятий. Для малых нефтяных компаний необходимо снижать ставки кредита, в связи с низкой обеспеченностью финансовыми средствами. Должны быть также прописаны государственные гарантии на получение кредитов для МНБ.
Источник: Шейкин А.Г. «Применение программно-целевого подхода для государственного регулирования малого нефтяного бизнеса»