Таргетирование как механизм регулирования экономики

Существует три вида таргетирования: монетарное, валютное и инфляционное. В нашей стране применяется таргетирование валютного курса. Режим таргетирования валютного курса предполагает, что центральный банк устанавливает номинальный обменный курс как промежуточную цель монетарной политики и старается обеспечить его стабильность валюты относительно так называемой страны-якоря за счет изменения процентных ставок и прямых валютных интервенций, импортируя таким образом ценовую стабильность этой страны.

Разберемся, почему таргетирование валютного курса может привести к негативным последствиям и, в частности, почему негативной является интервенция иностранной валюты на валютном рынке.

Таргетирование валютного курса, как уже было отмечено, направленно на поддержание устойчивого уровня соотношения между национальной и иностранной валютами. При этом регулируется соотношение между обращением национальной и иностранной валюты. Такая политика довольно удобная, так как регулируется экспорт-импорт товаров и услуг, сдерживается вывоз капитала за границу и стимулируется инвестирование в национальную экономику. Однако такая политика имеет свои недостатки.

Однако, прежде чем говорить об этих недостатках, следует обратить внимание на сущность такого понятия как деньги. Общеизвестной и общеупотребительной является формула Фишера для обозначения денежной массы, обращающейся в определенной стране: MV = PQ, где М – масса денег, которая обращается в стране, V – скорость обращения единицы за некоторый промежуток времени, Р – средний уровень цен в стране, Q – количество товаров и услуг, имеющихся в стране. Если взять V = 1, то получим M = PQ, то есть все товары и услуги, выпущенные в стране в некоторый период времени, за который денежная масса совершает один оборот в стране, равны всем деньгам, имеющимся в экономике. Идеальной является ситуация в стране, когда уровень цен остается стабильным (отсутствует инфляция или она является прогнозируемой и управляемой), то есть P = const A, где А – прогнозируемый рост уровня цен за определенный период. В таком случае имеем прямую зависимость M от Q, то есть денежная масса полностью зависима от всех товаров и услуг, выпускаемых в стране или в регионе, где они действуют, от его валового внутреннего продукта.

Если государство осуществляет субсидирование некоторых секторов экономики, то оно тем самым уменьшает покупательную способность других субъектов за счет общего повышения уровня цен, а потому к эмиссии денег надо относиться осторожно. Деньги – абсолютно ликвидные государственные ценные бумаги, дающие субъекту, который их имеет, право владеть частью ВВП определенной страны или обменять их при условии свободной конвертируемости на аналогичные ценные бумаги другого государства или региона. Другими словами, получая рубль, мы имеем право на владение некоторой частью ВВП России, имея евро – части ВВП европейского региона, фунтов стерлингов – части ВВП Великобритании и т.п.

Теперь взглянем на сущность интервенции иностранной валюты для поддержания нормального курса валют. Для того, чтобы увеличить курс национальной валюты относительно иностранной и обеспечить рост инвестиций в национальную экономику, стоит удешевить стоимость иностранной валюты, а для этого необходимо увеличить ее долю в национальной экономике. Для этого центральный банк вводит в банковскую систему иностранную валюту, которая есть в резервах, правительство дает дотации и выплаты субъектам с помощью иностранной валюты. Однако эти средства нужно где-то взять, а в запасе их не осталось, поэтому государство может обратиться за кредитом к другой стране и одолжить определенную сумму, чтобы покрыть недостачу. Беря кредит у другого государства, согласно нашему определению, мы берем право на приобретение товаров и услуг данного государства. По сути, когда мы запускаем эти деньги в экономику, то стимулируем наших субъектов приобретать товары и услуги государства-кредитора, на которые, в конце концов, они будут потрачены. Самый желанный путь расходования этих средств – инвестиции в производство. Самый нежелательный – потребление. В любом случае, как свидетельствует практика, значительная часть этих средств расходуется на потребление. Таким образом, государство-кредитор обеспечивает себе дополнительный спрос на свои товары и услуги, стимулируя развитие собственной экономики.

Иностранное кредитование имеет смысл только в случае продуманного и взвешенного инвестирования в национальную экономику, направленного на развитие отдельных ее отраслей, и является весьма опасным, когда используется для покрытия дефицита бюджета. В последнем случае преимущество должно предоставляться внутренним займам путем продажи государственных ценных бумаг.